Road-show по-томски

Томск снова удивил всех: свой инвестиционный потенциал студенческий центр Сибири пре-зентовал в офисе Deloitte&Touche в Москве

На фото (слева направо): Тимур Телепнев и Евгений Сединкин (оба — Евразийский банк развития), Вадим Дубовик (Deloitte). Road-show начнется через 10 минут

Сотрудничество Томска и консалтинговой компании Deloitte&Touche началось в прошлом году в рамках инвестиционных сезонов iTomsk и конференции «Экономика нового города», на которых были представлены перспективные городские инвестиционные проекты. Road-show, организованное в представительстве Deloitte в Москве 1–2 марта, стало на два «гастрольных» дня отправной точкой для развития интереса к Томску со стороны многочисленных инвес­торов. Прежде всего иностранных. Некоторые из них уже начинают работать в Томске, другие только присматриваются. В основном это представительства крупных зарубежных компаний, для которых все чаще небольшие городские проекты становятся более выгодным вложением средств, чем инвестирование в мегаполисы. Рынки городов-миллионников поделены, поэтому бизнес стремится в более мелкие регионы — этот тренд подтвердила и презентация Томска в столице. Правда, без усилий со стороны власти ждать прихода крупных компаний можно будет до второго пришествия.

Пряник для инвестора

Заманить приличного инвестора в Сибирь достаточно сложно. Тем более в полумиллионный по населению город. Хотя, конечно, Томск — особый случай. По мнению Forbes, город в прошлом году вошел в список 30 лучших городов России для ведения бизнеса. По данным московской компании Penny Lane Realty, Томск занимает третье место в рейтинге наиболее перспективных городов России для инвестирования в жилую недвижимость (после миллионных Екатеринбурга и Казани). А в рейтинге Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Томск стоит на первом месте в списке регионов, готовых к инновационному развитию. Однако главное достоинство Томска, по мнению первого заместителя губернатора Томской области Оксаны Козловской, не выражается никакими рейтингами. «В отличие от других городов, мы продаем уникальную инновационную среду, — говорит она. — Именно здесь рождаются самые амбициозные проекты. И еще — у нас вменяемая власть и продвинутый бизнес».

Специалисты с этим согласны. «Качество управления с точки зрения рейтинга — наиболее важный аспект, — говорит директор группы «Региональные и муниципальные финансы» международного рейтингового агентства Standard&Poor`s Борис Копейкин. — Качество управления в Томской области — высокое, выше среднероссийского, но очевидно, что многие усилия администрации сыграют в более долгосрочной перспективе, выходящей за рамки рейтинга. Понятно, что федеральные деньги помогают региону улучшить ситуацию с инфраструктурой, но и это очень тесно связано с качеством управления. Мало получить деньги — их нужно правильно потратить и добиться эффективного результата».

Ранее компания Deloitte уже подписывала соглашения о сотрудничестве с субъектами РФ. Но с муниципалитетом Томска оно первое в ее практике. «Судя по тому, что мы слышали от администрации города, есть настрой двигаться вперед, — говорит заместитель управляющего партнера Deloitte Максим Любомудров. — Инвесторы сейчас с большим интересом смотрят на Томск, потому что он демонстрирует способность генерировать идеи и доводить их до реализации. Вот с этим у большинства городов как раз проблема». Томск действительно научился генерировать идеи для инвесторов, которые, помимо экономических, решают комплексные инфраструктурные задачи. По мнению мэра Томска Николая Николайчука, каким бы фантастическим сегодня не выглядел, например, проект скоростного поезда между Томском и Северском, он рано или поздно станет реальностью. Уже в процессе презентации Томска родилась идея продолжить маршрут этого поезда до томского аэропорта. В этом случае проект становится инфраструктурным элементом развития томского научно-образовательного парка и особой экономической зоны.

От освещения до кампуса

По общему настроению road-show, инвесторы готовы идти на встречу томичам и браться за реализацию достаточно масштабных проектов. По данным «Мониторинга инвестиционной активности в регионах РФ», даже в кризисном 2008 году Томская область смогла войти в десятку регионов-лидеров по показателю привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения, которые составили 554,7 доллара на человека. И хотя сумма ПИИ довольно внушительная — более 280 млн евро, доля прямых иностранных инвестиций в объеме экономики региона не так велика — 2,28%. Поэтому задача максимум — привести в область, точнее, в город, в агломерации которого проживает две трети всего областного населения, как можно больше знаковых компаний, имеющих истории успеха и готовых к долгосрочному сотрудничеству. Такие компании, как ни крути, чаще всего оказываются иностранными.

Philips уже ведет с Томском переговоры о реализации проекта энергосберегающего уличного освещения. Требуемые инвестиции — более 150 млн рублей. В случае успешной реализации город сможет экономить 35% электроэнергии, направляемой на уличное освещение. «Почему Томск? Такой вопрос уже не стоит, — говорит вице-президент, генеральный менеджер Philips «Световые решения» Владимир Габриелян. — Philips — компания номер один в мире с точки зрения световых инноваций и, без сомнения, она должна быть вместе с представителями интеллектуальной столицы Западной Сибири. На мой взгляд, это прекрасная возможность для нас и для администрации позиционировать Томск как светлый, красивый, динамичный, современный город, который привлекателен не только для его жителей, но и для огромного количества туристов и инвесторов. Если говорить о проекте, то мы только в начале пути. Хотя уже есть интересные планы относительно того, как мы могли бы создать единую световую концепцию города».

Еще один перспективный проект по вывозу и переработке твердых бытовых отходов Томск планирует реализовать с немецкой Remondis. Объем инвестиций — 4,3 млн евро, причем 1,9 млн компания планирует вложить уже в текущем году. По итогам муниципального конкурса, французская компания Veolia получила право аренды томского водоканала на 29 лет (см. «Поле битвы — водоканал» на стр. 10). Кроме того, в стадии переговоров находятся проекты строительства гипермаркета Auchan.

«Мы хотим, чтобы бизнес понял нашу логику. Для нас сегодня главный инвестор в Томске — это студент, приехавший в город. Соответственно, стоит задача увеличить количество приезжих студентов. Мы понимаем, что родители, отправляя своих детей в Томск, должны быть уверены: в городе безопасно, что здесь есть жилье, а после окончания университета будет хорошая работа, которая сможет детей обеспечить. Вот из чего складывается наш стратегический курс, — объясняет заместитель мэра Томска, руководитель представительства администрации города при Правительстве РФ Денис Молотков. — Студенту нужны транспорт, жилье, сфера досуга, безопасность. Все проекты работают на это». Поэтому самый знаковый проект — строительство современного студенческого кампуса.

«Идея кампуса витала в воздухе. Понятно, что дальнейшее развитие города во многом будет связано с образованием, а для того чтобы его поддерживать и выигрывать конкуренцию, нужно создавать комфортные условия для студентов и преподавателей. Для нас это хороший строительный проект, который вполне может реализоваться. Нам бы хотелось, чтобы бизнес-концепция, на основе которой можно делать архитектурные решения, была сведена до конца этого года. Сказать, что кампус появится в момент «икс», я не хочу, но есть желание двигаться очень быстро», — говорит Максим Любомудров. «На наш взгляд, проект кампуса является достаточно стандартным для реализации на принципах частно-государственного партнерства, — говорит директор департамента корпоративных финансов Deloitte Вадим Дубовик. — Но этот проект создаст очень мощный стимул для реализации региона. С ним можно выходить на международный рынок».

Отметим, что вопрос финансирования строительства кампуса всерьез рассматривается Европейским банком реконструкции и развития. Представитель ЕБРР в России Григорий Головкин сообщил: «Такого рода проектов нет в нашем портфолио, но мы готовы его рассматривать, нам было бы интересно поучаствовать, поэтому от лица банка я готов выразить заинтересованность».

Экономика нового города

Если говорить о новизне подходов к формированию инвестиционного климата, то значительный, если не сказать основной, интерес томичей лежит сегодня в сфере исследований и разработок. Недаром в Москве на road-show большое внимание было уделено выступлениям представителей Nokia, Siemens, Microsoft, Hewlett-Packard, Intel, SAP. Идея, по мнению Дениса Молоткова, в том, чтобы создать в Томске как можно больше R&D-центров ведущих брендовых компаний. Там они способны не только развиваться и служить основой для промышленных кластеров, но и стать цементирующим элементом региональной инновационной системы и консолидировать высокопрофессиональные кадровые ресурсы. И это не говоря уже о создании рабочих мест в экономике знаний. Так что, если говорить в целом, экономика нового города сегодня становится интеллектуальной и комфортной. Что немаловажно для инвестора, особенно зарубежного.

«Если еще пять-семь лет назад основной интерес инвесторов проявлялся в секторах, связанных с добычей сырья, то в последние годы их внимание направлено на более серьезные и технологичные отрасли — биотехнологии, новые материалы, информационно-коммуникацион­ный сектор», — констатирует директор Томского агентства привлечения инвестиций Владимир Чернявский. По данным статистики, в 2010 году Томск стали в два раза чаще посещать иностранные делегации. Заметно возросла популярность города как центра международного сотрудничества в сфере инновационных программ и разработок, площадки для встреч на международном уровне. Очевидно, что на будущий инвестклимат окажет существенное влияние и проект «ИНО Томск-2020», положительные заключения по которому дали все ключевые российские министерства.

Остается добавить, что мэрия Томска намерена вывести инвестиционный процесс на качественно новую орбиту. Насколько это удается, можно было судить по московскому road-show, в течение которого переговорные комнаты компании Deloitte не пустовали. В недалеком будущем достижения томичей представят на очередной сессии инвестиционных сезонов iTomsk. «Специалист из экспертного управления администрации президента заявил, что подобные мероприятия видел только у двух городов — Ульяновска и Калуги. Это лидеры привлечения инвестиций в России. Наша задача держаться в пятерке городов, которые избрали этот путь. Могу сказать, что первый блин не комом. Это результат и хорошей подготовки, и приглашения именно тех компаний, которые нам нужны для предметного разговора. Мы должны переходить на риторику инвесторов», — уверен Денис Молотков.