Трамвай «желание»

27 февраля 2012, 00:00
  Сибирь
Владимир Городецкий уверен, что скоростной трамвай не станет преградой строительству метрополитена

В рамках IX Красноярского экономического форума был подписан меморандум о сотрудничестве в подготовке и реализации в Новосибирске проекта строительства линий скорост­ного трамвая. Документ подписали мэр Новосибирска Владимир Городецкий (заочно), а также руководители Внешэконом­банка (ВЭБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Это первый меморандум, подписанный институтами развития такого уровня с муниципалитетом.

На первом этапе, рассказал журналистам первый вице-мэр Андрей Ксензов, администрация города выполнит технико-экономическое обоснование инвестиций и проведет оценку воздействия проекта на окружающую и социально-экономическую среду, а ВЭБ и ЕБРР выступят консультантами по этим вопросам (причем на безвозмездной основе). «Стороны намерены активно сотрудничать в подготовке финансовой структуры и правовой документации, включая концессионное соглашение, а также в организации конкурса по выбору концессионера. В свою очередь ЕБРР и Внешэкономбанк готовы рассмотреть возможность финансирования проекта после проведения его экспертизы», — отметили в пресс-службе ВЭБа. По словам Андрея Ксензова, для строительства скоростного трамвая, скорее всего, будет создано акционерное общество, которое привлечет до 70–80% необходимых инвестиций. Согласно концепции развития этого вида транспорта, утвержденной в городе еще в 2010 году, стоимость строительства трех линий трамвая составит более 15 млрд рублей. На проектно-изыскательские работы по обоснованию инвестиций отводится 2012 год. По словам первого вице-мэра, по оптимистичным прогнозам строительство может начаться уже в 2014 году.

Скоростной трамвай — новый для Новосибирска вид общественного транспорта. Пока в городе существуют линии обычного трамвая, ходят троллейбусы, автобусы и маршрутные такси, а также действует единственный за Уралом метрополитен (по объемам пассажиропотока, кстати, уступающий лишь двум столичным подземкам). При этом исторически Новосибирск, сильно вытянутый вдоль Оби и раскинувшийся на двух ее берегах, обладает плохо связанной транспортной сетью. А с учетом разросшихся районов агломерации и, как следствие, большой маятниковой миграции населения, ситуация выглядит плачевной. Скоростной трамвай, конечно, не станет панацеей, но в теории сможет плотнее связать северную и южную части города, замыкаясь своими конечными остановками на узловые станции метро. Что, по идее, должно подвигнуть людей отказаться от личных автомобилей. Для этого планируется построить три диаметра общей длиной около 23 км. Линия в правобережье свяжет отдаленные 5-ый и 6-ой микрорайоны со станцией метро «Заельцовская», а на левом берегу диаметры пойдут от станций «Студенческая» и «Площадь Маркса» в западном и южном направлении (на ОбьГЭС).

Последние годы приоритетом в дорожном строительстве Новосибирска стал третий мост через Обь. По словам Владимира Городецкого, только из муниципального бюджета в этот проект за два года было вложено более 3 млрд рублей (строительство также финансируется за счет бюджетных кредитов Минфина и средств областной казны). Понятно, что на другие жизненно необходимые развязки и дороги, а также на чрезвычайно затратный метрополитен денег в бюджете практически не остается. На этом фоне проект скоростного трамвая выглядит излишней роскошью.

Особенно ситуация возмущает представителей метростроения. И их можно понять. Москва, как известно, собирается за пятилетку построить четыре десятка новых станций. Миллиарды рублей планируют потратить на строительство метро власти Самары, Нижнего Новгорода и соседнего Омска. В Новосибирске же в текущем году на метрострой в бюджетах области и города заложено всего 228 млн рублей. Эти средства будут направлены на завершение обустройства 13-ой станции «Золотая нива», а также на проведение проектно-изыскательских работ по перспективной станции «Доватора». Последнее необходимо, чтобы подготовиться к софинансированию строительства станции из федерального бюджета (заявка будет оформляться уже на 2013 год). Метростроители считают такие суммы копейками и сетуют, что при таком отношении города к отрасли все опытные специалисты переместятся в более хлебные места.

Владимир Городецкий в ответ лишь разводит руками — без помощи федерального центра город подземку не потянет. В условиях бюджетного дефицита в Новосибирске решили совершить еще один маневр. В этом году мэрия потратит порядка 20 млн рублей на обследование пассажиропотоков всех видов городского транспорта, а также пригородных маршрутов. Его данные лягут в основу комплексной транспортной схемы города, рассчитанной до 2030 года. Возможно, когда появится такой документ, и ВЭБ, и ЕБРР помогут Новосибирску не только с проектом скоростного трамвая. «Внешэкономбанк и ЕБРР являются мощными институтами развития, которые дают основания серьезным экспертам оценивать крупные инфраструктурные проекты с точки зрения экологии, финансовой и технической составляющих. Кроме того, участие этих крупных финансовых структур привлекает при реализации подобных масштабных проектов до 80 процентов частных инвестиций», — уверен Андрей Ксензов.