Живая картинка

Новый бизнес
Москва, 08.09.2014
«Эксперт Сибирь» №37-38 (428)

Несколько лет назад на рынке видеопроизводства случилась настоящая революция — дорогие видеокамеры оказались потеснены доступными цифровыми зеркальными фотоаппаратами, дающими отличное качество, и появилось понятие DSLR-съемки (англ. Digital single-lens reflex camera — цифровой зеркальный фотоаппарат). Этот формат сделал доступным не только любительское видео, но и профессио­нальные ролики, клипы и даже полнометражное кино, которое без потери качества можно показывать на больших экранах кинотеатров. Новое DSLR-предложение вызвало колоссальный спрос со стороны компаний, которые увидели в нем эффективный инструмент для продвижения товаров и услуг, а также формирования определенного имиджа среди клиентов и сотрудников. Хотя первое время многим казалось абсурдной сама мысль профессио­нальной съемки видеофильма на фотоаппарат. Одними из тех, кто разглядел большое будущее за DSLR-производством, стали учредители новосибирской видеостудии Sibweek — Вадим Воронцов, Сергей Рыжков и Артем Басок.

Дело случая

Как многие стартапы, история Sibweek началась со случайной встречи двух старых знакомых и чашечки кофе, за которой голая идея обрела формы конкретного бизнеса. «Мы не типичный пример создания компании в сфере видеопроизводства. Как правило, бизнес здесь создается совсем по другой схеме. Есть большая контора, в которой работает амбициозный сотрудник. Однажды, оценив перспективы, он «отпочковывается» (чаще всего с базой клиентов) от компании и открывает собственное дело. Мы же решили делать фильмы, практически не имея профессио­нальных знаний», — рассказывает Вадим Воронцов. На момент создания Sibweek в начале 2012 года за плечами Воронцова был журналистский и редакторский опыт в деловой печатной прессе, а у его первого партнера — Сергея Рыжкова — работа в интернет-магазине музыкальных инструментов GuitarSib. «В GuitarSib я снимал видео. Компания занимается продажей поддержанных фирменных гитар из США и Японии, и нужно было показать потенциальному покупателю возможности каждого инструмента. Это была самая примитивная съемка. Реального опыта производства видеофильмов я там не получил, зато увидел перспективную нишу. Было очевидно, что спрос на видеоинструкции со стороны производителей и продавцов техники будет стремительно расти. Вот этой-то идеей я и поделился с Вадимом», — вспоминает Сергей Рыжков. На удачу предпринимателей, кто-то из знакомых посоветовал им привлечь для съемок молодого оператора Артема Баска. Он стал третьим партнером и незаменимым членом творческой команды. К этому времени Басок успел получить специальность кинооператора и небольшой опыт коммерческих съемок.

Модный старт

Спрос на производство коммерческих роликов набирал обороты, бум на прикладное видео был уже не за горами — лучшего времени для старта бизнеса и придумать нельзя. По мере изучения спроса основателям Sibweek стало понятно, что только съемкой видеоинструкций не ограничиться, тем более что у партнеров было неуемное желание профессио­нального роста со ставкой на творчество.

Первым значимым проектом для компаньонов стала съемка «Недели моды в Новосибирске». «У нас было желание заниматься видеосъемкой, у нас был талантливый оператор, мы понимали, как и что делать, но у нас не было портфолио. Все изменил модный показ, — говорит Сергей Рыжков. — Понимая, что в этом бизнесе работают молодые женщины, я приехал на встречу с печеньем и конфетами. Рассказал, что мы готовы за смешные деньги сделать классный отчетный фильм о событии. Нам поверили, и мы справились. Начало было положено». Смешные деньги, о которых говорит Сергей, — это 15 тысяч руб­лей за пятиминутный «отчетник». Впрочем, потребовалось еще примерно полгода, прежде чем компания стала заметным участником рынка, а работа на портфолио сменилась крупными заказами. Одним из них стало сотрудничество с «Новосибирским Экспоцентром». Для крупнейшего за Уралом выставочного комплекса Sibweek снял «отчетники» по всем основным выставкам — всего около десяти. «Проект оказался интересным. Выставки разные, но проходят они в одном пространстве, поэтому была опасность скатиться к шаблонности. Эту опасность мы благополучно избежали. Наш принцип: каждый следующий фильм делать по-новому, усложняя задачу. Иначе неинтересно», — объясняет Рыжков.

Своя роль

У каждого совладельца Sibweek своя четкая роль в производстве видеофильма. Вадим Воронцов — сценарист и продюсер (создает условия для создания фильма и реализует его от начала до конечного результата); Сергей Рыжков — режиссер, продюсер и продажник; Артем Басок — оператор и монтажер. «По сути, каждый из нас выполняет по 10–15 специальностей. Причем знает их глубоко, разбираясь во всех нюансах. При этом мы придерживаемся командного подхода к процессу съемок, постоянно советуясь друг с другом», — отмечает Сергей Рыжков.

Работа над любым фильмом, будь то рекламный ролик или голливудский блокбастер, проходит несколько этапов. Обычно выделяют пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн. Первое — процесс подготовки к съемкам, второе — сами съемки, а последнее — завершающие этапы создания ролика. Притом, что каждый этап чрезвычайно важен, наиболее ответственным все же является самый первый. «Качество, которые мы получаем на выходе, зависит от подготовки к съемкам. Это небыстрый процесс. Нужно четко понять, что клиент хочет получить на выходе. У нас и у клиента должно быть одинаковое понимание задачи, — говорит Вадим Воронцов. — Прежде чем приступить к съемкам, нужно не только иметь согласованный с клиентом сценарий, но и раскадровку, которая показывает, что зритель увидит в каждом кадре фильма. Чем тяжелее идет пре-продакшн, тем легче пройдут съемки — это закон». К этапу пре-продакшн также относят подбор локаций (мест съемки), кастинг актеров, определение реквизита. Подготовительная работа к съемкам, как правило, занимает около 10 дней, но порой может растянуться и на две–три недели.

В зависимости от хронометража фильма и поставленной задачи период съемок может продолжаться и один день и нескольких недель. «Операторский кадр длится три–семь секунд. Чтобы его сделать, нужно увидеть композицию, понять, где будет стоять камера, как она будет двигаться, срепетировать то, что будет происходить в кадре. На это требуется от 30 минут до часа. Еще нужно поставить свет, определить, где будет основной, где рисующий, а где заполняющий. Это еще 30 минут. А потом за один дубль снять не получится, нужно делать несколько дуб­лей. В итоге на постановку одной сцены из пяти кадров тратишь два часа, и это минимум», — заключает Воронцов. Например, съемки 20-минутного корпоративного фильма для компании «Новосибирскнефтегаз» потребовали от команды Sibweek две недели работы «в поле».

Самый трудоемкий процесс производства фильма — пост-продакшн. Это обработка видеоматериалов, монтаж, «озвучка», цветокоррекция, создание при необходимости компьютерных объектов и графики. «Монтаж одного кадра может занимать два–три часа, а в пятиминутном ролике их 50–100. Арифметика проста», — улыбается Сергей Рыжков.

Тесное сообщество

За последние несколько лет на рынке производства видеофильм в Западной Сибири — сфера интересов Sibweek — появились десятки компаний, способных делать коммерческие фильмы на очень высоком уровне. В Новосибирске тон задают три ветерана индустрии — LBL-PRODUCTION, AVI и «Картина мира». География их интересов охватывает всю страну. «Для монстров рынка мы почти не заметны, как и еще с десяток молодых амбициозных компаний, которые пробивают себе дорогу в светлое будущее. Кто окажется крепче — покажет время. Ведь два года на рынке — это не срок, а вот шесть–семь лет — показатель», — уверен Вадим Воронцов.

К другим участникам видеорынка владельцы Sibweek склонны относиться не как к конкурентам, а как к партнерам. «Мы учимся друг у друга, стараясь делать очень крутое видео. Если кто-то сделал классный корпоративный фильм, то это здорово для всех. Его посмотрят потенциальные заказчики, и рынок наполнится желанием. Так или иначе, производители видео — очень тесное сообщество, где все друг друга знают и друг на друга работают», — говорит Сергей Рыжков.

Основными инструментами продвижения Sibweek партнеры называют сайт, активные продажи и «сарафанное радио». «Каждый наш клиент либо еще обращается к нам, либо нас кому-то советует», — поясняет Вадим Воронцов. Рекламу компания не использует.

Калькулятор

Комплект оборудования для DSLR-съемки (фотоаппарат, как правило, Canon EOS 5D Mark III, и набор из трех–четырех объективов) стоит 150–200 тысяч руб­лей. Еще около 80 тысяч потребует программное обеспечение. Sibweek арендует 25 кв. метров за 15 тыс. руб­лей в месяц в центре города. В зависимости от задачи съемок компания привлекает сторонних специалистов. На один из проектов Sibweek нанял 20 человек. Дневная смена (пять–восемь часов) высокопрофессио­нального оператора стоит 7–10 тыс. руб­лей; за прочтение листа формата А4 диктор берет от одной до 30 тыс. руб­лей в зависимости от статуса специалиста. «Отчетник» от Sibweek обойдется заказчику в 50–60 тыс. руб­лей; видеоинструкция — в 90–100 тыс. руб­лей; съемка презентационного фильма — в 150–200 тыс. руб­лей; корпоративного — от 300 тысяч. Одно­временно в работе компании находится три–пять фильмов. Окупаемость вложений — один год.

Планы

В ближайшем будущем учредители Sibweek планируют заняться съемкой документального кино. «Мы здесь не для того, чтобы зарабатывать много денег, чтобы стать миллионерами. Для нас важнее заниматься любимым делом. Мы видим, как много мы можем еще узнать и чему научиться. В советское время в Новосибирске была известная на всю страну школа западносибирской документалистики. Мы хотим помочь возродить производство качественного документального кино», — объясняет Вадим Воронцов.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №37-38 (428) 8 сентября 2014
    Итоги приемной кампании в вузы
    Содержание:
    «Я за здоровый снобизм, но против чванливости»

    Ректор СибУПК Владимир Степанов рассказал, почему он вводит анкетирование студентов по оценке качества работы преподавателей, как устроена экономика полноценного коммерческого вуза и как договор со студентами о предоставлении образовательных услуг меняет учебный процесс

    Реклама