Свой путь к успеху на вагонном рынке

Русский бизнес
Москва, 16.04.2012
«Эксперт Сибирь» №15 (328)
Традиционная сфера деятельности ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод» (БВРЗ) — ремонт подвижного состава. Однако несколько лет назад предприятие начало осваивать новую для себя сферу деятельности — производство полувагонов. Найдя свою нишу на рынке, ориентируясь на потребности транспортных компаний, предприятие осваивается в строительстве вагонов и уверенно наращивает объемы производства

История завода началась в 1917 году, когда по всей стране в крупных железнодорожных узлах образовывались железно­дорожные мастерские. Однако в Барнауле эта история имела несколько другую особенность — с мастерских начиналось строительство железной дороги из будущего Новосибирска на Алтай. В результате завод за свою почти вековую историю являлся подразделением различных государственных структур, управляющих железными дорогами. В 2006 году на базе завода было создано открытое акционерное общество «Барнаульский вагоноремонтный завод», владельцем которого (с долей в 99,9% акций) стало ОАО «Российские железные дороги».

И сегодня одним из основных направлений деятельности БВРЗ является ремонт подвижного состава. Завод — единственное предприятие на всей сети Западно-Сибирской магистрали, которое специализируется на тяжелом ремонте вагонов. В частности, к середине прошлого десятилетия здесь ремонтировалась львиная доля универсальных полувагонов, вагонов для перевозки зерна, цемента, сырья и минеральных удобрений со всей Сибири.

В результате этой специализации в краевом центре сложился крупнейший в своей отрасли производственный комплекс, на котором восстанавливаются различные типы вагонов: крытые полувагоны, вагоны специального назначения (хоппер-цементовозы, платформы, вагоны для перевозки сырья и минеральных удобрений). Территория завода сегодня занимает более 43 га, производственные площади — более 53 тыс. кв. м, длина собственных железнодорожных путей — 22,5 км.

Генеральный директор Сергей Иванович Газу sibir_328_027-1.jpg
Генеральный директор Сергей Иванович Газу

Эпоха вагоностроения на БВРЗ началась в третьем квартале 2007 года, когда был выпущен первый полувагон модели 12–9780 (наиболее популярная модель в России — на подобных вагонах перевозится порядка 54% всех грузов в стране). Ситуация располагала к подобному решению — спрос на полувагоны со стороны оживившейся промышленности уже тогда начинал превышать предложение, стремительно нарастало количество действующих вагонов, которые нуждались в замене.

Несмотря на то что для барнаульских вагоноремонтников создание собственного вагоностроительного производства было совершенно новой рыночной нишей, идея оказалась удачной. Уже к 1 мая следующего 2008 года было изготовлено 478 полувагонов, из которых 366 переданы в эксплуатацию.

«Безусловным плюсом является то, что наш завод начинался с ремонтных мастерских, что именно «ремонтники» в силу знания специфики способны делать качественную продукцию, и это доказали сертификационные испытания, практика эксплуатации. Как результат, произведенные нашим заводом вагоны оказались максимально ремонтопригодны, а это значит, их могут восстановить на любом ремонтном заводе страны, что в итоге ведет к уменьшению затрат на эксплуатацию со стороны транспортных компаний», — объясняет генеральный директор БВРЗ Сергей Газукин.

Согласно данным компании, уже с 2011 года в количественном измерении производство новых полувагонов превысило объемы ремонта, и, согласно планам, эта динамика будет закрепляться и дальше.

Плюсы холдинга

Однако открытие нового направления в деятельности БВРЗ на том этапе не повлияло на эффективность управления заводом: в результате, скажем, за 2010 год выручка предприятия составила 1,5 млрд рублей, а чистый убыток — порядка 160 млн рублей. Основной причиной убытков указывалась рыночная динамика, в частности, «увеличение доли накладных расходов на единицу продукции в связи с низким объемом производства, обусловленного дефицитом крупногабаритного литья». Запланированный на 2011 год объем инвестиций составил всего лишь 57 млн рублей, причем с формулировкой «за счет амортизационных отчислений». А руководство Алтайского края смотрело на ситуацию со своей стороны — без работы могли остаться 1,5 тыс. сотрудников компании.

В 2011 году БВРЗ в рамках крупной распродажи непрофильных активов был выставлен ОАО «РЖД» на торги, как и ряд других. Победителем конкурса в ноябре 2011 года стала компания «Новоуголь», которая заплатила 1,25 млрд рублей при начальной стоимости 868 млн рублей.

В цехе вагоностроения sibir_328_027-2.jpg
В цехе вагоностроения

Интерес нового собственника к развитию актива очевиден. «Новоуголь» входит в «ЮКАС-Холдинг», который осуществляет деятельность в Алтайском крае и Кемеровской области. В последней сосредоточены угольные активы компании (через ГК «ТалТэк»). Сегодня ежегодная добыча угля составляет в «ЮКАС-Холдинге» 3 млн тонн.

В результате покупки БВРЗ холдинг получил недостающее транспортное звено в своей производственной цепочке (в парке того же «ТалТэк» насчитывается более 4 тыс. универсальных полувагонов). «Приобретение БВРЗ — важный стратегический шаг в развитии «ТалТэк». Во-первых, собственная вагоноремонтная база и вагонный парк позволят компании закрыть внутренние потребности в грузовых вагонах, снизить производственные издержки. Во-вторых, приобретение этого актива открывает новые перспективы по наращиванию деловой активности. Планируется развивать такие направления, как производство и ремонт грузовых вагонов, а также увеличить производственные мощности», — прокомментировали покупку в «ТалТэк».

Наращивание деловой активности не заставило себя долго ждать. Прежде всего новый собственник внятно сформулировал направление своей деятельности. «Понятно, что мы не конкурируем с крупнейшими предприятиями вагоностроительной отрасли. Наша задача — удовлетворение спроса клиентов — компаний любого уровня, использующих, в частности, лизинговые схемы. Причем география их расширяется. Это уже не только сибирский регион, но и целый ряд территорий России и даже страны СНГ», — рассказывает Сергей Газукин.

Данная стратегия дает результат: в 2012 году планируется выпустить более 2,5 тыс. полувагонов (против 500 в 2010 году). А из депрессивного предприятия завод превращается в эффективное современное производство.

«Сегодня БВРЗ входит в десятку крупнейших промышленных предприятий Алтая, которые вносят наиболее значимый вклад в экономику, бюджетную сферу нашего региона», — считает губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Удвоится потребность

Амбиционные планы БВРЗ оправданы. Во-первых, в ближайшей перспективе будет и дальше расти потребность промышленников в новых полувагонах. А во-вторых, структуры «ЮКАС-Холдинга» к 2015 году планируют удвоить добычу угля на своих месторождениях и довести ее до мощности 6 млн тонн ежегодно.

 sibir_328_027-3.jpg

«На заводе разработана программа модернизации производства, предполагается дальнейшее расширение модельного ряда. А в целом мы сегодня ставим задачу максимальной загрузки имеющихся мощностей. То есть нужно сделать так, чтобы на свободных площадях производили полезный продукт, а лишь потом думать о модных теперь роботизированных линиях. У нас есть много мыслей по новым направлениям, и скоро мы их начнем реализовывать», — отмечает Сергей Газукин.

Таким образом, в год своего 95-летия предприятие, выросшее в начале прошлого века из ремонтных мастерских, становится заметным игроком на российском рынке производителей полувагонов. Это положение будет закрепляться, следуя дальнейшей активизации деятельности средних транспортных компаний России.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №15 (328) 16 апреля 2012
    Игровая индустрия
    Содержание:
    Силиконовая тайга

    Репортаж о том, как новосибирские разработчики видеоигр создают настоящую экономику знаний, почему их мозги до сих пор не утекли на Запад и как по их примеру можно модернизировать отечественную экономику

    Реклама