Алюминиевое будущее Тайшета

Новый завод, который «РУСАЛ» строит в Тайшете, станет не только самым современным предприятием отрасли в России, но и откроет небольшому иркутскому городу «второе дыхание»

Фото: Дмитрий Дмитриев
ТаАз создаст в Тайшете три тысячи рабочих мест и даст толчок всей муниципальной экономике

Тайшет, небольшой административный центр в Иркутской области, расположенный километров за семьсот на северо-запад от Иркутска, встречает приезжих стандартной «парадной витриной» — отреставрированным несколько лет назад зданием вокзала, старинной водонапорной башней (традиционной для построек Транссиба) и свежими бело-синими фасадами зданий городского отделения Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал ОАО «РЖД»), самого стабильно работающего предприятия города. Здесь сходятся магистрали с четырех направлений — Транссиб с запада на восток, на север уходит некогда знаменитая Байкало-Амурская магистраль, а на юг — ветка на Абакан и Кузбасс.

Сейчас в Тайшете живут чуть больше 35 тыс. человек. Это не самый крупный и не самый развитый город в Иркутской области, не лучше и не хуже многих других подобных муниципалитетов, имеющих славную советскую историю, но впавших в анабиоз в новое время. Уже к 2014 году жизнь города кардинально изменится. Крупнейший в мире производитель алюминия — компания «РУСАЛ» — возводит здесь очередной промышленный гигант — Тайшетский алюминиевый завод (ТаАЗ). Его мощность составит 750 тыс. тонн алюминия в год, а в его работе будут задействованы до 3 тыс. сотрудников.

Рожденный в СССР

В Советское время перспективы Тайшета вырисовывались самые радужные. В 1974 году Госплан СССР решил, что город станет плацдармом для строительства БАМа и освоения прилегающих к нему территорий. Уже в 1980-е годы прошлого века Тайшет стал крупным промышленным центром в масштабах всей Восточной Сибири. Здесь появился комбинат строительной индустрии, в который входили завод железобетонных изделий, цеха по производству перлита и минеральной ваты; открылась фабрика швейных изделий, мясокомбинат и хлебозавод. БАМ вдохнул новую жизнь и в действовавший завод по ремонту дорожно-строительных машин, и в шпалопропиточный комбинат.

Крах СССР стал для Тайшета катастрофой. БАМ, конечно, был достроен, но планы освоения месторождений, прилегающих к магистрали, остались на бумаге. О них стали активно вспоминать лишь недавно. Между тем большинство предприятий в новую экономическую реальность не вписались, поскольку не смогли найти новые рынки сбыта. Рабочие места свернулись, город захлестнула тотальная безработица, а брошенные заводы подверглись варварскому разграблению. По рассказам очевидцев, охотники за металлоломом цепляли через окна еще исправные станки тросом к автокранам и выдергивали их прямо через кирпичные стены корпусов.

Сегодня территории комбината стройиндустрии и мясокомбината — это живописные развалины, куда молодежь приезжает поиграть в страйкбол. Но можно в Тайшете увидеть не только увядающее наследие советского прошлого, но зарождение новой жизни. Убедиться в этом мы смогли лично, приехав своими глазами посмотреть на строительную площадку ТаАЗа. Незаконченная история завода — поучительный пример того, как сибирский город получил новую надежду на выживание.

Реализовать проект алюминиевого завода «РУСАЛ» решил на площадке в пяти километрах от Тайшета, поблизости от железнодорожной станции Акульшет. В 2007 году компания подготовила документы для прохождения Главгосэкспертизы, получила разрешение на строительство и провела подготовительные мероприятия по организации строительной площадки. Новый завод должен был стать младшим братом Хакасского алюминиевого завода, который по праву считается самым современным алюминиевым производством в России (его запустили в 2006 году, предприятие стало первым в отрасли, построенным с советских времен). Разница между ХАЗом и ТаАЗом лишь в том, что мощность Тайшетского завода будет в два с половиной раза выше, электролизеры мощнее, а вместо одной серии электролиза будут построены две. Компания называет ТаАЗ приоритетным инвестиционным проектом, завод добавит к мощностям крупнейшего в мире производителя алюминия 750 тыс. тонн, то есть около 18% от общего производства. И это при том, что себестоимость производства алюминия в Тайшете будет значительно ниже, чем на большинстве заводов «РУСАЛа» — прежде всего благодаря доступной и дешевой сибирской электроэнергии и новейшей технологии производства РА-400 (см. «Сердце завода» на стр. 23). Первую очередь завода мощностью 375 тыс. алюминия тонн в год планируется запустить уже в 2013 году, в эту фазу уже проинвестировано 620 млн долларов.

Инвестиции в первую очередь завода составили 620 млн долларов sibir_338_023.jpg Фото: Дмитрий Дмитриев
Инвестиции в первую очередь завода составили 620 млн долларов
Фото: Дмитрий Дмитриев

Строительство завода «РУСАЛ» начал в 2008-м. Однако осенью того же года в экономике начались известные катаклизмы, в октябре мировой финансовый рынок рухнул, а вместе с ним упали и цены на алюминий. Экономический кризис заставил «РУСАЛ» серьезно пересмотреть собственные приоритеты (примечательно, что именно тогда Олег Дерипаска стал генеральным директором компании, взяв в свои руки непосредственное управление собственным детищем). В условиях сокращающегося финансирования и падения спроса на металл «РУСАЛ» в первую очередь постарался обеспечить себестоимость продукции, выпускаемой существующими заводами. Реализация целого ряда проектов был отложена, важнее было заниматься сокращением издержек и тотальной экономией. Поэтому в конце 2008 года было принято решение о приостановке строительства ТаАЗа.

Замри, умри… воскресни

— Обувь какого размера носите? — инженер Андрей Кривовяз выдает сапоги, свето­отражающий жилет и ослепительно-белую строительную каску. — Сегодня дождик прошел, а грунты тут, сами понимаете, — суглинки, так что обязательно нужно взять сапоги.

По должности Андрей — начальник аналитического отела «Инженерно-строительной компании», которая строит для «РУСАЛа» алюминиевый завод в Тайшете. Но сегодня он выступает в роли внимательного гида. Вахтовый поселок строителей ТаАЗа выстроился бело-синей линейкой домов вдоль строительной площадки будущего предприятия. Его окружают те самые суглинки — на наш, непрофессиональный взгляд, — просто жирная блестящая грязь, размокшая от ночного дождика.

 — Это разве грязь? — снисходительно смеется наш провожатый. — Вот когда в 2007 году мы приехали на площадку, вот это было да…

Сейчас дороги отсыпаны, а где надо проложена бетонка. А пять лет назад кто-то из инженеров решил срезать путь через строительную площадку и ушел в глину, говорят, по самые колени. Хоть оставляй сапоги и беги пешком… Хорошо, мимо шел КамАЗ, подобрал бедолагу.

Вообще, строители Тайшетского алюминиевого завода любят вспоминать события пятилетней давности. На площадке тогда работали одновременно до 2 тыс. человек, всюду кипела жизнь, а новые корпуса поднимались в небо, словно тесто на дрожжах. Сделали вертикальную планировку, обустроили временную производственную базу, бетонный завод и вахтовый поселок. Одновременно было начато строительство 65 объектов основных и вспомогательных производств. В третьем квартале 2011 года «РУСАЛ» возобновил строительство завода на собственные средства. Сейчас на ТаАЗе произведен 91% земляных работ, собрано четыре потолочных крана литейного цеха, возведено 11 тыс. тонн стальных конструкций и завершены все проектные работы по возводимым объектам.

Сейчас на ТаАЗе произведен 91% земляных работ, собрано четыре потолочных крана литейного цеха,возведено 11 тыс. тонн стальных конструкций и завершены всепроектные работы по возводимым объектам sibir_338_024.jpg Фото: Дмитрий Дмитриев
Сейчас на ТаАЗе произведен 91% земляных работ, собрано четыре потолочных крана литейного цеха,возведено 11 тыс. тонн стальных конструкций и завершены всепроектные работы по возводимым объектам
Фото: Дмитрий Дмитриев

«Пока строительство площадки было заморожено, за ней тщательно следили, — рассказывает руководитель проекта «Строительство Тайшетского алюминиевого завода» в «РУСАЛе» Гарри Шалак. — Специалисты и наши, и подрядчиков занимались текущим обслуживанием. Готовые сети водоснабжения и канализации, электроснабжение, несколько введенных объектов — все содержится и обслуживается. Департамент снабжения занимается приемкой оборудования, оформлением документации и размещением на охраняемых площадках, работают бухгалтерия и административные службы».

Начиная строительство, «РУСАЛ» заключил договоры на изготовление и поставку газоочистных установок, оборудования электроснабжения, строительных и технологических кранов, оборудования транспорта сырья, централизованной раздачи глинозема, машин для транспортировки и выливки, линий литья металла, оборудования объектов инфраструктуры, анодного, ремонтного, вспомогательных производств. Поставки уже осуществляются. Значительная часть оборудования хранится на площадке и в складах. Есть тут даже пожарные машины и три маневровых тепловоза. Наверное, поэтому уже издали будущий завод напоминает гигантский конструктор. Все детали в комплекте — их осталось только собрать. «Оборудование, закупленное в начале строительства, ждет своего часа, — рассказывает Гарри Шалак. — Все хранится согласно специальным кодам, что положено хранить под крышей — под крышей, что в теплом складе — значит, в теплом складе, и так далее. Зарубежные партнеры поставляют оборудование в качественной, надежной упаковке, так что за работоспособность его опасаться не приходится».

Новая надежда

Шанс стать из заштатного провинциального городка мощным и конкурентоспособным городом выпадает не всем. ТаАЗ не просто создаст 3 тыс. новых рабочих мест в Тайшете — кстати, далеко не все из них достанутся местным жителям; в городке просто нет такого количества специалистов требуемой квалификации. Любое крупное предприятие дает мультиплицирующий эффект для экономики. Большая часть денег, заработанных на заводе, будет потрачена в Тайшете и в Тайшетском районе, а это даст импульс для развития сферы обслуживания, общественного питания и розничной торговли.

Закупленное оборудование ждет своего часа sibir_338_025.jpg Фото: Дмитрий Дмитриев
Закупленное оборудование ждет своего часа
Фото: Дмитрий Дмитриев

Строительная площадка ТаАЗа уже повлияла на местный рынок недвижимости. Когда рабочие стали активно покупать и арендовать квартиры, цены на них в Тайшете заметно подросли. Сейчас «РУСАЛ» арендует в городе несколько десятков квартир, в которых живут специалисты Инженерно-строительной компании, но это не выход — когда стройка возобновится, квартир понадобится намного больше. Поэтому еще в 2008 году компания приступила к возведению в микрорайоне им. Мясникова группы жилых домов для инженеров и строителей. Были забиты фундаменты, из Красноярского края доставлены комплекты сборного железобетона, но когда остановилось строительство завода, встала и эта площадка.

«Поначалу люди не верили в то, что завод будет, особенно когда стройка остановилась», — рассказывает Сергей, наш случайный попутчик в поезде. «Пассажир с соседней полки» представляет собой характерный типаж коренного сибиряка: живет в собственном доме, ездит на подержанном японском автомобиле, а о работе говорит туманно («Кручусь помаленьку»). Сергей родился и вырос в Тайшете, здесь же нашел жену и говорит как убежденный патриот своего города: «Мне здесь нравится. В большом городе неуютно, а у нас — полчаса на машине, и ты в настоящем лесу. Хочешь — просто гуляй, хочешь — бери ружье, иди на охоту или на рыбалку. Я здесь всех знаю, меня знают — а в большом городе легко потеряться». Сейчас, по словам Сергея, скептиков в Тайшете поубавилось, тем более что в микрорайоне им. Мясникова на объект снова зашли подрядчики. Кипит работа на обустройстве ростверка одного дома, производится монтаж конструкций каркаса здания на другом. Для жителей Тайшета это верный знак того, что скоро заработает ТаАЗ.

Обнадеживающие новости приходят и с лент новостных агентств. Во время государственного визита президента России Владимира Путина в Пекин в присутствии руководителей двух стран представители Внешэкономбанка и China Development Bank Corporation (CDBC) заключили кредитное соглашение о предо­ставлении российской госкорпорации развития кредитных средств общим объемом 1,43 млрд долларов сроком на 14 лет. Китайские «длинные» деньги послужат источником для финансирования Внешэкономбанком строительства Тайшетского алюминиевого завода в Иркутской области, уже сообщила пресс-служба ВЭБ. Билет в будущее, выписанный городу пять лет назад, до сих пор действителен: у Тайшета есть шанс стать крупнейшим в Восточной России центром по производству алюминия.