Все для потребителя

Сергей Чернышов
28 февраля 2011, 00:00
  Сибирь

Сфера информационных технологий в Сибири повернулась лицом к конкретному человеку: расширяется количество сервисов, повышается качество и доступность конечного продукта

Сибирь по-прежнему отстает от остальной России в деле развития информационных технологий (ИТ) как полноценной отрасли экономики. Однако это отставание с каждым годом становится все менее заметным: динамика развития ИТ-индустрии в Сибирском федеральном округе (СФО) выше, чем в целом по стране. Вклад в общую картину вносят как федеральные игроки, которые консолидируют активы и создают телекоммуникационные компании полного спектра услуг (МТС, «Ростелеком»), так и представители местного бизнеса, которые смело идут в розницу и вкладываются в новые технологии.

Точка в кризисе

Если кризис в других отраслях экономики характеризовался отрицательной динамикой роста (по итогам 2009 года индекс промышленного производства в России уменьшился на 10,8%, валовый внутренний продукт упал на 7,9%), то в сфере ИТ 2008–2010 годы стали лишь периодом снижения темпов развития. Раньше рост общей выручки и объемов оказанных услуг составлял по отдельным показателям 20–30% в год, в кризис темпы упали в среднем до 5–10% (в зависимости от профиля компании). В итоге в 2010 году ключевые игроки телекоммуникационного рынка показали (некоторые — по предварительным расчетам) рост прибыли по сравнению с 2009 годом.

Так, крупнейший оператор телекоммуникационных услуг в Сибири — ОАО «Сибирьтелеком» — за 9 месяцев 2010 года увеличил выручку на 3% по сравнению с тем же периодом 2009 года, а чистую прибыль — более чем в два раза (с 1,8 до 3,8 млрд рублей). Свою лепту в этот рост внес и запущенный в 2009 году Центр обработки данных — его выручка увеличилась на 43% (что вызвано эффектом нулевой базы). ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) показало за тот же период рост прибыли на 9,2%. Причем выручка от услуг фиксированной связи прибавила 12,9%, то есть направление непрофильных ранее для сотовых операторов услуг телефонной связи развивается опережающими темпами.

Правда, не всем игрокам от этого станет лучше: статистика не учитывает менталитет жителей российских регионов (см. «В зоне риска»). «В России кризисные тенденции проявились более ярко, чем в той же Европе. В качестве одной из причин можно назвать идеологию жителя России, согласно которой расходы на покупку программного обеспечения — вещь  не всегда обязательная. Программами пользуются около 70 процентов пользователей, хотя эта цифра постоянно снижается», — констатирует управляющий директор ЗАО «Лаборатория Касперского» в России и странах Закавказья Сергей Земков.

Однако в целом ИТ-компании нормально пережили кризис. Слабым звеном всей отрасли (от услуг связи до продаж программного обеспечения) по-прежнему является обслуживание корпоративного сегмента, поскольку, когда наступили тяжелые времена, компании стали сокращать штат айтишников, меньше тратить на оборудование и программное обеспечение (то есть резать ИТ-бюджеты). В итоге, согласно данным исследования аналитической компании GlobalCIO (сделанного методом анкетирования ИТ-директоров крупных и средних компаний), в 2009 году в среднем ИТ-бюджет российской компании составил только 40% от докризисного уровня: 1 600 против 2 700 долларов на одного сотрудника. Но в прошлом году наметилась тенденция к восстановлению. Согласно данным GlobalCIO, рост корпоративных расходов на ПО, технику и специалистов составил 5–10%, хотя международная аналитическая компания IDC дает другую цифру по России — порядка 17,3% роста по сравнению с 2009 годом.

Другой фактор кризиса продаж в корпоративном сегменте (помимо упомянутых ИТ-бюджетов) — обвал в строительной отрасли. «Одна из ключевых статей дохода операторов сети Интернет — телефонизация новостроек. Когда целый ряд строек был заморожен, доходы по этой статье упали. Сегодня строительство возобновлено, да и по бизнес-сегменту подключений больше, чем отключений. Поэтому мы можем прогнозировать, что в 2011 году будет реальная возможность выйти на докризисные показатели», — отмечает коммерческий директор ЗАО «Зап-СибТранстелеком» (бренд «ТТК-Западная Сибирь») Борис Плетнев.

Битва за потребителя

Таким образом, кризис заставил телекоммуникационные компании и производителей ПО переориентироваться на сегмент физических лиц. Спрос в нем сохранился, в отличие от корпоративного сегмента, поэтому основные инвестиции компаний сосредоточились именно на «физиках». «Этот рынок привлекателен сегодня для любого оператора — маржинальность здесь выше, чем в корпоративном сегменте, а также присутствует фактор стабильности потребления услуг. Сейчас все нацелены именно на рынок конечного пользователя, несмотря на то что затраты здесь выше, чем на оптовом рынке и окупаются они в среднем пять-шесть лет», — говорит Борис Плетнев.

Примечательно, что в активную борьбу за конечного потребителя в последние два года включились даже те игроки, которые еще недавно практически бездействовали из-за своей исторически сложившейся доли на рынке. Так, «Сибирьтелеком» (СТК) в 2010 году запустил единую сервисную карту оплаты всех услуг, открыл сотни точек продаж и обслуживания клиентов в городах Сибири, активно взялся за оказание комплексных услуг населению (телевидение, интернет и телефон в одном пакете). А с начала прошлого года услуги широкополосного интернета от СТК стали доступны и в небольших городах и поселках.

Кстати, битвой за конечного потребителя можно объяснить и общий тренд для всех телекоммуникационных компаний — объединение услуг фиксированной и мобильной связи. Если раньше по такому пути шел только «Вымпелком» (мобильный бренд «Билайн»), то теперь все крупные операторы предлагают эту услугу. «В будущем мы ожидаем резкое развитие услуг по объединению фиксированной и мобильной связи с другими типами телекоммуникационных сервисов, поэтому уже сейчас готовим наши сети к этому прогрессивному скачку», — замечает коммерческий директор Сибирского филиала ОАО «Ростелеком» Роман Громыко.

По тому же пути идут и производители ПО: конечным пользователям они также стараются предложить пакетные услуги. «2010 год стал для нас годом успеха в ретейле, потому что был сформирован полноценный розничный продукт. Более 50 процентов продаж в России — это реализация в розничных точках сбыта. При этом активно развиваются другие сегменты консьюмерского рынка — например, год назад был запущен сервис подписки на антивирус через провайдера. Сейчас в СФО такие услуги доступны в Новосибирске и Чите», — говорит Сергей Земков.

Уже сложившаяся высокая конкуренция в рознице побуждает ИТ-компании задумываться о новых подходах к продвижению продуктов, в частности, через формирование сообществ покупателей наподобие социальных сетей. «Мы постепенно начинаем завоевывать консьюмерский сегмент. Для этого, скажем, в приставках X-box появился сервис социальной сети «X-box Life», в которой пользователи могут играть по сети. Это свежая тема, импульс к развитию. Речь сегодня все больше идет о том, чтобы продавать даже физическим лицам не «коробки», а комплексные, готовые решения», — рассказывает руководитель по СФО и ДФО компании Microsoft Ирина Максимова.

Слияния и поглощения

В целом отрасли еще есть куда развиваться, и это предопределяет ее высокую инвестиционную привлекательность. Поэтому процессы интеграции ключевых игроков рынка в рамках больших холдингов, а также активное объединение небольших местных компаний продолжаются. Укрупнившимся игрокам проще управлять растущими операционными издержками, а также формировать комплексные продукты для потребителя.

Наиболее значимым событием в этом направлении (как по количеству затрагиваемых абонентов, так и по стоимости активов) можно считать реорганизацию СТК. Предполагается, что компания как самостоятельное акционерное общество будет ликвидирована в апреле 2011 года — на этом и завершится процесс объединения в рамках единого федерального оператора ОАО «Ростелеком». Хотя процедура эта довольно формальная, реорганизация СТК приведет к серьезной корректировке стратегии развития ведущего оператора связи в Сибири. «Мы ожидаем, что достижение этих задач повлечет за собой значительный рост рыночной капитализации (стоимости) объединенной компании», — говорит Роман Громыко.

Другим заметным событием стало объединение ОАО «МТС» и ОАО «Комстар — Объединенные ТелеСистемы». Активная фаза ребрендинга началась в октябре 2010 года, до конца года текущего бренд «Комстар» (а также бренды ЗАО «Мультирегион», работающего под торговой маркой «Мультинэкс») в регионах Сибири будут заменены брендом «МТС». В регионах Сибири итоги объединения можно почувствовать уже сейчас. Так, уже в августе все пользователи «Комстар» могли подключиться к ряду тарифов МТС, и по итогам 2010 года 50% новых подключений «Комстар» в Сибири пришлись именно на интегрированный продукт. «Для нас это означает новые возможности для развития услуг фиксированной связи, доступа в Интернет и платного ТВ. Сейчас наша задача — грамотно использовать эти возможности для достижения максимального эффекта от интеграции «Комстар» и МТС», — говорит директор Сибирского филиала «Комстар-Регионы» Владимир Алаев.

Игроков регионального значения эти процессы также затронули. Так, в конце 2010 года ЗАО «Комстар-регионы» приобрело ООО «Новосибирская мультисервисная компания» (работает под брендом CityHomeNet). Компания была оценена в 725 млн рублей. А в ноябре 2010 года WiMAX-оператор «Энфорта» завершил сделку по приобретению кузбасского провайдера ЗАО «КТС» (торговая марка Polenet) — к федеральному оператору перешла инфраструктура связи, а также соответствующие лицензии. Сибирь стала очередным регионом в политике географической экспансии «Энфорты» — до этого компанией были куплены активы в Санкт-Петербурге, Поволжье и на Урале.

Впрочем, волна слияний и поглощений в сфере ИТ Сибири может и завершиться. «Мы пока не планируем приобретать мест­ных операторов. В первую очередь потому, что сети региональных компаний не адаптированы к высоким требованиям качества инфраструктуры. Кроме того, в результате объединительных процессов идет отток абонентов — это показывает опыт других компаний. Поэтому эффективнее сейчас строить новые собственные сети», — констатирует Борис Плетнев.

Новые технологии

В конечном счете слияния происходят ради технологического развития компаний. В сегменте сотовой связи, это, конечно, распространение стандарта 3G мобильного Интернета. Весной 2010 года все ключевые операторы мобильной связи запустили сети 3G в коммерческую эксплуатацию: сибирский филиал ОАО «Мегафон» — 3 февраля, МТС — также в первом квартале, «Вымпелком» сообщил о завершении развертывания сети 3G в крупных городах в конце апреля. И эта технология буквально за полгода заняла ведущее место в объемах потребления услуг мобильного Интернета. И уже стремительно догоняет по выручке голосовую связь. Так, согласно данным МТС, по Сибири с момента запуска 3G потребление интернет-трафика выросло в 20 раз, количество уникальных пользователей — на 50%, при этом цена доступа снизилась на 30%. «В 2010 году развитие мобильного Интернета в регионе стало нашим приоритетным проектом. И активный рост потребления интернет-трафика в сетях 3G подтверждает правильность выбранного вектора развития. Поэтому в следующем году мы продолжим активное расширение сети покрытия, при этом увеличим темпы строительства в два раза», — говорит директор «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук.

СТК в 2010 году активно продвигал на рынок новую технологию высокоскоростного интернета GPON («оптика в квартиру», позволяет обеспечивать пропускную способность сети до 1 Гбит/с). В начале 2011 года, скажем, в Новосибирске и Омске насчитывалось по 10 тыс. абонентов этой услуги. И в будущем технологию планируется развивать — в Омске до конца года будет доступно еще 57 тыс. портов, в Новосибирске — порядка 50 тыс. Кроме того, технология GPON будет транслироваться в малые города (например, в наукограде Бийск в 2011 году технология будет доступна всем жителям). «В 2011 году мы направим около 9,5 миллиарда рублей на развитие телекоммуникаций СФО, из них 3,5 миллиарда — на развитие сотовых активов. Большая часть суммы будет инвестирована в новые услуги», — утверждает коммерческий директор ОАО «Сибирьтелеком» Валерий Беленький.

При этом ряд компаний констатирует — развитие технологий подчас опережает субъективные потребности потребителей. «В последние годы мы часто сталкиваемся с тем, что технологии изменяются и их все сложнее маркетировать. Пользователю все труднее отличить, чем один процессор отличается от другого и тем более чем одна версия антивирусного программного обеспечения лучше другой. А ведь раньше каждый понимал и мог прочувствовать на себе, чем отличается, скажем, процессор IBM 133 от процессора IBM 166», — комментирует Сергей Земков. В то же время, отмечают игроки рынка, потребители в Сибири более восприимчивы к новым технологиям — здесь гораздо активнее, чем в целом по стране, пробуют новые продукты и решения. Ирина Максимова отмечает, что представительство по СФО констатирует более динамичный рост продаж ПО в сравнении с остальными регионами — сегодня СФО приносит компании 10% российских продаж, здесь работает 10% партнерской сети компании.

Дружить с государством

Нельзя также не заметить, что вопросы технологического развития (развертывание тех же сетей 3G, инвестиции в инфраструктуру широкополосного доступа в Интернет) ИТ-компании все чаще решают в тесном сотрудничестве с региональными органами власти. Речь здесь идет не только об активно раскручиваемом проекте «Электронное правительство», от которого дивиденды пока получает лишь ОАО «Ростелеком» (назначенное федеральным оператором проекта и подписывающее соответствующие договоры с регионами). Спектр соглашений ИТ-компаний широкий — от образовательных проектов до технологического развития. На фоне сокращения доходов от корпоративного сегмента государство, обладающее финансовым ресурсом, стало привлекательным клиентом для целого ряда отраслей экономики. В том числе и для ИТ.

Одним из первых примеров стало подписание 8 декабря 2009 года соглашения между администрацией Новосибирской области и ЗАО «Лаборатория Касперского». «Время быстро будет менять сложившиеся привычки и традиции работы с информацией. Потребуется иная управленческая культура, иная форма защиты информации. Привлечение передового опыта и эффективных решений «Лаборатории Касперского» позволит нам существенно укрепить и усилить свои позиции», — констатировал тогдашний губернатор области Виктор Толоконский. Проект в рамках соглашения назвали «информационно-образовательным», всячески подчеркивая, что речь не идет о приоритете «Лаборатории Касперского» на поставки антивирусного обеспечения в государственные структуры. Подобные документы в 2011 году «Лаборатория Касперского» планирует подписать еще с несколькими регионами. «Мы вышли на подписание соглашения с Забайкальским краем, а по Свердловской области и Республике Коми находимся в стадии переговоров», — рассказывает Сергей Земков.

Активно работает с государством и компания Microsoft, открывшая за это время 28 «образовательных центров» в Сибири и на Дальнем Востоке, три из них в Новосибирске. По тому же пути идут и операторы связи. Так, 9 февраля было подписано соглашение о сотрудничестве между МТС и правительством Красноярского края. Помимо гарантированных инвестиций в свою региональную инфраструктуру в размере 1,5 млрд рублей, соглашение предусматривает «реализацию инновационных проектов, связанных с развитием информационного общества, формированием в регионе электронного правительства, развитием сервисов предоставления населению электронных услуг при помощи мобильного телефона».

Впрочем, вряд ли это является чем-то вроде социальной нагрузки на ИТ-компании. Развивая свое присутствие в регионах, компании получают новых клиентов, а также выходят на образовательные учреждения, то есть решают свою кадровую проблему. «У нас есть несколько образовательных программ, а также программа поддержки инновационных проектов. В Сибири в нее уже включены образовательные учреждения из Омска, Железногорска, Красноярска. Кроме того, поддержаны проекты из вузов Новосибирска — НГУ, НГАСУ и НГАВТ. Но нужно понимать, что, инвестируя в образование, мы инвестируем в будущее», — отмечает руководитель направления по работе с образовательными учреждениями «Лаборатории Касперского» Светлана Ефимова.

В целом же сегодня можно говорить о том, что инфраструктура ИТ-компаний в Сибири достигла некоего количественного предела, за которым должны последовать качественные изменения. Такой путь когда-то прошли и другие отрасли экономики. Например, в сфере пищепрома за последние годы были сформированы вертикально интегрированные холдинги (а большая часть молочной промышленности и вовсе влилась в состав мировых гигантов), модернизированы «старые» комбинаты, открыты новые предприятия. В результате жителям Сибири стал доступен максимально широкий набор продуктов — не хуже, чем в центральной части России. В сфере ИТ результатом нового этапа развития станет преодоление так называемого «цифрового неравенства», то есть выход на стоимость и стандарты обслуживания, давно принятые по ту сторону Урала. «Новосибирск и другие крупные города Сибири уже вышли на уровень Москвы по стоимости и скоростям Интернета. Можно прогнозировать, что в 2011 году скорость на уровне 15–20 Мбит/с по доступной цене для Сибири станет нормой», — заключает Борис Плетнев. Главное, чтобы это развитие перестало наконец быть догоняющим.