Хорошего кино много не бывает

Вера Котелевская
21 января 2008, 00:00
  Юг

Экстенсивность — сегодня определяющая черта развития регионального кинопроката. Она подчёркивает однообразие репертуара

В новое тысячелетие отечественный кинопрокат вступил неуверенно, несформированным и незрелым. При шестидесяти модернизированных кинотеатрах на всю страну говорить о нём как о сфере бизнеса было просто неуместно. Но поезд-таки поехал — кинопрокат стал приносить доход. И пусть отдельные перфекционисты, указуя на господство голливудского продукта, называли его не иначе как «тупопрокат» (метафору ввёл арт-директор компании «Кино без границ» Антон Мазуров), к концу 2007 года страна подошла с неплохими количественными результатами. Речь идёт уже не о Москве и Петербурге, ещё недавно лидировавших в строительстве и реконструкции кинозалов, а об активном продвижении кинопрокатного бизнеса в регионы.

Сети заброшены

По данным «Невафильм Research» (подразделение компании «Невафильм»), сегодня практически все федеральные и крупные региональные киносети предполагают открывать новые залы в регионах страны. При этом если раньше сети ограничивались городами-миллионниками, то сейчас в поле их зрения попадают и города с 300–500 тыс. жителей. По количеству современных кинотеатров ЮФО принадлежит 4-е место среди федеральных округов.

«В Южном федеральном округе действует одна из крупнейших региональных сетей России — краснодарский “Монитор”, занявший по итогам первого полугодия 2007 года восьмое место в рейтинге операторов киносетей страны, — говорит аналитик “Невафильм Research” Ксения Леонтьева. — Ему удалось обогнать бывшую ранее единственной в первой десятке нестоличную киносеть — “Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн”. Добавлю, что в Ростове первый мультиплекс открыл столичный “Киномакс”, одна из наиболее активно работающих в регионах сетей».

Именно нехватка кинозалов, оборудованных современными системами звука и кинопоказа, затрудняла развитие кинопроката. В 2005–2007 годах на юге России были модернизированы десятки старых однозальных кинотеатров: можно назвать «Ростов» и «Киномакс Победа» в Ростове-на-Дону, «Аврору» в городе Шахты, ряд кинотеатров в Краснодаре, Сочи, Геленджике, Новороссийске. Однако настоящему росту интереса к кино стали способствовать новые мультиплексы, ставшие уже почти обязательными при проектировке крупных торгово-развлекательных центров (ТРЦ). В Краснодаре сегодня два мультиплекса — «Семь звезд», «Киноцентр», входящие в сеть «Монитор», — а также три двухзальных кинотеатра. В Ростове рост мультиплексов набирает ещё более быстрые темпы. Пока их два («Вавилония», «Киномакс Дон») плюс двухзальный кинотеатр Plaza Cinema. В 2008 году появятся новый мультиплекс сети «Киномакс» в строящемся ТРЦ «Калинка-Малинка», четырёхзальный мультиплекс в ТРЦ «Сокол», а также шестизальник в Северном жилом массиве. И, вероятно, это не предел, поскольку у ТРЦ есть перспективы за чертой города, а также в городах-спутниках Ростова Аксае, Батайске.

И всё же, оценивая ситуацию, прокатчики считают, что залов пока недостаточно. Генеральный директор кинопрокатного подразделения компании «Каро» (сеть «Каро Премьер») Алексей Рязанцев утверждает: «Стране нужно как минимум 3000 мультиплексов, чтобы кинопрокат успешно развивался. “Зальчики” на 250–300 зрителей должны умереть. Необходима также унифицированная система электронного контроля над кассовыми продажами, чтобы прогнозировать и анализировать ситуацию. Сегодня же мы не уверены в достоверности предоставляемой кинотеатрами информации».

Согласно другому мнению, которое разделяют аналитики (исследования «Невафильм Research») и директоры однозальных кинотеатров, в некоторых городах-миллионниках уже ощущается переизбыток кинозалов. Директор ростовского кинотеатра «Дом кино» Карина Сердюченко уверена, что, увеличивая количество залов, в которых крутят одни и те же фильмы (а такова репертуарная политика дистрибьюторов), кинооператоры неизбежно столкнутся с проблемой перенасыщения рынка и, соответственно, с низкой рентабельностью. «Сейчас кинопрокатные компании идут по пути увеличения количества копий, — говорит г-жа Сердюченко. — Что в итоге? Коммерческие ожидания не оправдываются! Так было с прокатом “Кода Апокалипсиса”, который пустили одновременно во всех кинотеатрах страны, а сборы оказались далеко не впечатляющими. И это не единственный случай. Компании не пытаются расширить репертуар, сделать его более интересным для зрителя. И увеличение числа кинозалов в Ростове не приведёт к этому разнообразию, потребитель останется недоволен. После того как утихнет эйфория от новизны очередного мультиплекса, придёт спад спроса».

Новая и пока неизведанная ниша — не охваченные ещё кинопрокатом малые города и посёлки. Однако и в этом направлении начинается движение. Например, компания «Каро Фильм» намерена развивать сельские кинотеатры — она готова брать в управление муниципальные объекты.

Ванильное небо Юга

Прокатчики считают, что залов пока недостаточно и нужно как минимум 3000 мультиплексов, чтобы кинопрокат успешно развивался, а зальчики на 250 зрителей должны умереть

Cерьёзный толчок к развитию кинопроката в ЮФО дала работа по созданию туристско-рекреационных зон. Привлекательность юга России для развития инфраструктуры досуга очевидна. На сегодня туристско-рекреационными зонами являются Таганрог (в связи с предстоящим в 2010 году 150-летним юбилеем А. Чехова), зона Приазовья и Черноморского побережья. Особое положение у Сочи — с одной стороны, как места проведения фестиваля «Кинотавр», обязывающего к статусу города с современными технологиями кинопроката, а с другой стороны — как столицы зимних Олимпийских игр 2014 года. Подтверждение начавшейся работы — строительство на месте культового здесь когда-то кинотеатра «Родина» одноимённого арт-медиа-центра. Здесь откроется выставочный зал для регулярных экспозиций сочинских художников, а зал на 180 человек станет местом кинопремьер, организации творческих встреч, международных конференций и симпозиумов.

 pic_text1 Фото: Татьяна Черкезян
Фото: Татьяна Черкезян

Достаточно перспективным для кинопроката является и семейный курорт Анапа. Британская компания Bur media group планирует построить здесь биопарк с развлекательным комплексом. Возможно, именно здесь разместится и один из трёх кинотеатров технологии IMAX. Власти Краснодарского края на международной выставке коммерческой недвижимости «Ситискейп-2007» в Дубае заключили соглашение с Bur media group о строительстве трёх кинотеатров IMAX (всего в стране их построят 24). IMAX — последнее слово в технологиях кинопоказа: цифровое изображение, использование стереоочков, особая архитектура кинозала и гигантские размеры экрана дают эффект максимального присутствия.

Наряду с кинопрокатом Юг предлагает инвесторам и выгодные условия для развития киноиндустрии, что выводит регион на принципиально новый уровень. Сейчас здесь строится кино- и телепроизводственный комплекс «Анапафильм» (результат заключённого в 2006 году соглашения между Russian World Studios и администрацией Краснодарского края). Так что в ближайшие годы юг страны предоставит кинокомпаниям, русским и зарубежным, не только площадки для съёмок, но и новый туристический маршрут по территории комплекса, и даже, как заявил Андрей Смирнов, президент Russian World Studios, в одном из интервью, собственные кадры: планируется открыть киноколледж на базе ВГИКа, готовящий технический персонал. Всё это означает, что и для выпускников Ростовского киноколледжа откроются новые вакансии.

Вообще усиление концептуальности в подходе к демонстрации кино и связанной с ним культуре и тусовке всё более ощутимо в местных мероприятиях. Достаточно упомянуть организованные в Краснодаре при поддержке краевого департамента культуры Фестиваль европейского кино и другие многочисленные фестивали (Фестиваль военного кино, например). Или приуроченную в городе Грозном к исламскому празднику Курбан-байрам ретроспективу картин III Международного кинофестиваля мусульманского кино (мероприятие получило название «Эхо золотого Минбара»). В Волгодонске осенью 2007 года прошёл показ фильмов китайского международного кинофестиваля «Видеология», в Ростове — Международный фестиваль короткометражных фильмов Manhattan («Дом кино»).

Невыносимая лёгкость артхауса

После количественного насыщения залами очередной проблемой регионального кинопроката становится однообразие репертуара. Если изучить репертуар десятка ростовских кинотеатров, картина представится удручающе монохромной: афиши разнятся двумя-тремя картинами. Однообразие репертуарной политики быстро начинает отражаться на посещаемости.

В самом крупном ростовском мультиплексе «Киномакс Дон» есть зал артхаусного кино. Однако никакой специальной рекламной политики по продвижению этого продукта не проводится. Артхаусный «отсек» здесь частенько просто пустует.

Пока в регионах органичную для авторского кино территорию предоставляют небольшие государственные кинотеатры. Не в силах соперничать технологически с мультиплексами или крупными кинотеатрами, они делают ставку на грамотный подбор репертуара.

Например, в Ростове эту нишу занимают два кинотеатра — «Дом кино», находящийся на балансе Донского Союза кинематографистов, и «Буревестник» — собственность областной администрации. Именно в «Доме кино» — и больше нигде — в своё время можно было посмотреть «Танцующую в темноте» Ларса фон Триера, «Богиню» Ренаты Литвиновой, «Возвращение» Андрея Звягинцева, новое британское и французское кино. Одной из запоминающихся творческих встреч для ростовчан стала в своё время пресс-конференция Ренаты Литвиновой, предварявшая показ в «Доме кино» её картины «Богиня. Как я полюбила». Атмосфера, созданная здесь, определённо настраивает на просмотр неординарных вещей. В планах администрации «Дома кино» — открытие второго, камерного зала с DVD-проекцией, который будет работать в режиме индивидуальных заказов: здесь можно будет заказать просмотр раритетного фильма, ретроспективу работ отдельного режиссёра, записи уникального концерта, оперы или футбольного матча. Правда, «Дом кино» сегодня значительно расширил предложение и в сфере массового кино. «Иначе выжить почти невозможно», — признаётся директор кинотеатра Карина Сердюченко. «Буревестник» же открыл для города ряд культовых фигур современного кинопроцесса. Среди гостей кинотеатра — Сэм Клебанов, директор кинопрокатной компании «Кино без границ», которая, собственно, и поставляет кинотеатру большинство новинок независимого кино; молодые режиссёры Илья Хржановский, Таня Деткина, Борис Хлебников, Алексей Попогребский. Маргинальный Рустам Хамдамов предпочёл Парижу посещение Ростова со своей новой режиссёрской работой «Вокальные параллели» (этому показу предшествовала лишь премьера в Москве). На пресс-конференции, которая собрала полный зрительный зал, он, помнится, не сдержался и произнёс в своей безапелляционной манере: «Я удивлен…
Я вижу почти одну молодёжь в зале. Вы интересуетесь кино? В Москве на моей премьере были какие-то чудовищные старухи…».

Несмотря на уникальность предложения и доступные цены, аудитория обоих кинотеатров невелика, хотя и постоянна. Рентабельность, соответственно, очень низкая. «Ростов, по-видимому, не нуждается в таком объёме интеллектуального кино — преобладающее большинство сейчас идёт в кинотеатры, чтобы отдохнуть, расслабиться, — считает директор “Буревестника” Ирина Кранк. — Но мы готовы работать и с теми немногими, кто регулярно испытывает потребность в кино как искусстве, кто ищет глубоких эстетических переживаний».

Наверняка в том же направлении работы с узкими прослойками аудитории придётся двигаться кинорынку в целом. Формирование элитарной зрительской аудитории в крупных южных городах, таких, как Краснодар, Ростов, Таганрог, Волгоград, по сути, поставило перед рынком кинопроката новую задачу — создание специальных кинотеатров, ориентированных на эксклюзивный репертуар, близких по формату к клубам с постоянным кругом посетителей. Отсутствие альтернативы в выборе репертуара неизбежно отразится и на работе мультиплексов. По результатам исследований 2007 года, проведённых «Невафильм Research», посещаемость их уже сегодня перестала расти, а прибыль увеличивается за счёт повышения цен на билеты. С прогрессирующим увеличением числа экранов на количество жителей города эта ситуация лишь усугубится. Поэтому сохранить интерес аудитории можно будет только
с помощью гибкой репертуарной политики, а также профессионального пиара некассовых, но устойчиво востребованных фильмов линии «артхаус».