Банк и клиент: на заочном отделении

Тема номера
Москва, 19.06.2017
«Эксперт Сибирь» №24-27 (496)
Развитие дистанционных каналов коммуникации между банком и его клиентами — в первую очередь, физическими лицами — идет нарастающими темпами

Количество операций, которые можно провести только в офисе банка, стремительно сокращается, интерфейс «банк-клиент» доступен прак­тически на всех мобильных устройствах, да и современные скорости обмена информацией уже позволяют забыть не только о проводной связи, но и о сетях wi-fi. Создается ощущение, что время работает на клиента, вскоре позволив ему забыть дорогу в банк. Однако не в меньшей степени переход в режим on-line обслуживания интересен и самим банкам. И если клиент находит в этом качественные изменения — ускорение финансовых операций, повышение собственной мобильности — то банк как финансовая организация больше заинтересован в новых путях роста прибыли. А это возможно в том числе за счет экономии на многих статьях расходов — от содержания офисов до зарплаты менеджеров.

 «Поддержание широкой филиальной сети — это определенная операционная нагрузка, существенные расходы, которые вынужден нести банк. Безусловно, ведущие игроки заинтересованы снизить такого рода затраты, и удаленная идентификация позволит это сделать», — таково мнение директора по инновациям банка «Открытие» Алексея Благирева.

Но эти возможности имеют естественное ограничение — банк обязан идентифицировать своего клиента, и пока благодаря этой разовой операции он не может рассчитывать на максимальный экономический эффект от ухода в бесконтактную цифровую среду.

«По требованиям российского законодательства для того, чтобы стать клиентом банка, необходимо пройти идентификацию. Поэтому, как правило, клиенту требуется хотя бы один раз прийти в банк», — подтверждает заместитель управляющего филиалом Абсолют Банка в Новосибирске Ирина Маркова. А исполнительный директор Управления электронного бизнеса Банка ЗЕНИТ Дмитрий Малых считая, что сегодня физические лица могут совершать прак­тически любые операции без посещения офиса банка, клиентом которого они являются, видит при этом ключевое ограничение дистанционного потребления: «Вы ограничены услугами и продуктами банка, где вы являетесь клиентом и про­шли очную идентификацию сотрудником или представителем банка, в соответствии с 115-ФЗ».

Существующая система, предполагающая разовую очную идентификацию, обладает и еще одним недостатком — она фактически ограничивает доступность банковских услуг для граждан России, негласно отдавая приоритет жителям крупных населенных пунктов — именно в них присутствует наибольшее количество кредитных учреждений, конкурирующих за клиента. Эту проблему видит и начальник отдела перспективных технологий Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Михаил Цыкарев. «Сейчас многие банки перевели свои сервисы в цифровую форму, но значительная их часть становится доступна по-прежнему только после визита в офис. И если человек находится в зоне, где у банка нет точки обслуживания, то он не сможет пользоваться цифровыми услугами», — констатирует он, делая далее вывод: это ограничивает доступ граждан к банковским услугам оптимального качества, ведь в существующей картине мира преимущество получает тот учас

У партнеров

    Реклама