«Марание бумаги» к Универсиаде

Повестка дня
Москва, 17.02.2014
«Эксперт Сибирь» №8 (407)

Горсовет Красноярска принял обращение к краевой и федеральной властям с просьбой поддержать строительство метро в городе на Енисее. Депутаты фракции «Патриоты России» (имеют большинство в городском собрании) намерены не просто просить, а «выбивать» деньги, однако тем самым они только повторяют судьбы горсовета прежнего созыва — тогда усилия депутатов ничем не увенчались.

Документация на строительство первой линии красноярского метро от станции «Высотная» до станции «Проспект Мира» протяженностью 8,22 км в двухпутном исчислении. Однако проект опоздал примерно на десять лет — в 1990 годы федеральному центру было не до провинциальных метрополитенов. И в 1998 году правительство РФ сначала урезало проект до трех станций с протяженностью путей 5,04 км, а затем и вовсе прекратило финансирование. Проект некоторые время еще потреблял ресурсы краевого и городского бюджетов, однако к минувшему году все станции, кроме «Высотной», были законсервированы. С улиц Красноярска исчезли башни подземных шахт.

К тому времени для завершения проекта требовалось, по оценкам, 40,6 млрд руб­лей. Однако пока финансируется только поддержание уже сформированной инфраструктуры в работоспособном состоянии — на это до 2016 года краевой Минтранс выделяет 202 млн руб­лей. В новой транспортной стратегии Красноярского края никакого активного строительства метро не упоминается.

Однако тема федерального финансирования «подземки» вновь начала активно обсуждаться — по существу, неожиданно. На заседании комиссии Горсовета по бюджету и налоговой политике этот вопрос стоял в повестке на предпоследнем, незначительном месте. Член фракции «Патриоты России» Сергей Суртаев попросил семь минут на выступление, однако обсуждение вопроса растянулось почти на полчаса. Суртаев начал с экскурса в историю, рассказав о том, в каких городах есть метро, какой путь строительство «подземки» прошло в Красноярске и наконец перешел к главному. По его словам, достроить первую очередь метро в Красноярске можно всего за 23,7 млрд руб­лей, а при использовании неких неназванных технологий, оптимизирующих строительный процесс — и вовсе за 18 млрд руб­лей (для сравнения — примерно во столько же обойдется строительство четвертого моста через Енисей в Красноярске).

Депутат заявил, что изложил все эти мысли в письме губернатору Льву Кузнецову, однако получил «смутный ответ». Кроме того, Суртаев уже написал обращения мэру Эдхаму Акбулатову, депутатам Госдумы от Красноярского края, сенатору Вячеславу Новикову и даже полпреду президента в СФО Виктору Толоконскому — «потому что он не так давно в СМИ сказал о том, что с его подачи в том числе увеличен бюджет на проведение Универсиады с 50 до 100 млрд. Я думаю, что 18 млрд небольшую роль в этих цифрах сыграют». Письма с просьбами о поддержке красноярского метро улетели также в адрес федеральных министров финансов, экономики, транспорта, регио­нального развития.

Резюмируя, Суртаев призвал коллег принять коллективное обращение к федеральным органам власти, напоминая о том, что в Казани при подготовке к Универсиаде именно городской совет сыграл ключевую роль в «выбивании» денег на строительство метро.

Присутствующий на заседании комитета глава департамента транспорта администрации Красноярска Игорь Ким признался, что поддерживает это начинание. «Были запланированы станции первой и второй очереди, но, возможно, эти направления уже требуют пересмотра, потому что пассажирские потоки поменялись. Поэтому проект нужно оценивать в новых реалиях. Ну а в целом метро вписалось бы в транспортную схему. Я в этом не сомневаюсь», — сказал Ким.

Депутаты воззвание своего коллеги Суртаева также поддержали, несмотря на изрядный скептицизм по этому поводу главы комитета Наталии Фирюлиной, напомнившей, что 18 млрд руб­лей — явно заниженная стоимость проекта, а при планируемом количестве станций билет в метро будет стоить без дотаций около 70 руб­лей. Однако коллективное письмо от красноярского горсовета, как ожидается, все равно будет направлено в краевое Заксобрание и Государственную Думу ФС РФ.

Напомним, ранее правительство Красноярского края опубликовало проект программы развития транспортной системы до 2016 года. Основные проекты, согласно этому документу, следующие: реконструкция трассы «Красноярск–Железногорск», строительство четвертого моста через Енисей, обновление аэропорта «Емельяново» и т.п. Общая стоимость программы — около 44,65 млрд руб­лей. То есть, примерно столько, сколько требует, по официальным данным, достройка первой линии метро.              

У партнеров

    Реклама