Разговор о чистой потенции

3 марта 2008, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Состояние малого бизнеса на Юге, а заодно и главную проблему его развития можно охарактеризовать формулой «то пусто, то густо». Ново в этой формуле то, что где-то стало «густо». Пару лет назад главная беда заключалась в том, что густо не было нигде, теперь приходится волноваться из-за того, что густо не везде. Проблемы остались, но изменилась их суть. И сейчас это — главное.

Малый бизнес — это сегодня модное словосочетание. К сожалению, пока в моде именно слова, а не сам малый бизнес. Поэтому пока приходится говорить лишь о потенциале, который действительно велик. При этом от его реализации в долгосрочной перспективе больше, чем от чего бы то ни было, зависит уровень жизни на юге России.

Современная экономическая теория позволяет рассчитать потенциал развития предпринимательства, а, следовательно, выяснить и степень его реализации. Известно, что предпринимательскими способностями, как правило, обладают только 5–8% населения. Последние исследования показывают, что применительно к нашей стране в силу исторических, социально-экономических и культурных условий, влияющих на формирование менталитета общества, этот уровень ограничивается 5%, потенциально способными создать бизнес с нуля. Для России это более 7 млн человек, для ЮФО — порядка миллиона. Аналитический центр «Эксперт ЮГ», исходя из данных о численности населения, количестве предприятий и организаций, принимая во внимание ту их часть, которая занята в сфере государственного управления, обеспечения военной безопасности, обязательного соцобеспечения и иных госструктурах, а также в унитарных и некоммерческих организациях, пришёл к интересному выводу. По нашим оценкам, предпринимательский потенциал Юга на сегодня использован не более чем наполовину.

Согласно проекту стратегии развития ЮФО до 2025 года, для обеспечения заложенного в ней экономического роста численность занятых в малом бизнесе на Юге должна вырасти в 5 раз — до 39% занятых в экономике региона.

Большой потенциал — предпосылка изменений. Тем более что они уже обозначились.

Как показала сельскохозяйственная перепись 2006 года, более половины малых предприятий страны, работающих сегодня на селе, находятся на территории Южного федерального округа. В сельской местности на Юге проживают 43% всего населения, тогда как в среднем по стране — 27%. Так что села объехать не получится. А там сейчас почти пусто, несмотря на попытки развивать сеть кредитных кооперативов и деятельность нескольких — по пальцам на одной руке можно пересчитать — банков. Например, в Ростовской области в 2007 году личные и коллективные (фермерские) хозяйства получили кредитов на сумму 1,7 млрд рублей. Это около 3,5% от общего портфеля кредитов для малого бизнеса, выданных в области. Реализация предпринимательского потенциала юга России должна привести к увеличению доли села и в портфеле кредитов для малых предприятий — ведь в ВРП Южного округа доля сельского хозяйства составляет около 15%. Уже сегодня видно, что село начинает развиваться быстрее, когда усиливается конкуренция на других рынках — капитал, как и природа, не терпит пустоты.

Сильнее всего конкуренция сегодня в торговле, на которую сейчас приходится около 77% оборота малых предприятий в ЮФО. Но здесь идут процессы концентрации, торговля профессионализируется. Очень скоро главными игроками на потребительских рынках станут всё же не малые предприятия — «малышам» придётся встраиваться в форматную торговлю, довольствоваться ролью «магазинов у дома», которые на большую долю потребительского рынка не претендуют.

Власти много говорят о необходимости увеличивать долю инновационных предприятий в малом бизнесе. Это уже разговор о предпринимательской потенции как таковой. Руководитель Центра стратегических исследований Института управления, бизнеса и права Сергей Светашев уверен, что успех этого направления зависит от того, получится ли зазвать в малый бизнес молодёжь. Пока что в бизнесе задействовано лишь 3% молодых людей Ростовской области. Непонятно, то ли власти не научились ещё им помогать, то ли молодёжь в принципе плохо усваивает героизм,
без которого малый бизнес сегодня не обходится.