Дешевый, но опасный

Повестка дня
Москва, 14.04.2014
«Эксперт Сибирь» №16 (415)

Ведущие российские интернет-компании на минувшей неделе представили сразу несколько исследований Рунета. Оказалось, что в регионах Сибири доступ в Интернет — один из самых дешевых, однако за это местные пользователи «платят» его высокой опасностью — здесь одна из самых высоких по стране активность кибер-преступников.

О структуре и тенденциях российского Интернета по итогам прошлого года в конце недели традиционно отчитался «Яндекс». Главная тенденция Сибири, говорит аналитик компании Иван Леонтьев — наибольший рост проникновения Интернета. Эта тенденция обеспечивается за счет небольших населенных пунктов, а также сел. 2013 год в «Яндексе» вообще назвали годом Интернета в сельской местности. И еще одна тенденция — пользователи Глобальной сети «стареют» — те, кому за 55 лет, уже составляют в аудитории Рунета девять процентов против четырех процентов в прошлом году. «Лидером роста проникновения широкополосного доступа в Интернет был Сибирский федеральный округ, он вырос с 50% до 56%, — рассказал Леонтьев. — Если мы возьмем города, то там будет другая ситуация: Новосибирск и Красноярск — это 75% проникновения — и все, стоп. Но, по всей видимости, за счет того, что регион громадный и более мелкие города подтягиваются, происходит такой рост». В целом, «сибирский» Интернет за год вырос на 13% — и это наибольший прирост среди всех территорий страны. В абсолютных цифрах это говорит о том, что Интернет теперь есть у 8,7 млн пользователей — это примерно 56% всех совершеннолетних жителей Сибири.

Другая важная тенденция: на фоне активного проникновения Интернета снижается его стоимость. Так, цена за фиксированный доступ снизилась на 36%, а мобильный Интернет теперь стоит на две трети (67%) дешевле, чем годом ранее. В результате Сибирь стала регионом с самым дешевым мобильным Интернетом страны (см. график 1). По данным TNS, уже сейчас с мобильных телефонов и планшетов выходят в Сеть 35% взрослого населения регионов Сибири.

Однако за дешевизну приходится платить, уточняют в другом исследовании, представленном «Лабораторией Касперского». По данным исследования компании за первый квартал этого года, каждый третий житель Сибири сталкивался с угрозами в Интернете, а 31% пользователей подвергали свой компьютер и все хранящиеся на нем данные риску по причине локальных угроз — вредоносных программ, попавших на устройство с внешних носителей, например USB-накопителей. Города Сибири, таким образом, стали российскими лидерами по количеству киберугроз (см. график 2). Так, на одного пользователя в Омске в среднем пришлось десять веб-угроз, а в Иркутске и Красноярске — по девять. Для сравнения, в получившем «бронзу» Кемерове подобных угроз было зафиксировано уже заметно меньше — в среднем по шесть на пользователя, а в Новосибирске и того меньше — по пять.

Омичи и иркутяне стали лидерами в силу своей неосмотрительности, говорят в «Лаборатории Касперского». «Доверчивость и невнимательность пользователей Омска обеспечили ему также первое место среди городов, чьи жители наиболее часто переходили по опасным веб-ссылкам, ведущим на фишинговые сайты или страницы с вредоносным ПО. Так, в среднем один омский интернет-пользователь пытался открыть четыре небезо­пасных сайта. В Красноярске и Иркутске подобных случаев было зафиксировано немного меньше: на одного пользователя там в среднем пришлись три опасные ссылки. В относительно спокойных Кемерове и Новосибирске этот показатель составил два», — говорится в исследовании.

При этом обозначенное количество угроз никак не связано с подключением устройства к Интернету — это «оффлайн»-опасности. «Как мы видим, уровень риска, обусловленный сетевыми и локальными угрозами, практически одинаков, а значит, ни осмотрительный веб-серфинг, ни отключение компьютера от Сети не станут панацеей», — заключает антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Ложкин.              

Среднее количество обнаруженных вредоносных программ в Интернете на одного жителя
Стоимость мобильного Интернета в некоторых регионах страны

Новости партнеров

Реклама