Денис Штенгелов и шоколадная фабрика

Русский бизнес
Москва, 18.03.2013
«Эксперт Сибирь» №11 (367)
Кондитерская фабрика «Красная Звезда» не является оптимальной покупкой «КДВ групп» с точки зрения логистики. Но зато она позволит холдингу расширить ассортимент продукции

Говорят, что кондитерская фабрика «Красная Звезда» обязана своим рождением польскому мещанину Бородзичу, который в 1899 году начал заниматься кондитерским промыслом в Томске. Спустя сто с лишним лет «конфетка» сменила владельца — группа частных лиц, владеющих фабрикой до недавнего времени, продала свой бизнес томскому холдингу «КДВ групп». Директор и совладелец «КДВ групп» Денис Штенгелов утверждает, что еще в октябре прошлого года и не помышлял о покупке «Красной Звезды». Фатальность сделки объясняется фразой «жизнь так сложилась». В то же время покупка за 35–45 млн долларов (в таком диапазоне ее оценивают сторонние аналитики, поскольку ни покупатель, ни продавцы истинные суммы не раскрывают) вряд ли может быть чистой случайностью. Ведь несмотря на солидный возраст, фабрика работоспособна и может выпускать вполне конкурентоспособные продукты.

Отличительным почерком «КДВ групп» с некоторых пор принято считать неожиданные и весьма дорогостоящие сделки по приобретению компаний, являющихся владельцами готовых брэндов на рынке снеков. В 2008 году «КДВ» купила производителя сухариков и чипсов «Бриджтаун Фудс» (торговая марка «Три корочки»), в конце 2009 года — лидера в производстве сухариков «Сибирский берег» («Кириешки», «Компашки» и Beerka), а чуть позже — компанию «Золотой терем» («Баренцев»). «Если с умным лицом рассказывать, как мы продуманно и сознательно консолидировали рынок снеков, то это будет вранье, — говорит Денис Штенгелов. — Все получилось случайно». Возможно, элемент хорошо продуманной случайности присутствовал и при покупке «Красной Звезды», но при этом бизнес-логика холдинга ничуть не пострадала. «Нас интересовали только три продукта, — поясняет Штенгелов. — Это батончик «Спринт», конфеты «Томская птичка» и зефир. Это виды продукции, которую «КДВ» до сих пор не выпускала. Но дело в том, что технология, которая работает сейчас на «Красной Звезде», берет свое начало с 60-х годов прошлого века — она устарела морально и физически. Поэтому на фабрике требуется глобальный апгрейд всего железа. Одна поточная современная линия стоит от четырех до семи миллионов евро. И она может выпускать очень ограниченную гамму продукции». Поэтому, если модернизировать фабрику, то надо покупать две-три линии, уверен Штенгелов.

Кроме того, по словам нового владельца фабрики, «Красная Звезда» находится в «плохом месте». А потому в перспективе нескольких ближайших лет планируется полный переезд производства на другую городскую площадку. «Плохое место» с точки зрения бизнеса — это площадка без железной дороги и с малой пропускной способностью для тяжеловесных фур. Учитывая, что основное сырье для кондитерской фабрики — сахар и патоку — получают в центральных и южных регионах страны, везти эти дешевые продукты оттуда автомобильным транспортом просто экономически нецелесообразно. Нужна железная дорога, но выхода на нее у «Красной Звезды» пока нет. Само расположение фабрики в городской черте накладывает ограничения и на вывоз готовой продукции. «Если фабрика на пике производит в сутки до 100 тонн продукции, а это примерно шесть–семь фур, то пропускная способность участка, через который можно ее вывозить, — максимум две–три фуры, машины начинают выстраиваться в очередь», — говорит Штенгелов.

Переезд предприятия может состояться не ранее, чем через два года, когда будет проведена необходимая модернизация оборудования. При этом «КДВ групп» допускает, что часть продукции, которую компания сейчас производит в других регионах и которая продается в Западной Сибири, может производиться в Томске. «Вполне возможно, что мы будем делать что-то из продукции компании «КДВ» в Томске в угоду сибирской логистике. Но что конкретно, пока не готов ответить, поскольку у нас компания выпускает тридцать новых продуктов в год», — говорит Денис Штенгелов. Со «Спринтом», по его словам, «можно сделать двухполярную модель — производить батончик где-то в центре, скажем, в «КДВ Нижний Тагил». «Мы такую модель часто используем. Возможно, в рамках такой двухполярной модели мы что-то в Томске будем выпускать из того ассортимента, что уже делается на других фабриках. Но пока рано давать оценки, поскольку это будет возможно только после переезда», — говорит новый владелец.

При всех возможностях «Красной Звезды», в том числе и по заполнению ниши наборов конфет, в которой «КДВ» на рынке пока не представлено, кондитерская фабрика, скорее всего, будет в течение некоторого времени оставаться регио­нальным проектом в рамках федерального холдинга. Исключение могут составить разве что те же батончики «Спринт», которые еще при прежних владельцах фабрики успешно продавались через торговую сеть «Магнит». «Томская птичка» и зефир, как предполагает руководство «КДВ», такой успех вряд ли повторят. «Когда есть региональный проект и продукция продается в пределах сотни километров, это нормально, — считает Штенгелов. — Но когда линия работает на 30–40 миллионов жителей — от Екатеринбурга до Владивостока, — то является ли в этом 30-миллионном сообществе Томск оптимальной точкой? Я люблю наш город, родился здесь и вырос, но ответить «да» я могу, только если сойду с ума. Вообще, мы логистическая компания в чистом виде. И на этом выстраиваем всю свою бизнес-модель. Но с фабрикой мы не попадаем в эту цепочку, кроме того, что мы родились в этом городе, у нас здесь центральный офис. И мозги наши находятся здесь. Сидим, изучаем карту страны, смотрим дороги. То есть это не оптимально — производить кондитерские изделия в Сибири, если продавать их по всей России».

 expert-sibir_11_017.jpg

Действительно, новое приобретение «КДВ Групп» никакого ключевого конкурентного преимущества в плане географии компании не дает. У холдинга есть более выгодные логистические пункты, в том числе с западной стороны Урала. И все же томская производственная площадка (на сегодня самая маленькая из всех активов «КДВ») в перспективе способна стать если не плацдармом, то вполне полноценной точкой, откуда можно поставлять кондитерскую продукцию по всему сибирскому региону. Учитывая, что предприятия «КДВ» работают без складов продукции, поставляя ее напрямую заказчикам, решение проблемы с железной дорогой для «Красной Звезды» будет определяющим в конкурентной борьбе.

С приходом нового руководства на кондитерскую фабрику на предприятии пока изменилась только численность сотрудников. Под сокращение попали 180 человек, еще два десятка пожелали уволиться сами. Таким образом, количество работников фабрики уменьшилось до 490 человек. Для решения текущих производственных задач, по мнению Дениса Штенгелова, этого штата на данный момент достаточно. Но, скорее всего, их будет еще меньше. «На «Красной Звезде» технология не менялась уже шесть–семь лет. За это время там ничего плохого не произошло, но и хорошего тоже, — говорит Штенгелов. — Будем делать апгрейд, но беда в том, что любой апгрейд сегодня — это увеличение производительности труда минимум в десять раз. Сами понимаете, что при этом происходит с численностью работающих. Кроме этого, сейчас на фабрике доминирует физический труд, ручная работа, а требуются специалисты совсем другой квалификации. Нельзя работать по такой технологии, когда сахар и патока — два главных ингредиента. Это очень тяжелый труд: женщины собирают продукцию руками. Мы о таких технологиях давно забыли, у нас нет такого железа, оно давно списано и распилено».

По словам руководителя «КДВ Групп», производство на «Красной Звезде» будет полностью модернизировано в течение двух лет. Качество продукции при этом должно измениться кардинально в лучшую сторону. Например, на «Красной Звезде» до недавнего времени «Томская птичка» делалась из шоколадной глазури. «Ну, да… использовался заменитель шоколада, сливочное масло, — констатирует Денис Штенгелов. — Ничего страшного в этом нет. Если говорить по группам, то в зефире мы ничего корректировать не будем, кроме технологии. Она ужасна сама по себе. Батончик «Спринт» — здесь тоже ничего нового не придумаешь. В «Томской птичке», безусловно, будем менять шоколад. Это непросто. Надо поменять технологию, шоколад надо темперировать, по­этому необходимо специальное оборудование, и его пока нет на фабрике, оно монтируется. На это уйдет пара месяцев».  

Фабрика «Красная звезда» была акционирована в 1997-м. В 2003 году ее основными собственниками стали четыре физлица. Выручка фабрики за 2011 год превысила 1,32 млрд рублей, чистая прибыль составила более 26 млн рублей. В состав фабрики входило также кондитерское предприятие из Владимирской области ОАО «Гороховецкий пищевик». «КДВ Групп» посчитало приобретение этого предприятия вместе с «Красной Звездой» нецелесообразным.

«КДВ Групп» — томская компания, основанная в 1994 году. Собственниками являются частные лица. В конце 1990-х годов компания открыла представительства в Омске, Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле, Иркутске, Красноярске и во Владивостоке. Позже — в Самаре, Санкт-Петербурге и Москве. К 2004 году, по оценкам Nielsen Россия, стала крупнейшим производителем вафель в России, занимая четверть рынка в стоимостном выражении. По ряду оценок занимает второе место на российском снековом рынке, уступая лишь Frito Lay (структура PepsiCo). В настоящее время, помимо кондитерской продукции, активно продвигает сеть розничных магазинов шаговой доступности «Ярче!» и сеть небольших фитнес-клубов «Кенгуру». В состав холдинга входит 11 производственных площадок, среди которых «КДВ Яшкино» (Кемеровская область), «КДВ Нижний Тагил», «КДВ Сибирь» (Кемерово), «КДВ Минусинск» (Красноярский край), ООО «Кондитерская фабрика «Абаканская» (Хакасия) и др. Неконсолидированная выручка ООО «КДВ Групп» в 2011 году составила 24,9 млрд рублей, чистая прибыль — 14,5 млн рублей.

У партнеров

    Реклама