Издержки независимости

Русский бизнес
Москва, 30.04.2012
«Эксперт Сибирь» №17-18 (330)
Проект строительства нового НПЗ в Красноярском крае столкнулся с традиционной проблемой — отсутствием надежного источника сырья. Выживаемость независимых производителей топлива, несмотря на обещания властей навести порядок в секторе нефтепереработки, по-прежнему под вопросом

«Решение о начале работ по проектированию НПЗ является преждевременным, подключение данного НПЗ к системе магистральных нефтепроводов не планируется, ресурсы нефти для поставки на планируемый завод отсутствуют», — такой фразой компания «Транснефть» резюмировала свое обращение к губернатору Красноярского края Льву Кузнецову. Поводом для обращения российской транспортной монополии к главе региона стала информация о строительстве в Уярском районе края нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн тонн в год (см. «Уяр останется с нефтью» в «Эксперте-Сибирь» № 13 за 2012 год).

Надежды на честный рынок

Теперь стало понятно, почему краевые власти, которые так любят громогласно заявлять о новых промышленных проектах, в данном случае предпочли сокрыть начинание от общественности. А ведь идея о строительстве в Красноярском крае независимого производителя ГСМ вынашивалась долгие годы. Топливные кризисы здесь случаются регулярно. Хотя вроде и регион нефтедобывающий (Ванкорское месторождение), и свой перерабатывающий завод есть (Ачинский НПЗ, входит в структуру «Роснефти»). Во время прошлогоднего скачка цен на ГСМ губернатор Лев Кузнецов признался, что у региональной власти практически нет инструментов влияния на топливный рынок. Проблему пришлось решать путем трудных переговоров с производителем. Ачинский НПЗ, так же как и лицензия на разработку Ванкорского нефтегазового месторождения, принадлежит «Роснефти». У этой крупнейшей в России вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) есть своя стратегия работы, которая не обязана всецело ориентироваться на интересы того или иного региона.

Стоит отметить, что тема развития независимой нефтепереработки в течение нескольких лет активно обсуждается на федеральном уровне. В частности, год назад она специально поднималась главой Минэконразвития РФ Эльвирой Набиулиной. «Я считаю, что наряду с ВИНК на рынке должны быть независимые нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня, на наш взгляд, текущую ситуацию с бензином можно регулировать оперативными мерами. Но чтобы кризисы не повторялись, нужно развитие конкуренции в широком смысле слова», — сказала министр. В подобном подходе, конечно, заинтересован и Красноярский край. Тем более что для строительства нового НПЗ нашелся повод. В 2015 году должен прекратить работу крупный терминал на станции Уяр, который обеспечивает перелив нефти из магистрального трубопровода «Транснефти» в железно­дорожные цистерны. Ввод второй очереди трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) оставит этот комплекс без работы. Однако существующая там разветвленная инфраструктура прекрасно бы подошла для нефтеперерабатывающего завода. Краевые власти решили воспользоваться этой возможностью. В том числе и для развития конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов.

После многолетнего поиска вариантов появился вполне реальный проект. В Уярском районе Красноярского края было зарегистрировано ОАО «Балайский НПЗ», учредителем которого выступила новосибирская компания «Линас-техно» (входит в ГК «Линас», специализирующуюся на поставке нефтяного оборудования, проектировании и строительстве малых и средних НПЗ). Строительство завода стоимостью 35 млрд рублей должно начаться летом этого года. Согласно проекту, первая очередь НПЗ планируется к сдаче в 2015 году. На полную мощность в 3 млн тонн продукции, отвечающей стандартам Евро-4 и Евро-5, предприятие предполагается вывести в течение пяти лет с начала строительства. Основными рынками сбыта топлива Балайского НПЗ должен стать Красноярский край, а также соседние регионы, прежде всего Хакасия и Тува. К настоящему времени проведен весь комплекс предпроектных работ, площадка подготовлена под строительство, оформлен земельный участок в районе станции Балай площадью 160 га.

В феврале этого года на IX Красноярском экономическом форуме краевое правительство без лишнего ажиотажа презентовало этот проект. Свою заинтересованность в нем, по информации министерства инвестиций и инноваций края, высказал Внешэкономбанк. В общем дело шло размеренным ходом. Но тут о своей позиции жестко заявила «Транснефть». В своем обращении к губернатору Льву Кузнецову компания указала на технологическую невозможность подключения Балайского НПЗ к магистральному нефтепроводу. «Баланс нефтяного сырья в восточном направлении, составленный по заявкам нефтяных компаний, показывает, что все объемы нефти на период до 2020 года распределены по направлениям поставки», — говорилось в заявлении транспортной госмонополии. Было указано и на то, что данный завод не учтен в «Генеральной схеме развития нефтяной отрасли РФ до 2020 года», утвержденной Минэнерго России. А ведь согласно этому документу и развивается система магистральных нефтепроводов России. Стало ясно, что планы по рождению независимой нефтепереработки в Красноярском крае компании «Транснефть» известны не были.

Долгий путь к компромиссу

Позиция «Транснефти» в данном случае, безусловно, понятна. У компании есть свои четко очерченные задачи общегосударственного масштаба. Заниматься диверсификацией региональных оптовых рынков топлива ее никто не уполномочивал. Подобные проблемы, кстати, ранее преследовали и проекты независимых НПЗ в Кузбассе (см. «Свой бензинчик» в «Эксперте-Сибирь» №  20–21 за 2011 год).

Но понимания заслуживает и позиция ОАО «Балайский НПЗ». «Мы, честно говоря, немного обескуражены столь быстрым и жестким ответом «Транснефти». Проект строительства завода пока находится в начальной стадии. Идут серьезные переговоры с потенциальными инвесторами. Без конкретного решения об инвестициях в проект мы не собирались вести конкретные переговоры с поставщиками нефти. Кроме того, завод пока не внесен в реестр НПЗ Минэнерго России. Так что у нас даже возможности пока нет для поиска поставщика нефти. Как только окончательно решатся вопросы по инвестициям и внесению нас в реестр нефтеперерабатывающих заводов, мы тут же начнем конкретный и детальный разговор о поставке сырья. Хотелось бы отметить, что здесь мы рассчитываем и на честный рыночный подход, и на твердую позицию краевого правительства. Ведь реализация проекта, как нам говорили, выгодна краю», — рассказал «Эксперту-Сибирь» генеральный директор ОАО «Балайский НПЗ» Владимир Криволуцкий.

В правительстве Красноярского края воздерживаются от подробных комментариев по поводу судьбы НПЗ. В министерстве инвестиций и инноваций региона лишь говорят, что идет процесс переговоров и согласования позиций. «Это понятно. У региональных властей по большому счету нет возможности повлиять на ход дела кроме как поддержкой на словах и походами по кабинетам федеральных чиновников», — говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Владислав Зырянов. По его словам, в секторе нефтепереработки в России давно сложилась олигополия (оптовый рынок ГСМ в Сибири контролируют «Роснефть» и «Газпромнефть», которым принадлежат три действующих в округе крупных НПЗ), а в секторе транспортировки нефти — монополия. Однако и нефтяные компании, формально являясь коммерческими структурами, и «Транснефть» тем не менее контролируются государством. «О какой-то прозрачности и рыночных механизмах здесь даже говорить не стоит. Вывод из всей этой истории прост: решение проблемы диверсификации рынка ГСМ можно решить, только изменив государственную политику в это отрасли. А это находится в компетенции высших федеральных органов российской власти», — справедливо считает депутат.

Очевидно, что федеральная власть вынуждена искать компромисс между интересами крупных нефтяных компаний, обеспечивающих наполнение российского бюджета, и потребностями регионов в прозрачных и честных рынках ГСМ. Нужным звеном здесь могут стать именно независимые НПЗ. Эксперты считают, что этот бизнес может быть и выгоден, и привлекателен для инвесторов. Нужно лишь обеспечить равные условия для игроков, в том числе и доступ к ресурсам. Немногочисленные, но уже реализуемые проекты в этой отрасли говорят о том, что при активной позиции региональных властей пробиться сквозь монополию можно. Так, Яйский НПЗ в Кузбассе, строительство которого ведет ЗАО «НефтеХимСервис» на кредит Сбербанка и при поддержке губернатора Амана Тулеева, уже проходит завершающий этап — гидроиспытание. Первая очередь (первичная переработка нефти) будет введена в строй во втором квартале 2012 года.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №17-18 (330) 30 апреля 2012
    Дорожное строительство
    Содержание:
    Количество без качества

    Дорожные фонды, как и ожидалось, не сделали рынок дорожного строительства прозрачным. Не очевидно, что этот механизм автоматически решит и проблему качества самих дорог

    Реклама