Мысли года

Тема недели
Москва, 16.12.2013
«Эксперт Сибирь» №50 (402)
В течение года мы беседовали со многими людьми. Среди них были бизнесмены и чиновники, ученые и промышленники, ректоры вузов и банкиры. Был даже один общественный деятель, боровшийся с произволом в сфере ЖКХ и в итоге приглашенный губернатором на должность руководителя Государственной жилищной инспекции. Часть этих бесед потом была опубликована в журнале в виде интервью. Наиболее интересные мысли из различных текстов мы решили собрать на этом развороте.

Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский

Виктор Толоконский 010_expert-sibir_50_1.jpg
Виктор Толоконский

— На самом деле регионов с собственным потенциалом развития как минимум треть. Но есть и субъективные причины затухания активности. У нас очень сильны традиции унитаризма. Если высшее руководство страны принимает решение, то руководители на местах ждут, когда под эту политическую задачу поступят все виды управленческих решений. Вплоть до того, что просят конкретную методологию их исполнения. В силу этих традиций пока нет понимания, что масштабное развитие — это всегда децентрализация. Жесткая централизация — антикризисное решение, необходимое для преодоления структурных сбоев. Если мы говорим о развитии, нужна децентрализация государственных функций, максимальное подключение общества, предельная открытость институтов власти.

(№ 2–4, «Развитие — это всегда децентрализация»)

Глава Республики Тыва (Кызыл) Шолбан Кара-оол

Шолбан Кара-оол 010_expert-sibir_50_2.jpg
Шолбан Кара-оол

— У нас нет альтернативы, кроме промышленного развития. Многие уповают на то, что развитие республики будет на основе туризма и сельского хозяйства. Но о каком масштабном туризме можно говорить, когда у нас зимой 45 градусов мороза? Скорее всего, поэтому здесь для нас возможна лишь узкая ниша: экологический туризм, организация охоты и рыбалки. Мы в свою очередь готовы обслуживать бизнес, который хочет реально трудиться. Инвесторы должны брать на себя социальную ответственность. В конечном счете это выгодно для них самих — вокруг их предприятий создается комфортная среда для развития. Но промышленное развитие нашей республики, конечно, требует особой позиции власти. Нам важно, чтобы инвестор не был настроен на варварское распоряжение нашими ресурсами.

(№ 5, «Поверьте мне»)

Сын основателя торговой сети «Мария Ра» (Барнаул) Евгений Ракшин

Евгений Ракшин 010_expert-sibir_50_3.jpg
Евгений Ракшин

— Конечно, мы узнаваемы, мы участвуем в социальной жизни, спортивных мероприятиях практически во всех регионах своего присутствия. Это, безусловно, помогает, но не отменяет обычных проблем, к примеру, с энергетиками. Иногда нужно потратить год, чтобы подвести к магазину кабель мощностью 200 киловатт. И за этот год беготни ты можешь получить только техусловия. Нередки случаи, когда тебе могут ответить, что сегодня технической возможности нет, приходи в 2015 году. Особенно остро эта проблема стоит в Новосибирске. Трудности есть у всех, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Каких-то явных врагов, которые бы вставляли палки в колеса, наверное, нет, но в случае с энергетиками порой проще поставить в магазине дизель-генератор.

(№ 9, «Я зарекся предвосхищать события»)

Генеральный директор ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса» Михаил Петров

Михаил Петров 010_expert-sibir_50_4.jpg
Михаил Петров

— Наша особенность — мы делаем только холодильники. Это и плюс, и минус. Например, преимущество Indesit — техникой этого производителя можно оборудовать всю кухню: холодильник, печь, посудомоечная машина и т.д. Мы делаем только холодильники и расширяем только такие линейки — делаем, к примеру, морозильники, бары, холодильники со стеклянными дверями. Вот сейчас производим модель холодильника для хранения икры. Немного не наш формат, поскольку модель рассчитана на узкую группу потребителей, к тому же не физических лиц, домохозяйств, на которых мы обычно работаем, а на магазины… Наш сегмент — недорогие холодильники. Средний и ниже среднего ценовой сегменты. Две наши линии выпускают модели именно в этих ценовых диапазонах. Для тех, у кого нет завышенных требований — по дизайну, по марке, по эмблеме, по наклейке. Соответственно, главный критерий — это цена. В премиальные сегменты мы не стремимся: «Бирюса» не тот бренд, который даже при условии существенной технологической доработки можно продать в два–три раза дороже. Бренд имеет четкую ценовую сегментацию. Все-таки стереотип «иностранное — значит, лучшее» до сих пор не искоренен в сознании отечественного потребителя. Много мыслей разных у нас есть, но пока делиться ими рано.

(№ 12, «Реки холодильников»)

Вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой

Виктор Козодой 010_expert-sibir_50_5.jpg
Виктор Козодой

— Общественность не слабая, она еще просто не до конца организована. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Если все будет организовано по принципу «Баба Яга против» — это беда для всех. Мы в начале уже говорили про политических оппонентов. Я понимаю, когда есть нормальная критическая позиция. Но когда я каждый день читаю про себя только вранье — это совсем не оппозиция. Меня это не раздражает, а, наоборот, успокаивает. Потому что я понимаю: они не развиваются, а мы идем дальше.

(№ 35, «Наемник с политической волей»)

Генеральный директор отеля River Park (Новосибирск) Олег Торопкин

Олег Торопкин 010_expert-sibir_50_6.jpg
Олег Торопкин

— Какого-то гигантского перебора предложений на гостиничном рынке Новосибирска точно нет. Хотя, безусловно, каждый новый крупный проект, реализованный на этом рынке, заметно сказывается на конкурентном поле. Спрос-то на новые качественные номера есть, но мы не можем установить адекватную цену. Себестоимость в силу роста инфляции и тарифов госмонополий растет, конкуренция усиливается, а цена номера до сих пор не дотягивает до докризисной планки. Этот рынок не назовешь очень привлекательным для инвестора.

(№ 42, «Не хватает омаров и халатов»)

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев

Аман Тулеев 011_expert-sibir_50_1.jpg
Аман Тулеев

— Экспорт для нас — это не блажь, не прибыль, а вопрос жизнеобеспечения. Он дает нам средства на поддержание шахт и разрезов в безопасном для разработки состоянии. А ведь это требует больших денег и усилий — из шахт надо постоянно откачивать воду и нагнетать туда воздух. Его должно быть в два раза больше, чем метана, иначе шахтеры будут взрываться. То есть экспорт — это основной источник средств, от которых напрямую зависит не только развитие угольных предприятий, но и безопасность труда наших шахтеров, и безопасность наших городов и районов. Мы же роем землю очень глубоко, и у нас под всем Кузбассом уже целые подземные города со своими тоннелями, улицами. А общая протяженность подземных горных выработок у нас в области составляет, чтобы вы представляли, 3,5 тысячи километров. Это как 11 московских метро у мэра Собянина.

(№ 46, «Президент шахтерской республики»)

Глава Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Игорь Лобарев

Игорь Лобарев 011_expert-sibir_50_2.jpg
Игорь Лобарев

— А чего мне бояться? Я на своей земле. Когда я устраивал акции протеста, меня избивали, увозили в лес, запугивали и требовали, чтобы я прекратил эту деятельность. Что они, убьют меня? Так от этого стремление людей к порядку не уменьшится. Кроме того, у меня, в некотором смысле, есть личный интерес. Моя дочь проехала по Европе, а когда вернулась, заявила, что собирается уехать туда насовсем. Потому что там трамваи ходят по расписанию, на газонах трава, никто не будет парковать машины на детских площадках и ни один дурак не предложит, например, в центральном парке Берлина строить гостиницы или другие здания. И тогда я ей сказал: подожди, дай мне время, я попробую здесь что-нибудь изменить. Ведь плохо, когда дети начинают уезжать из страны.

(№ 45, «Мне нечего бояться»)

Директор компании «Желтое такси» (Иркутск) Илья Филиппенко

Илья Филиппенко 011_expert-sibir_50_3.jpg
Илья Филиппенко

— Мы деньги активно и в Иркутске тратим. Благодаря нашей компании работают три автосервиса — только на нас держатся, я это точно знаю. Работают рекламные агентства, химчистки — чистка салона ведь проводится раз в неделю. Ну и водители деньги зарабатывают. А на себя я не так много и трачу. Ну да, меня обвиняют, что я сходил в Китае в ресторан и потратил 10 юаней — но это же несерьезно. Поэтому возвращаться в Китай или куда-то еще, чтобы жить — точно нет. Но на пляж я буду ездить туда, где есть пляж. И смотреть на нью-йоркские небоскребы я точно не смогу под Иркутском. То есть, отдыхать я буду не здесь, а рутинно работать — в Иркутске, в родном городе.

(№ 11, «Шашки наголо — и побежали»)

Председатель правления ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» (Новокузнецк) Юрий Буланов

Юрий Буланов 011_expert-sibir_50_4.jpg
Юрий Буланов

— У банков есть деньги. Но ни одно разумное предприятие не возьмет кредит только потому, что его дают. Нужно знать, что с ним делать. Нужно произвести товар, потом нужно продать товар. Но сегодня дефицита товаров нет. Нет дефицита и производственных мощностей. Почему не идут инвесторы? Потому что плохой инвестиционный рынок и все ниши заняты. Сегодня мировые производственные мощности автомобилестроения в два раза превышают спрос на автомобили. Все замыкается на конечного потребителя. Ему надо где-то заработать, но предприятие, где он работает, само должно что-то продать. А что оно может продать? В Советском Союзе была автаркия. Элементы ее нужно возрождать. Частично изолироваться от глобальной экономики, хотя сейчас это сделать сложно. Было бы разумно административными рычагами создавать точки роста для импортозамещения. Недостаточно сказать, что нужно снижать ставки по кредитам, нужны политические решения.

(№ 23, «Чтобы понять клиента, нужно дышать с ним одним воздухом»)

Генеральный директор ЗАО «Гелиос» (владелец Братского пивоваренного завода) Владимир Смирнов

Владимир Смирнов 011_expert-sibir_50_5.jpg
Владимир Смирнов

— У нас нет конкурентов. Может быть, это звучит абсурдно, но то, что выпускают транснацио­нальные корпорации, пивом назвать трудно. Это суррогат, который имеет мало общего с классической технологией производства, которой придерживаемся мы. Ведь ввели же понятие «молочный напиток» для продукта, сделанного из сухого молока или с вкусовыми добавками. Нужно и в нашей отрасли называть вещи своими именами: например, «пивной напиток»… Мы хотим и дальше оставаться немодными, придерживаясь классической схемы брожения и дображивания пива, не ускоряя эти этапы производства.

(№ 16, «Братская классика»)

Ресторатор (Новосибирск) Денис Иванов

Денис Иванов 011_expert-sibir_50_6.jpg
Денис Иванов

— У нас в психологии потребителя заложено некое загадочное стремление получить что-нибудь бесплатно, как-то обхитрить продавца, найти во всем свою выгоду. В этой погоне за дешевизной и мнимым выигрышем люди зачастую недооценивают важность такого критерия, как качество. Есть люди, которые не любят платить ни за что. Возможно, это звучит несколько категорично, но это правдивый срез ментальности потребителя. К примеру, в отношении корпоративов мы очень сильно отличаемся от Москвы, где сконцентрировано много российских и иностранных компаний. Когда им говоришь, сколько стоит услуга, они платят. При этом крупные компании, как в Comedy Club, хотят еще и больше заплатить — у них есть деньги, и они умеют ценить качество. На регио­нальном рынке люди не всегда готовы платить. Я бы отметил еще одну особенность: дома люди стараются жить эконом-классом, а выезжая куда-нибудь в Таиланд, где цены зашкаливают даже по сравнению с Токио, сорят деньгами. Придерживаясь ограниченных бюджетов на корпоративные праздники, люди зачастую руководствуются представлениями о ценах пятилетней давности.

(№ 6, «На пересечении двух миров»)

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №50 (402) 16 декабря 2013
    Итоги года
    Содержание:
    Мысли года

    В течение года мы беседовали со многими людьми. Среди них были бизнесмены и чиновники, ученые и промышленники, ректоры вузов и банкиры. Был даже один общественный деятель, боровшийся с произволом в сфере ЖКХ и в итоге приглашенный губернатором на должность руководителя Государственной жилищной инспекции. Часть этих бесед потом была опубликована в журнале в виде интервью. Наиболее интересные мысли из различных текстов мы решили собрать на этом развороте.

    Реклама