Некоторые предпочитают подешевле

Спрос на турпоездки в Томске снизился на 30% из-за нестабильной ситуации на туристическом рынке и повышения курсов доллара и евро

Отдых томичей заметно переориентировался на азиатские страны

Когда в начале июля нынешнего года более десяти российских туристических компаний объявили о приостановке своей деятельности, томский рынок туруслуг заметно покачнулся. Первой в черном списке оказалась петербургская «Нева», затем московская «Роза ветров Мир», позже при­остановили деятельность туроператоры «Экспо-тур», «Лабиринт» и «ИнтАэр». Только от банкротства «Лабиринта» в Томске пострадали 153 томича-туриста, которые подали в страховую компанию «ВСК» заявления с требованием выплатить страховку за несостоявшийся отпуск. Общая сумма требований томичей составила порядка 18 млн руб­лей.

«Всю туротрасль у нас лихорадит и трясет, — говорит директор томского турагентства «Парк-Тур» Алена Клименова. — Лето начиналось довольно оптимистично, с акций раннего бронирования, многие томичи начали планировать свои отпуска. Но в середине лета начали рушиться крупные московские операторы, которые в том числе летали и из Сибирского региона. Для Томска, где средняя стоимость путевки довольно высока, это было очень ощутимо».

Пришла беда откуда?

По оценкам местных агентств, сейчас спад на туристическом рынке Томска составляет минимум 30 процентов. Некоторые турагентства попросту закрыты, а некоторые ушли в отпуска. Причин нынешнего туристического кризиса как минимум три. Рост курсов основных валют, сокращение сроков планирования и оплаты поездки туристами и психологическое нагнетание дискомфорта на рынке.

«Мы работаем на валютном рынке и, конечно, очень сильно зависим от него. В Томске более двухсот туристических компаний, и здесь имеет место скорее не кризис доверия, а финансовый кризис, — считает директор туристической компании «Сатурн-Т» Светлана Чернышева. — Влияние на обстановку оказывает нервозность крупных турфирм, с которыми работают агентства. Они нервничают, потому что не понимают, что будет дальше».

При этом представители различных томских турфирм отмечают, что томичи чаще стали покупать путевки непосредственно перед отпуском, а не заблаговременно. Это, по мнению экспертов, не позволяет агентствам планировать свою деятельность на длительный срок и делает рынок нестабильным. Многие поставщики услуг сокращают число авиарейсов и уходят с рынка. «Сейчас снизилась глубина продаж, что тоже негативно отражается на томском рынке, — говорит директор туристической компании «Хобби-тур» Александр Бородин. — Люди планируют поездки не за полгода, а за месяц, за две недели. Дело в том, что крупные туроператоры берут кредиты, чтобы оплатить чартеры, блоки мест в гостиницах, потому что в нынешней ситуации им не хватает оборотных средств. Где их взять? Туристы заранее не оплачивают свои поездки, выжидают. А кредитный рынок тоже в довольно трудном состоянии».

Компания Александра Бородина по договору с «Лабиринтом» продавала туры на летние рейсы из Томска в Бургос. Пять рейсов состоялось, а шестой 26 августа пришлось отменить и вернуть клиентам предоплату из собственных средств. Такая же ситуация ждала и целый ряд других томских агентств. Например, «Парк-тур» принял решение пересадить три семьи на рейсы других операторов за свой счет. Это обошлось компании в 650 тыс. руб­лей. Эта сумма по приблизительным оценкам оказалась для многих томских фирм средней ценой, которую пришлось заплатить за крах «Лабиринта».

Масла в огонь изрядно подливает ситуация с перманентным ростом курсов валют.

Кто бы мог подумать, что евро перевалит за 50 руб­лей, а доллар превысит отметку в 40 руб­лей? Еще год назад ни одному туристу и работнику туристической отрасли такое не приснилось бы в самом страшном сне. Однако катастрофа не только приснилась, но и произошла в реальности.

«Нестабильность курса валют негативно отражается на любой отрасли, тем более — на туристической, — говорит директор турагентства «АгентТура» Снежана Быдзина. — Тем не менее, мы не заметили глобального снижения продаж, поскольку произошла переориентация направлений, и на первый план вновь выступили популярные долларовые страны — Турция, Таиланд, Египет, Вьетнам. Но и те, кто планировал посетить Европу, от планов не отказываются, а занимают выжидательную позицию. При этом ожидаемо снизился поток на автобусные туры, которые раньше привлекали туристов именно своей демократичной ценой, а теперь за счет высокого курса евро поднялись в стоимости».

В момент наиболее стремительного роста курса многим клиентам пришлось отказаться от выгодной рассрочки и внести всю сумму за тур сразу, чтобы зафиксировать стоимость по курсу на день оплаты. А кому-то пришлось и вовсе отказаться от путешествия и просить вернуть обратно уже внесенные деньги. Что касается цен на туры, то они пока не уменьшаются. А вот поток туристов становится меньше. А впереди — новогодние праздники, традиционный туристический сезон.

Все больше туристов выбирают российские направления 048_expert-sibir_43-45.jpg
Все больше туристов выбирают российские направления

«Выхода нет» и другие варианты

Между тем никакой паники среди туроператоров нет. Времена, конечно, тяжелые, но многие компании, которым сейчас по 10–15 лет, помнят и более суровые условия работы. Да, был отменен рейс из Томска в Египет, потому что не набрали необходимого числа пассажиров на борт, в августе такая же судьба постигла рейс на Испанию. Говорить о какой-то стабильности на сегодняшнем туристическом рынке не приходится, но компании стараются держаться оптимистичных прогнозов.

«Еще весной было понятно, что на некоторых направлениях был поставлен избыток перевозок, — считает Алена Клименова. — То есть чартерных рейсов от разных туроператоров было поставлено столько, что загрузить их туристами было просто нереально. И туроператоры это знали. Мы уже понимали, что лето будет непростым, догадывались, что уйдут игроки с рынка, что нельзя бронировать у операторов, которые продают по смешным ценам. Но что получилось? Да, спрос упал. Вернее, международное направление начало переходить в другое русло, на российские направления. Турпоток перераспределяется, и это сложный процесс, поскольку он формировался задолго до текущей ситуации. Люди стали бояться визовых стран, и не только из-за роста валют. Сейчас все думают: а вдруг консульство в связи с санкциями откажет в визе, и что тогда?».

Как бы там ни было, а эксперты считают, что число курортных рейсов из Томска возрастет, несмотря на кризис отрасли. Потоки, конечно, будут перераспределены. Что касается стоимости турпутевок, то они подорожали вслед за ростом курса доллара и евро, но операторы пытаются «поддерживать цену в доступных пределах». «Мне кажется, это явление временное. Если курс валют стабилизируется, то люди снова будут ездить, — говорит Светлана Чернышева. — Как только курс доллара снизится, тот народ, который ездил, так и будет продолжать ездить. А те, кто собирался зимой в отпуск, возможно, поедут летом. У операторов внутреннего туризма спада продаж практически нет. И здесь ситуация более стабильна. Международные направления переориентируются на Юго-Западную и Юго-Восточную Азию и другие азиатские направления».

Эксперты уверяют, что если до вылета осталось две недели, то мониторинг ясно показывает — курс валют растет, а цена поездки остается прежней. Конечно, когда все поставлено с ног на голову, сложно считать это нормальным явлением. Всем понятно, что рынок хорошо работает, когда валюта стабильна. Люди знают, сколько они могут потратить на отдых, а сейчас они этого не знают. «Если раннее бронирование в апреле или мае снижало стоимость тура на 20%, то сегодня все определяется стоимостью авиаперевозки, — продолжает Светлана Чернышева. — Никто не может предсказать, сколько доллар будет стоить через два месяца. А мы стали продавать новогодние туры в августе, но сейчас операторы новогодние программы корректируют. Все это не способствует тому, чтобы люди покупали туры».

Учитывая сложившуюся ситуацию, сейчас благоприятный период для развития внутреннего туризма. Но агентства считают, что российские туры незаслуженно не пользуются спросом. «В былые времена мы по 300 детей отправляли в Санкт-Петербург на зимние каникулы, а на нынешний день родителям проще свозить ребенка в Таиланд», — отмечает Александр Бородин.

По приблизительной томской статистике, раньше внутренний поток туристов из Томска составлял около 20%, а 80% туристов предпочитали лететь заграницу, потому что в большинстве случаев отдых на море, например, там был дешевле.

Сейчас же это соотношение составляет примерно 40% на 60%. Поэтому на следующий год туроператоры готовятся предложить клиентам уже не горнолыжные курорты Австрии и Андорры, а Шерегеш, Танай, Красную Поляну или Красноярск. «Будет и Европа, но не в таком количестве, как раньше, — говорит Алена Клименова. — А нынешней осенью мы уже едем выбирать объекты размещения в Крыму. Там действительно есть гостиницы, которых вы не найдете в Турции или Таиланде».

Иными словами, ситуация критическая, но не смертельная. Масса местных туристов, как правило, давно уже распределена между агентствами Томска. Большинство туристов сделали свой выбор и около 90% возвращаются туда, где покупали туры до сих пор. 10% — «плавающий» контингент, который переходит из одного агентства к другому, но серьезной погоды не делает. Туроператоры по-прежнему выплачивают турфирмам агентское вознаграждение в размере 10% от стоимости тура, поэтому о сказочных скидках сегодня можно не мечтать, хотя сами агентства утверждают, что их потолок — это три процента скидки для постоянных клиентов.

Если в 2012–2013 годах общей тенденцией было удешевление турпродукта, то сегодня все наоборот. Взвились евро и доллар, подорожали туры, и, собственно, подорожало все. А вот зарплаты выросли не сильно. Поэтому уровень жизни стоит считать еще одним фактором, неблагоприятно влия­ющим на туристическую отрасль. По крайней мере, многие директора туристических компаний отмечают, что впервые за много лет слышат от своих клиентов вопросы про рассрочку и кредиты на туры.

В позитиве остается российский внутренний туризм, и что радует — повышается уровень внутреннего и въездного туризма. В Томске есть гостиницы, где никогда нет свободных мест. А приезжающие в Томск иностранцы часто бывают в восторге. Их нигде в мире так не встречают, как здесь. Иностранцев пока не очень много, и, наверное, поэтому томичи очень любят своих туристов.