Курс на Восток

14 февраля 2011, 00:00
  Сибирь
Фото: Борис Барышников
Дмитрий Шатохин (на фото справа) рассчитывает с помощью Hyundai Steel нарастить свое присутствие на рынках Азии

Компания «Сибирский Антрацит», добывающая уголь в Новосибирской области, в сотрудничестве с Hyundai Steel (сталелитейная «дочка» южнокорейской корпорации Hyundai-Kia) рассматривает возможность строительства собственного порта в Приморском крае. Об этом заявил член совета директоров компании Дмитрий Шатохин на церемонии подписания протокола о сотрудничестве с Hyundai Steel, которая состоялась 27 января в Новосибирске в присутствии губернатора области Василия Юрченко.

Подписанный протокол является закреплением уже сложившегося сотрудничества двух компаний, начавшегося в 2009 году, а в прошлом году подкрепленного пятилетним контрактом на поставку антрацита. По последнему документу на заводы компании Hyundai Steel в Южной Корее и Китае уже поставлено, по словам Шатохина, «несколько десятков корабельных партий антрацита» (или несколько сотен тысяч тонн).

Подробности нового протокола пока не известны, однако было заявлено, что основные направления сотрудничества — строительство объектов инфраструктуры и совместные НИОКР. «Мы хотим перенять максимальное количество опыта и привлечь Hyundai Steel к нашим проектам, которые важны для нас, но не относятся непосредственно к добыче»,  — отметил Шатохин. Если сфера исследований пока остается неопределенной, то строительство портовых мощностей является логичным продолжением политики развития «Сибирского Антрацита» по наращиванию добычи и выходу на новые рынки. В 2010 году компания добыла порядка 2,3 млн тонн антрацита UHG (Ultra High Grade), причем 97% из этого объема было поставлено на рынки Европы и стран Юго-Восточной Азии. Стратегия компании — довести ежегодные объемы добычи до 10 млн тонн. Приобретение нового партнера в Южной Корее — потребителя производимой продукции — в этом направлении видится весьма логичным.

«Планы по строительству портовых мощностей означают, что основным направлением развития компании будут азиатские рынки. Сейчас компания «Сибирский Антрацит» работает с ними через ряд портов Дальнего Востока, включая Находку и Владивосток. Точные параметры планируемого порта, который может быть расположен в этом же районе, сейчас проходят стадию обсуждения. Срок строительства и проектирования — порядка двух с половиной или трех лет. Причем мы не исключаем, что проект будет реализован совместно с другой компанией, заинтересованной в поставках угля в страны АТР»,  — прокомментировали ситуацию в пресс-службе ЗАО «Сибирский Антрацит».

В том, что проект будет реализован с каким-то крупным партнером, сомневаться не приходится в первую очередь из-за стоимости строительства порта. «Только один терминал обойдется в сумму не менее пяти миллиардов рублей. Соответственно от количества планируемых терминалов будет увеличиваться и общая стоимость порта. Скорее всего, стоимость такого проекта составит не менее 10–15 миллиардов рублей»,  — отмечает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. При этом общая сумма всей инвестиционной программы ЗАО «Сибирский Антрацит» на 2010–2012 годы составляет 5,8 млрд рублей, из которых собственные средства — 3,2 млрд.

Сейчас существующие логистические мощности компании — обогатительные и погрузочные подразделения, а также подъездные пути — позволяют отгружать только 3 млн тонн угля в год. Поэтому уже существуют планы по их расширению. В частности, разрабатывается проект по увеличению отгрузки через станцию Евсино — четыре этапа развития с увеличением до 7 млн тонн, существуют планы по строительству станций Погрузочная-2 и Погрузочная-3 (все объекты находятся в Искитимском районе Новосибирской области) и соединительного перегона между ними длиной порядка 30 км. Планируется приобретение собственных локомотивов, вагонов и развитие железнодорожного строительства.

Стратегия «Сибирского Антрацита» вполне очевидна — компания идет по пути выстраивания полноценной логистической инфраструктуры. Строительство собственных портовых мощностей — логичный шаг в этом направлении. «Главное преимущество собственного порта, как и собственного терминала, в том, что при больших объемах отгрузок можно избежать убытков при простоях, например, при задержке груза на железной дороге, падении цен. Порт сам по себе является частью единой цепи грузоперевозок. И его наличие в собственности позволяет оптимизировать логистику, а значит, сократить издержки», — заключает Сафонов. Если этот проект осуществится, компания встанет в один ряд с крупнейшими добывающими предприятиями, работающими в Сибири. Так, Evraz Group владеет ОАО «Находкинский морской торговый порт», СУЭК весной 2010 года запустила (через дочернюю структуру «Дальтранс­уголь») в порту Ванино новый угольный терминал мощностью 12 млн тонн. «Кузбассразрез­углю» принадлежит компания «Восточный порт», а ГМК «Норильский никель»  — порт Дудинка.