Время за деньги

Русский бизнес
Москва, 18.11.2013
«Эксперт Сибирь» №46 (398)
В Томске появляется все больше тайм-кафе. В городе студентов на подобный формат существует большой спрос, однако его еще нужно разбудить, а потом — удержать клиентов особенной атмосферой

Первое в Томске антикафе «Проектор» появилось в сентябре 2012 года. Сейчас его уже нет, но след первопроходцев не остыл — с тех пор открылось не меньше пяти заведений подобного рода, которые пошли дальше. Собственно, бум на «антикафе» или «тайм-кафе» — заведения, где можно приятно и полезно провести время за деньги — пришелся в Томске на уходящий год. Как, собственно, и во многих других городах, где формат «третьего места», или свободных пространств, стремительно набирает популярность. «На мой взгляд, связано это с тем, что идея очень проста, интересна и барьер для выхода на рынок невысок, — считает сооснователь томского тайм-кафе «Вместе» Роман Попенко. — Спрос существует, и рынок растет. По нашим опросам, примерно 55 процентов томичей в возрасте от 16 до 30 знают, что такое «антикафе», но только 25 процентов знает, что в Томске есть антикафе. Так что потенциал роста клиентской базы налицо».

Однако для использования этого потенциала тайм-кафе приходится проявлять незаурядную фантазию. Мало предлагать альтернативу питейному заведению, дружественную атмосферу и уютное времяпрепровождение. Нужны изюминки, которые приведут в тайм-кафе людей, готовых заплатить именно за свое время. Первый час здесь обходится посетителю, как правило, в 100 руб­лей, а дальнейшее пребывание — в один рубль за минуту. Тот факт, что Томск — студенческий город, наполненный молодежью, конечно, создает определенный отложенный спрос на услуги «третьих мест», но этот спрос еще надо разбудить.

Кафе до тренинга доведет

Сначала, по утверждению специалистов, антикафе в Томске открывались как заведения широкого спектра. Но быстро выяснилось, что сообщества формируются вокруг тех, кто организует и управляет кафе, поэтому первые клиенты таких заведений чаще всего — друзья. На этой почве вырастает определенная тематика «третьего места», круг интересов его посетителей. Аудитория может быть очень широкой — от младших школьников, для которых родители устраивают дни рождения, до людей за 40, которые приходят на чайные церемонии или гитарные вечера. «Тайм-кафе «Вместе» предлагает широчайший спектр мероприятий для молодежи. Антикафе «Точка сборки» проводит мероприятия для более взрослой публики. В антикафе «Старт» больше любят тренинги для предпринимателей», — перечисляет особенности заведений директор «Центрального дома предпринимателя» Денис Таранов.

Организаторы акцентируют: формат свободных пространств идеален для новых знакомств и интересного общения. В отличие от обычных кафе человек не привязан к своему столику и может спокойно передвигаться, включаться в другие компании и знакомиться — атмосфера к этому располагает. Плюс те самые изюминки или «рождественские яйца», которые у каждого тайм-кафе свои. Например, антикафе «Точка сборки» помимо традиционных настольных игр предлагает сеансы релаксотерапии, символдрамы, тренинги личностного роста, психологические техники, клубы по интересам, музыкальные и творческие вечера, концерты в формате живого общения с музыкантами. Тайм-кафе «Вместе» может порадовать клиентов не только концертами и целым набором игр, но и такими экзотическими мероприятиями, как, например, мастер-класс по 3D-печати или занятия по кунг-фу для всех желающих. Библиотека «Зеленая лампа», хотя и работает в формате библиотеки и даже выдает книги на дом, но, по сути, тоже является «третьим местом» — здесь можно провести пять часов, заплатив 100 руб­лей, или любое количество часов днем за две тысячи руб­лей в месяц (право круглосуточного пребывания обойдется в три тысячи в месяц). Плюс к этому разные мероприятия, школа рисунка, игры на гитаре и т.д.

В оценке деятельности антикафе, как и в репертуаре мероприятий, их владельцы серьезно расходятся. С одной стороны, сложно относиться к тайм-кафе, где посетители играют, например, в настольные игры, как к коммерческому предприятию. С другой, такие заведения — все-таки бизнес. Вопрос лишь в том, как его позиционируют владельцы и на что рассчитывают в конечном итоге. «Перспективы для развития антикафе в Томске есть, потому что это город студентов и молодежи. Но рынок пока не готов к появлению таких заведений, не все люди еще привыкли платить за время, они готовы платить за что-то конкретное — чай, кофе, еду, концерты, семинары и т.д. Без поддержки со стороны общества, бизнеса, государства такие заведения самостоятельно выжить не смогут, потому что их рентабельность под большим вопросом. Это скорее социальный проект, чем бизнес, — считает генеральный директор антикафе «Точка сборки» Елена Корчагина. — Это, в первую очередь, клубы по интересам. Культурно-развлекательная программа этих заведений также имеет социально значимый характер, так как это, прежде всего, одна из составляющих здорового образа жизни».

«Спрос существует, и достаточно стабильный. Это в большинстве молодежь от 18 до 30 лет, поддерживающая здоровый образ жизни, не пьющая и предпочитающая приятную дружескую компанию, — говорит сооснователь тайм-кафе «Вместе» Игорь Темеров. — Люди, знающие о таком формате, с радостью становятся завсегдатаями заведения. В Томске закрылось много подобных учреждений именно из-за незнания бизнеса. Первоначальная кажущаяся простота открытия впоследствии перерастает в титанический труд завоевания клиента. Ведь самое главное — это атмосфера, которую многие просто не могут создать».

Посетители тайм-кафе, как правило, молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Непьющие 019_expert-sibir_46.jpg
Посетители тайм-кафе, как правило, молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Непьющие

Антимодель для сборки

«У приходящих в этот бизнес, как правило, проблема в том, что они не могут настроить окупаемую бизнес-модель, — говорит Денис Таранов. — В любом бизнесе работает принцип Парето — 20 процентов услуг должно приносить 80 процентов дохода. Все остальное в ассортименте уже не важно. Но эти 20 процентов должны давать хотя бы окупаемость по аренде. Такого понимания у тех, кто хочет открыть антикафе, пока нет. Другая большая проблема — это помещение. Практически все томские тайм-кафе расположены на арендованных площадях. Ставки у нас большие, площадей для такого дела требуется много. И третья проблема — очень много заморочек, чтобы привлечь посетителей. Все думают, что просто наберут народ и будут что-то проводить у себя. Но генерировать мероприятия очень сложно. Причем все идеи быстро переносятся по площадкам. Нужно постоянно чем-то удивлять людей. Если таких мероприятий не будет, люди просто не станут приходить».

По мнению Дениса Таранова, существующие антикафе уже прошли линию риска и не опасаются закрытия. Сейчас они расширяются, приобретают связи. Например, в антикафе «Старт» работает молодежный тренинг «Бизнес-молодость». Основную прибыль кафе приносит именно этот тренинг, под который выстроена большая инфраструктура. «Тайм-кафе «выезжают» на том, что постоянно фонтанируют идеями, — замечает Денис Таранов. — Другое дело — коворкинг-центры. Что это такое? Место, куда человек может прийти и работать. Ему предоставляют компьютер, стол, wi-fi. Можно заплатить три тысячи руб­лей в месяц — и появится место не только для работы, но и для встреч, мини-офис. Все это — с ориентацией на фрилансеров. Дело актуальное, но вопрос опять-таки в экономике, не все ее вывозят. Фрилансеры стоят на передовой рынка услуг. Им нужны качество и атмосфера, потому что люди они творческие. Такого понимания, по большому счету, в Томске пока нет».

Учитывая круг вопросов, проблема предпринимателей следующей волны, которые захотят попасть в обойму антикафе или коворкинг-центров, будет заключаться в точной настройке на аудиторию и тонком понимании структуры спроса на подобные услуги. Спрос будет меняться, безусловно, и тем сложнее будет дальше. Но пока рынок еще вполне способен вместить не одно заведение подобного рода. И сиюминутные потребности студентов, фрилансеров и вообще молодежных сообществ примерно понятны. «Резерв есть в том случае, если они сделают все так, как изначально делали, например, в Москве, — считает Денис Таранов. — Недостаток провинциальных антикафе, конечно, в обстановке. У бабушек и дедушек берутся столы, стулья и ковры, а обстановки нет. Когда люди будут делать дизайн-макет помещения, думать, насколько удобно здесь будет находиться людям, тогда начнется бизнес. На данный момент все очень стихийно».

«Сложно говорить о перспективах формата, поскольку ему меньше трех лет. Но если проводить аналогию с тем, как он развивается в Москве и Санкт-Петербурге, то в ближайшие пару лет будет бум подобных заведений, после которого спрос немного упадет», — говорит Роман Попенко.

Пока интересный и полезный отдых в Томске набирает обороты. Некоторые антикафе планируют расширяться, некоторые, напротив, готовы продать бизнес. Есть понимание того, что конкурировать тайм-кафе будут друг с другом еще совсем не скоро. Сейчас их главный конкурент — традиционные кафе и недорогие студенческие забегаловки, где можно посидеть с друзьями за пивом и картошкой фри. Также понятно, что такие бизнес-форматы, как «тайм-кафе» и «коворкинг-центры», вряд ли станут массовым явлением, поскольку система работает на поле весьма индивидуальных, а порой просто экзотических человеческих интересов и потребностей. Тем не менее, публика здесь не переведется, и со временем ее, возможно, станет больше. Для Томска с его армией студентов это лишь вопрос времени.

Основная проблема видится в другом — как сделать так, чтобы человек осознанно шел тратить свое время и деньги. По словам Романа Попенко, «основная проблема открывающихся томских заведений — в непонимании формата и неспособности донести его ценность до потребителя». Когда понимание и способность сольются в творческом симбиозе, не исключено, что на свет появятся новые тайм-кафе, которые будут продавать не время или место, а нечто третье, что пока еще не укладывается в наше форматное понимание. У Томска, где все чаще генерируются весьма необычные идеи, есть все шансы со временем стать Меккой тайм-кафе. Нужно только правильно проложить дорогу.           

У партнеров

    Реклама