«Приходится демпинговать»

Оксана Павлова
29 февраля 2016, 00:00
  Сибирь

Участники рынка экспресс-доставки приготовились к жесткой конкуренции

Уход ряда игроков будет способствовать расширению доли рынка крупных операторов

Стабильный рост рынка экспресс-доставки в России споткнулся о девальвацию нацио­нальной валюты. Если последние несколько лет рост рынка составлял порядка 30%, то в условиях экономической не­определенности в 2015 году, по оценкам РБК Research, он снизились до 10,6%, в долларовом эквиваленте падение составило 7,3%. В 2014 году по отдельным оценкам объем российского рынка экспресс-доставки составил 52 млрд руб­лей. На 2015 год ожидалось некоторое замедление и достижение объема в 55,6 млрд руб­лей, приводит данные аналитик ИХ «ФИНАМ» Алексей Калачев. В то же время, по оценкам коммерческого директора филиальной сети SPSR Express Эллины Казаковой, снижение темпов на рынке экспресс-доставки составило порядка пяти процентов: «Логистика, как и любой рынок сейчас, испытывает давление экономической рецессии».

«Если говорить о логистическом рынке Сибири, то здесь мы видим два разнонаправленных тренда, которые, в принципе, соответствуют общероссийским: снижение бизнес-активности в оффлайне и стремление бизнеса к максимальному сокращению издержек», — комментирует ситуацию директор по регио­нальному развитию Группы компаний PONY EXPRESS Сергей Сергушев. По мнению эксперта, основная причина появления этих трендов — снижение покупательной способности населения и общее сокращение объемов товарооборота. В 2015 году сибирские компании старались максимально снижать затраты, в том числе, на логистику.

По данным Калачева, с 2014 по 2015 год общее количество международных отправлений снизилось в среднем в полтора раза.

«До 2014 года рынок демонстрировал постоянный рост за счет увеличения грузооборота, — говорит коммерческий директор компании Boxberry Алексей Бездеткин, — В 2014–2015 годах ограничивающими факторами стало экономическое положение в стране, спад промышленного производства, сокращение инвестиций, связанное с введением санкций, падением цен на нефть и девальвацией руб­ля. В наибольшей степени эти факторы сказались на динамике показателей перевозок».

В 2016 году операторы экспресс-доставки не строят оптимистичных планов — замедление темпов развития продолжится. Эксперты прогнозируют спад в сфере интернет-торговли, которая является наиболее значимым драйвером рынка экспресс-доставки в России. В Сибири в условиях снижения спроса на услуги экспресс-доставки операторы ждут массового ухода с рынка мелких и средних игроков и консолидации оставшихся.

Бизнес экономит на логистике

По разным оценкам доставка деловой корреспонденции B2В занимает в денежном выражении 50–70% рынка экспресс-доставки. Основные игроки здесь — крупные международные и российские операторы. «В 2015 году сегмент B2В не продемонстрировал роста. В денежном эквиваленте он даже оказался чуть ниже уровня 2014 года, а в количестве отправлений сократился на 5–10%», — говорит Эллина Казакова. Другой сегмент — B2С — активно развивается за счет интернет-торговли.

«Компании существенно снизили затраты на маркетинг и оптимизировали доставку документации. Также падение продаж практически во всех сегментах бизнеса (ритейл, дистрибьюция, производство) привело к тому, что потребностей в доставки стало в принципе меньше», — отмечает директор по продажам Сибири и Дальнего Востока DPD в России Илья Мартынов. «Соотношение доставок все больше движется в сторону B2C: по ощущениям бизнес все меньше заказывает доставку, в целях экономии используя собственных курьеров или пакетируя несколько доставок за сеанс», — говорит Калачев.

В то же время в «Почте России» отмечают рост интереса к экспресс-доставке в сегменте B2B. Компания запустила несколько новых сервисов для корпоративных клиентов, по обслуживанию розничных сетей. «Предпринятые шаги обеспечили «Почте» в 2015 году положительную динамику на уровне 10 процентов в Сибирском федеральном округе по услугам экспресс-доставки», — рассказали в компании.

Снижение объемов в сегменте B2В не коснулось направления, связанного с развитием предприятий сегмента ВПК и космической отрасли, отмечают эксперты. Предприятия этой группы производителей «разбросаны» по всей стране — от Калининграда до Магадана, существенная часть их сосредоточена в Сибири. «Мы предполагаем, что тенденция в 2016 году в рамках данного направления (предприятия ВПК и космическая отрасль) останется положительной, рост сохранится. К сожалению, по среднему и малому бизнесу не все так оптимистично: мы наблюдаем значительное сокращение расходов, которое иллюстрируется переходом на продукты эконом-сегмента», — отмечает Казакова.

Драйвер роста

Снижение темпов развития B2B-сегмента в 2015 году компенсируется активным ростом B2C сегмента — электронной коммерцией. Объем доставки в денежном эквиваленте в целом на рынке дистанционной торговли в 2015 году продемонстрировал рост около 11%. На рынке Сибири рост в сегменте B2C показал достойные значения за счет развития и открытия интернет-магазинов в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, говорит Казакова. «Рост количества отправок частным лицам в Сибири из российских интернет-магазинов в 2015 году составил около 17 процентов, а из зарубежных — более 25 процентов», — приводит данные Сергей Сергушев.

К минимизации расходов стремится не только бизнес, частные лица тоже стараются экономить. Покупки через Интернет дают такую возможность. Сегодня нередки случаи, когда потенциальный покупатель приходит в торговый центр, выбирает вещь, примеряет ее, а после — заказывает в интернет-магазине, экономя таким образом несколько сотен, а иногда и тысяч руб­лей, рассказывает Сергушев.

На фоне колебаний курса валют изменилась и география потребления услуг: количество отправлений из Европы и США сократилось примерно в два раза, а количество доставок из Китая, наоборот, стремительно растет, отмечают аналитики.

«B2C показал рост за счет развития интернет-торговли внутри России, а также в связи с большим притоком посылок с китайских крупных интернет-площадок», — подтверждает Илья Мартынов.

«При текущем курсе руб­ля к мировым валютам европейские и американские электронные торговые площадки существенно отстают по количеству заказов от более бюджетных китайских. Более 60 процентов всех заказов, сделанных сибиряками в зарубежных интернет-магазинах, приходятся именно на Китай. Мы считаем, что в текущем году тренд увеличения B2C-сегмента в общем объеме нашего бизнеса сохранится», — уверен Сергушев.

По оценкам отраслевых экспертов, в 2016 году продолжится рост зависимости рынка экспресс-доставки от интернет-торговли. «В текущем году мы ожидаем в целом снижение в сегменте B2B на пять процентов, в сегменте B2C рост очевиден (за счет онлайн-площадок) — он составит порядка 10–15 процентов», — говорит Эллина Казакова.

Впрочем, как отмечают аналитики, только за счет роста интернет-торговли замедление рынка экспресс-доставки остановить не получится, говорят аналитики. Падение темпов развития рынка, вероятно, продолжится, отмечает Калачев. Предпосылкой этому, по его словам, является тенденция к снижению логистических издержек в B2B-секторе и замедление темпов роста российских интернет-магазинов в сегменте B2C.

Ecommerce клуб «Сибирь», со ссылкой на данные логистической компании «СДЭК», уточняет, что в прошлом году, по сравнению с 2014 годом в СФО онлайн-продажи выросли на 12%, а в ЦФО — на 10% (данные приведены без учета международных заказов): «Такой небольшой рост обусловлен падением руб­ля и неблагоприятной экономической ситуацией в стране. Реже стали покупать бытовую технику, косметику и парфюмерию, предметы роскоши, рост покупок продуктов питания, детских товаров, товаров для спорта и отдыха в среднем составил 10 процентов по каждой категории. В 2016 году российский рынок e-commerce продолжит расти, хоть темпы роста и будут далеки от показателей двух-, трехлетней давности. Будет сохраняться тенденция сдвига покупок от премиальных категорий товаров к экономичным. Наиболее перспективными сибирскими регионами в плане увеличения продаж могут выступить Красноярский край, Омская, Иркутская, Новосибирская области. Эти регионы уже несколько лет демонстрируют уверенный рост покупок, совершенных в сети Интернет».

Конкурентный рынок

«В связи с текущей тяжелой макроэкономической обстановкой, которая может негативно повлиять на географическую экспансию игроков, ожидается сокращение темпов роста рынка в краткосрочной перспективе», — отмечает Алексей Калачев.

Участники рынка экспресс-доставки говорят о предстоящем обострении конкуренции за «место под солнцем». «Сибирь — стратегически важный регион с точки зрения как внутрироссийской, так и международной логистики. Сегодня все ключевые игроки рынка экспресс-доставки, работающие на территории Российской Федерации, представлены в Сибири и рассматривают этот регион как один из ключевых для развития бизнеса.

Уровень конкуренции в логистике на сибирском рынке всегда был весьма высок, а с учетом кризисных явлений в экономике еще усилился как по ценовым факторам, так и по качественным показателям», — говорит Сергей Сергушев.

При этом, как отмечают в DPD, основной особенностью, которая влияет на экспресс-доставку в Сибири, является география. Плотность населения существенно ниже, чем в европейской части, поэтому и доставок меньше, и отдаленность населенных пунктов друг от друга может быть очень большой. Отсюда — высокая себестоимость и ограниченное количество компаний, которые по максимально широкой географии могут осуществлять доставку. Калачев отмечает, что полноценную доставку в регионы, имея развитую сеть пунктов выдачи и курьерскую доставку в областных центрах, может осуществлять не более 10 игроков. На рынке доставки международных заказов таких компаний еще меньше, так как это довольно сложная и затратная технология, и иностранные партнеры предъявляют повышенные требования к размеру сети, качеству работы, срокам доставки.

«Конечно, уровень конкуренции и насыщенности рынка сложно сопоставить, например, с московским, но разрыв постоянно сокращается», — отмечает Илья Мартынов. По данным аналитиков, на долю Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников приходится не менее 70% всего объема грузоперевозок.

«Усиление конкуренции в условиях снижения спроса на услуги является серьезной проблемой для участников рынка. В кризис компаниям приходится демпинговать, чтобы удержаться на плаву, операторы вынуждены снижать издержки и экономить, а делать это без ущерба для качества не всегда получается. При дальнейшем ухудшении ситуации можно ожидать ухода с рынка ряда компаний-перевозчиков. Одна только интернет-торговля удержать ситуацию не сможет», — предполагает Калачев.

Конкуренция на фоне падения активности грузоотправителей, безусловно, усиливается, напряжение растет, некоторые компании выбывают с рынка, отмечает директор компании «Сибирская почтовая служба» Александр Насыров: «У нас в регионе основной способ конкуренции — ценовая война. При этом причин для снижения цен нет — растут, например, аэропортовые сборы. И если в этих условиях крупные операторы имеют возможность конкурировать ценой, то небольшие с трудом выдерживают давление».

Тарифы в индустрии экспресс-доставки за 2015 год изменились в сторону увеличения в среднем на 15%. Это связано с такими факторами, как инфляция, повышение топливных, транспортных расходов и аэропортовых сборов, существенным изменением курса руб­ля, говорит Сергушев. «В тарификации мы видим два тренда — ряд компаний поднимает цены с учетом инфляции и повышения тарифов перевозчиков, ряд демпингует, чтобы выжить на сокращающемся рынке», — отмечает Алексей Бездеткин. В то же время Илья Мартынов говорит о том, что произошедший на рынке рост тарифов на доставку классических B2B посылок и конвертов является «иллюзорным»: в связи с непростой экономической ситуацией все оптимизируют затраты, реальные тарифы, которые покупаются, иногда в разы ниже тех, которые декларируются как офферта.

Новые перспективы

Уход ряда игроков будет способствовать расширению доли рынка крупных операторов, отмечают участники рынка. «В условиях нарастающей конкуренции мелкие и средние игроки, скорее всего, будут вынуждены либо уйти с рынка, либо объединить усилия с кем-то из крупных компаний, — говорит Мартынов. — Емкость рынка позволяет увеличивать свою долю, и мы, конечно, планируем это делать. Увеличение доли возможно за счет перераспределения существующих объемов между игроками рынка». «Мы ожидаем дальнейшей консолидации рынка экспресс-доставки, ждем крупные объединения игроков. Многие компании просто не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка», — говорят в Boxberry.

Эксперты отмечают, что в 2016 году участниками рынка будет проводиться дальнейшая оптимизация логистических схем, снижение издержек. Спросом будет пользоваться максимально дешевая доставка, поэтому будут развиваться сети пунктов выдачи и наземная доставка. Если произойдет перераспределение объемов китайских посылок в пользу коммерческих операторов, о котором достаточно долгое время говорится, это может также дать дополнительный толчок к развитию рынка, полагает Мартынов.

В PONY EXPRESS прогнозируют увеличение спроса на логистический аутсорсинг полного цикла в B2B-сегменте. Бизнес понимает, что схема, когда одна компания занимается доставкой на склад, другая — отвечает за хранение, третья — сортирует и упаковывает, четвертая — доставляет клиенту и так далее, себя изжила, уверен Сергушев.

В 2014 году компания заявила о переходе к работе в качестве универсального логистического оператора в России и странах СНГ. В рамках стратегии было открыто три логистических терминала: в Москве, Санкт-Петербурге, в феврале 2016 года — во Владивостоке. В Новосибирске проект логистического хаба компания планирует реализовать до конца 2016 года. Как сообщалось ранее, PONY EXPRESS надеется в результате развития бизнеса и внедрения новых услуг до 2019 года удвоить долю рынка в Новосибирской области.

Участники рынка экспресс-доставки отмечают еще одно перспективное направление — сегмент C2C. Впрочем, пока этот рынок находится в стадии развития. «Исторически почти весь этот бизнес находится у государственного почтового оператора. Потенциал у данного сегмента большой и в последнее время коммерческие операторы также пытаются его осваивать», — говорит Илья Мартынов.

«В нашей стране культура обмена посылками утрачена, доверие клиента придется заслужить. C2C занимает самую малую долю рынка — около 10–12 процентов, но мы видим в нем перспективы», — рассказал Алексей Бездеткин.

В России «большая четверка», на которую по оценке RBC Research приходится 70% всех экспресс-отправлений в мире (DHL, FedEx, TNT и UPS), осуществляет небольшую часть экспресс-перевозок, хотя и доминирует в доставке международных посылок. Среди отечественных экспресс-перевозчиков наиболее заметны: «ЕМС Почта России», DPD, «Гарантпост», PonyExpress, CityExpress и СПСР. Мировой рынок экспресс-доставки, по данным «Финам» оценивался в 2014 году в 216 млрд долларов, доля российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении — 0,5% от мирового.