Регионы начинают жить в кредит

Повестка дня
Москва, 28.10.2013
«Эксперт Сибирь» №43 (395)

На минувшей неделе случился бум заявлений о том, что города и регионы Сибири хотят кредитоваться. Это объясняется тем, что растущие полномочия и затраты не подкрепляются сообразным ростом доходов, что, в свою очередь, приводит к дефициту бюджетов.

Начнем с востока. Бюджет Иркутской области на 2014 год сверстан министерст­вом финансов с 10-процентным дефицитом, то есть ему будет недоставать около 9,7 млрд руб­лей. А в совокупности за три грядущих года региональному бюджету не хватит почти 35 млрд руб­лей. В это же время ожидается падение налога на прибыль, отмена нулевой ставки НДПИ для нефтедобывающих компаний, поэтапная отмена федеральной льготы по налогу на имущество естественных монополий. Для снижения рисков министр финансов региона Наталия Бояринова предложила «активизировать работу с федеральным центром по обеспечению финансовой гибкости и получению дополнительных кредитов». Объемы кредитов пока уточняются, известно только, что резервный фонд региона размером в 4,1 млрд руб­лей будет истрачен на покрытие бюджетного дефицита уже в этом году.

Департамент финансов Томской области объявил отбор заявок на облигационные займы региона объемом пять миллиардов руб­лей. Сбербанк объявил об открытии в Новосибирской области кредитных линий на 1,6 млрд руб­лей (к 11,7 млрд кредитов, которые уже есть у региона). Кроме того, до конца 2013 года этот регион обещает привлечь пять миллиардов руб­лей за выпуск облигаций. Министерст­во экономики Республики Алтай объявило о привлечении кредитов на 900 млн руб­лей, притом что весь бюджет региона — всего чуть более 10 млрд руб­лей. И последняя новость только минувшей недели: администрация Омска намерена занять 2,4 млрд руб­лей. Почти все перечисленные кредиты — краткосрочные, сроком на один год.

Если смотреть на этот процесс оптимистично, то можно признать, что в кредитовании регионов ничего катастрофического нет — субъекты федерации жили в долг даже в тучные времена. Другое дело, что перспективы выплаты этих долгов именно сейчас рисуются безрадостными. Обстоятельства два: снижающиеся собственные доходы (в силу изменения федерального законодательства и оптимизации работы крупных корпораций) и увеличивающаяся социальная нагрузка. Увеличение зарплаты бюджетникам, решение жилищных вопросов, социальная поддержка населения — все эти федеральные инициативы регионы должны оплачивать за свой счет. Тут как нельзя «кстати» пришлась еще инициатива премьер-министра Дмитрия Медведева, который сообщил о желании передать часть полномочий регионам — естественно, с отправляющимися на содержание региональных бюджетов тысячами чиновников.

Выход один — урезание всевозможных региональных расходов и за неимением другого — за счет инвестиционной составляющей. Но это, помимо известных последствий для экономики, приведет к росту напряженности в «сложных» регионах. И уже приводит: депутаты красноярского Законодательного собрания (дефицит бюджета только в этом году — 44,8 млрд руб­лей), представляющие Таймыр, заявили, что будут голосовать против поддержки корректировок бюджета, уменьшающих финансирование инвестиционных программ на севере региона. «Ни одно предложение таймырцев не нашло поддержки у исполнительной власти», — пояснил решение депутат Валерий Вэнго. Например, не нашлось денег на достаточную поддержку традиционных промыслов, лишилась краевого финансирования газета «Таймыр» и т.д. Нечто подобное можно наблюдать и в Иркутской области, присоединившей один из автономных бурятских округов. Местные политологи уже пригрозили региональным парламентам сепаратизмом «малых народов». Вряд ли до этого действительно дойдет, но вот внутренняя напряженность в регионах точно будет расти.

Новости партнеров

    Реклама