Страшный сон Чубайса

Тренды года
Москва, 16.12.2013
«Эксперт Сибирь» №50 (402)
Крупные энергетические компании активизировали покупки управляющих компаний в сфере ЖКХ. Это закономерно: устав бороться с «серыми» схемами посредников, энергетики их просто ликвидируют

Фото: Виталий Волобуев

Каждый должен заниматься своим делом. Под этим лозунгом происходила реформа энергетики, которая разделила генерирующие активы, сбыт и транспортировку до конечного потребителя. С этой же идеологией проводилась и реформа ЖКХ: независимые управляющие компании (УК) должны были стать надежной защитой граждан от тарифных посягательств энергетиков и прочих поставщиков коммунальных ресурсов. Как видно сегодня, не удалось ни то, ни другое. Стабильный и не зависящий от качества предоставления услуг поток денег в управляющих компаниях развращает и никак не стимулирует их к повышению эффективности собственной работы. В итоге крупные поставщики ресурсов столкнулись с тем, что УК попросту саботировали и выполнение инвестпрограмм, и даже стабильную оплату по своим обязательствам. Отчаявшись бороться с такими посредниками, уже два крупных энергетических холдинга в Сибири — «Сибирская генерирующая компания» (СГК) и «Иркутск­энерго» — начали брать «коммуналку» в свои руки.

Первые ласточки

Строго говоря, это начало происходить не сегодня — энергетики принялись брать в управление коммунальную инфраструктуру еще 10–15 лет назад. Первым масштабным экспериментом в масштабах всей страны стало образование в мае 2003 года ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Эту структуру возглавили бывшие топ-менеджеры РАО «ЕЭС России», кроме того, главная на тот момент энергокомпания России вошла в капитал федерального коммунального оператора. О масштабной экспансии в регионы заявлял и концерн «Росэнергоатом» — правда, позже он все же уступил место РКС.

Несмотря на то, что отрасль тогда имела порядка 12 млрд долларов долгов, ЖКХ вполне справедливо казалась энергетикам весьма интересной отраслью. Гарантированный спрос, будем говорить прямо, вне зависимости от качества предоставления услуг — «коммуналка» в этом смысле является идеальным бизнесом. Тогда же, в 2003 году, РКС огласила планы относительно Сибири — в сферу интересов компании вошли Томская область и Алтайский край. Позже там действительно были образованы филиалы РСК, в частности, в Барнауле холдинг управлял сетями вплоть до октября этого года.

Схожие процессы происходили и на уровне отдельных регионов. Наиболее ярко это проявилось в Новосибирске, где сети и генерация исторически были под крылом одной компании. Еще в 2004 году городские сети были внесены муниципалитетом в капитал ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», созданного новосибирской мэрией и компанией «Новосибирскэнерго» (ныне — «СибЭКО», входит в холдинг «Е4»). В том же самом холдинге, кстати, образовалась и управляющая компания «Сибирь­энергокомфорт» (позже, после скандала с невыполненными ремонтами и задолженностями, была переименована в «Мой коммунальный стандарт — Новосибирск»). Таким образом, для 10–15% жилого фонда Новосибирска генератором и поставщиком ресурсов, а также управляющей компанией была единая по сути структура. «Когда мы в 2004 году объединяли тепловые сети и создавали «Новосибирскгортеплоэнерго», то первым эффектом от объединения стало сокращение потерь. И это дало сумасшедший эффект, — поделилась опытом заместитель директора новосибирской компании «Экран-Энергия» Ирина Соколова. — Мы окупили вложения на создание предприятия всего за два месяца».

Были и более локальные прецеденты. Например, 10 лет назад магистральные и квартальные сети были объединены под крылом одной компании в городе Назарово (Красноярский край), а восемь лет назад — в Томске. Другое дело, что на большей территории сибирских регионов продолжала действовать другая система — между производителями ресурсов и потребителями возникали посредники. В идеале — арбитры и защитники, по факту, как правило, — структуры для перекачивания денег, живущие на проценты с оборота. «Нужно понимать — в ЖКХ спрос останется всегда, но расти он будет медленно. Поэтому для успешной конкуренции и деятельности коммунальным компаниям необходимо увеличивать эффективность деятельности. Но это слишком сложно, поэтому коммунальщики поступают проще — просто увеличивают тарифы, не заботясь об увеличении качества услуг. И на увеличении тарифов (ежегодных) они точно знают, что денежные потоки у них будут расти при любой экономической конъюнктуре», — говорит аналитик ФК AForex Нарек Авакян.

Опыт Восточной Сибири

«Сегодня в стране вообще нет дискуссии на тему качества коммунальных услуг» 038_expert-sibir_50.jpg Фото: Виталий Волобуев
«Сегодня в стране вообще нет дискуссии на тему качества коммунальных услуг»
Фото: Виталий Волобуев

Если говорить о масштабной территориальной экспансии крупных энергетических холдингов в ЖКХ, то здесь пальма первенства в Сибири, несомненно, принадлежит «ЕвроСибЭнерго» (входит в En+ Group Олега Дерипаски). Еще в 2001 году эта структура приняла стратегию, согласно которой одним из направлений ее деятельности является развитие генерации тепловой энергии и прием в эксплуатацию тепловых сетей — с условием, что на выбранных территориях находятся генерирующие активы компании. На практике деятельность получилась еще масштабнее — так, еще до того, как в эксплуатацию были приняты тепловые сети, в 2006 году холдинг стал управлять водоканалом в Усть-Илимске (север Иркутской области).

Однако куда гармоничнее смотрелась экспансия «ЕвроСибЭнерго» в Хакасию. Как известно, здесь, в Саяногорске, находится Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также «САЯНАЛ» и контролируемая холдингом угольная котельная (ООО «Теплоресурс»), на две трети обеспечивающая город теплом и горячей водой. Но между этими активами компании располагались посредники, которые управляли сетями — МУП «Енисейводоканал» и МУП «Тепловые сети». В начале 2010 года из-за просрочек платежей оба предприятия оказались в процедуре банкротства. В конце 2011 дочерняя структура «ЕвроСибЭнерго» — «Байкалэнерго» — подписала договор аренды сетей с администрацией Саяногорска относительно МУП «Тепловые сети», то есть стала эксплуатантом тепловых сетей и котельных города. А через два месяца в аренду иркутскому холдингу перешло и второе МУП, вместе с водопроводными и канализационными сетями, очистными сооружениями, а также водозабором в соседнем поселке Майна. И дальше сотрудничество компании с муниципалитетом только углублялось. Сегодня все объекты тепло- и водоснабжения взяты «Байкалэнерго» в концессию на 29 лет, под управлением компании оказался единый узел жизнеобеспечения многотысячного города (население 48,9 тыс. человек).

Тем временем еще одна структура холдинга — «Иркутскэнерго» — действовала на севере Иркутской области, получив через свою «дочку» ООО «Иркутские коммунальные системы» (ИКС) контроль над крупнейшей в Усть-Илимске управляющей компанией «УИ ЖКХ-2008» (управляет 90% жилого фонда города). Решение было, в общем, вынужденное — к тому времени данная УК накопила полсотни миллионов долгов перед поставщиками ресурсов — все теми же структурами «Иркутскэнерго». Сегодня ИКС работают в Усть-Илимске, Усолье-Сибирском и Саяногорске, кроме того, на рынке Иркутска у компании имеется стабильный партнер — холдинг «Система», владеющий крупнейшими местными управляющими организациями. Как говорил в интервью «Эксперту-Сибирь» глава ИКС Булат Дугаров (в этом году ставший вице-мэром Иркутска по ЖКХ), эти действия быстро дали эффект синергии. Во-первых, был исключен политический момент отношения коммунальщиков, властей городов и населения — никто больше не принимает популистских решений там, где нужна «чистая» экономика. Во-вторых, распределение контрактов на ремонт и обслуживание сетей впервые стало прозрачным. «Так, в Усть-Илимске впервые в качестве подрядчика была привлечена Усть-Илимская ТЭЦ (входит в «Иркутск­энерго». — Ред.). Раньше такого не случалось, выбор подрядчиков проходил по непонятным основаниям. Мы эту практику прекратили — теперь контракты свыше определенной суммы выставляются на конкурс. И поставщик услуг выбирается по утвержденным в «Иркутскэнерго» стандартам, прозрачно и честно», — говорил Дугаров.

Опыт Западной Сибири

Второй игрок, который уже в этом году начал активно осваивать коммунальный рынок, — «Сибирская генерирующая компания» (СГК). Компания появилась в результате реформирования ОАО «Кузбассэнерго», сегодня в ее состав входят четыре ГРЭС и 14 ТЭЦ, расположенные в Алтайском крае, Кузбассе, Красноярском крае и Хакасии. СГК решала ровно ту же проблему, что и «Иркутскэнерго» — в некоем городе есть собственная генерация, стабильный спрос на нее, но где-то среди посредников досадно теряются деньги. «Сегодня в стране нарушен фундаментальный принцип экономики. Если в советское время фокус внимания был на качестве коммунальной услуги, то сегодня — только на ее стоимости. О цене не говорит разве что ленивый: политические партии, руководство страны — все говорят о цене услуги как о якобы завышенном тарифе. К сожалению, сегодня в стране нет не то что профессио­нальной, даже околопрофессио­нальной дискуссии на тему качества коммунальных услуг», — говорил нам заместитель генерального директора — директор дивизиона «Тепло» Сибирской СГК Михаил Никольский.

Все началось с Кузбасса. В апреле администрация Кемерово и СГК объявили о том, что приступают к объединению сетей и созданию единой теплоснабжающей организации. В результате были объединены теплосети ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» (входит в СГК и транспортирует коммунальные ресурсы с ТЭЦ материнского холдинга) и МУП «Тепловые сети города Кемерово» (собственной генерации, понятно, нет). К 1 июля процесс был завершен. В цифрах первые результаты объединения выглядят так. На этот год по плану в Кемерове должны были провести перекладку 8,4 км теплосетей. До объединения в течение первого полугодия было сделано четыре километра. А всего за 2,5 месяца к началу отопительного сезона — 2,5 км. На 30% снизились показатели аварийности. Правда, энергетики призывают не преувеличивать результат. В последней цифре есть и «накопленный» эффект: кемеровские власти в последние годы старались снизить количество повреждений на сетях прежде всего за счет применения новых технологий при ремонтах.

Этим же летом СГК анонсировала аналогичные изменения в Барнауле, где сетями на тот момент управлял местный филиал РКС. Нельзя сказать, что процесс передачи сетей оказался мирным. В частности, РКС выпускала несколько заявлений, в которых сообщала, что СГК намеренно накапливает долги перед сетевиками. К июлю, по данным РКС, долг составил уже 110 млн руб­лей. «Поскольку «Алтайские коммунальные системы» — сетевая организация, обслуживающая разводящие тепловые сети Барнаула и не имеющая иных источников доходов, кроме платы за транспортировку тепловой энергии, неплатежи Барнаульской теплосетевой компании поставили коммунальное предприятие в кризисную ситуацию», — говорилось в сообщении. Понятно, что при этом между компаниями очевидно велась непубличная борьба за решение о доступе к инфраструктуре.

Эту борьбу выиграла СГК. 1 ноября «Барнаульская теплосетевая компания» («дочка» СГК) взяла в управление внутриквартальные сети Барнаула, тем самым сконцентрировав в своих руках весь теплосетевой комплекс города. «Вы спрашиваете, к чему ведет объединение магистральных и внутриквартальных сетей? К эффекту синергии и оптимизации бизнеса. Управление коммунальным хозяйством трудно назвать бизнесом. Это скорее социальная нагрузка», — говорит директор «Барнаульской теплосетевой компании» Владимир Илясов.

Пару слов об эффективности

Год или даже несколько лет — слишком короткий срок для оценки эффективности работы энергетиков в «коммуналке». Это слишком инертная отрасль, в которой силен эффект накопления прошлых инвестиций (или их отсутствия). Однако первые выводы делать, на наш взгляд, можно — и они очевидны.

Итак, город Саяногорск. Две котельные: одна принадлежит «Хакасским коммунальным сетям» («ЕвроСибЭнерго»), вторая — ИП «Басков». На первой стоимость тепла составляет 519,5 руб­ля за Гкал/ч, на второй — 819,53 руб­ля за Гкал/ч. При этом стоимость тепла для потребителей единая — значит, у владельца второй котельной остается меньше средств на инвестиции, и в целом экономика его бизнеса оказывается гораздо более нестабильной. Конечно, это вечный недостаток малого бизнеса перед крупными структурами, но ЖКХ — слишком специфическая сфера для неконтролируемых движений «невидимой руки рынка».

В конечном счете, крупный бизнес устал пользоваться услугами посредников для доставки услуг ЖКХ конечным потребителям, поскольку от необоснованного повышения сбытовыми компаниями цен на услуги страдают не только рядовые потребители, но и генерирующие компании. С другой стороны, в любой отрасли выход предприятия на самоокупаемость без госдотаций возможен только в случае эффективного управления. Если для повышения эффективности нужно менять собственника, то в ЖКХ это небольшая цена за успех.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №50 (402) 16 декабря 2013
    Итоги года
    Содержание:
    Мысли года

    В течение года мы беседовали со многими людьми. Среди них были бизнесмены и чиновники, ученые и промышленники, ректоры вузов и банкиры. Был даже один общественный деятель, боровшийся с произволом в сфере ЖКХ и в итоге приглашенный губернатором на должность руководителя Государственной жилищной инспекции. Часть этих бесед потом была опубликована в журнале в виде интервью. Наиболее интересные мысли из различных текстов мы решили собрать на этом развороте.

    Реклама