Деревня для автолюбителя

Русский бизнес
Москва, 29.09.2008
«Эксперт Юг» №20-21 (26)
Крупные дилеры ЮФО решили освоить новый для региона формат «автодеревень». За счёт размещения не менее четырёх брендов на одной площадке они могут привлечь значительную часть покупателей, которым недосуг разъезжать по городу в поисках подходящего автомобиля

Формат «автодеревни» (car­village) — изобретение западных дилеров, которые начали строить автоцентры за городской чертой, располагая их преимущественно вдоль основных транспортных магистралей. В плотно застроенных европейских городах автоцентры, как и другие крупные ритейл-объекты, ставить уже просто некуда. К преимуществам формата, помимо широкого предложения, можно отнести возможности для полноценного тест-драйва и наличие больших парковок вкупе с кафе и зонами отдыха.

Столичные пионеры

О развитии автодеревень в России первыми заявили в 2005–2006 годах федеральные игроки: Major, ГК «Арманд», «Атлант-М» и другие (в числе пионеров, впрочем, был и региональный «Тюменский автомобильный холдинг»). Темпы продаж иномарок в стране продолжали показывать заметный рост — 65% за 2006 год, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, — и в указанном году впервые превысили отметку в 1 млн машин. Причём около 40% продаж, по оценкам экспертов, приходилось — и до сих пор приходится — только на Московскую и Ленинградскую области. Стечение всех этих обстоятельств, плюс такая же плачевная, как и в Европе, ситуация с земельными участками указали столичным дилерам очевидные перспективы развития. К тому же строить автодеревни мультибрендовым продавцам представлялось выгодным за счёт возможности сгруппировать разные центры на одном участке (что, однако, не отменяло изнурительных переговоров с представительствами конкурирующих марок).Основные дилеры Южного округа (те, у кого объём продаж легковых автомобилей в 2007 году — 190–230 тысяч штук) тоже имеют не менее пяти марок в своих портфелях, хотят капитализировать бизнес и при этом сталкиваются с дефицитом и дороговизной городских площадей. По оценкам донских риэлторов, в феврале 2008 года стоимость земли в отдельных районах Ростова составляла от 1,5 до 5 млн долларов за га, а за полгода земля подорожала примерно на 25%. Как отмечается в обзоре кубанской службы недвижимости «А-КОСТА Info», в центре Краснодара земля стоила на конец 2007 года около 4 млн долларов за га, а на окраинах города её продавали за 1,3 млн. При этом удалённые от центра Краснодара земли подорожали за год в 4 раза, сельхозземли Ростова — в 4–5 раз (до 290 тысяч долларов за га), что свидетельствует о пристальном интересе к недооценённым активам.

Неудивительно, что южные автодилеры с энтузиазмом переняли эстафету у столичных коллег и, не дожидаясь, пока земли скупят затеявшие региональную экспансию федералы, кинулись осваивать свободную нишу.

Дилерская троица

Первой о своих намерениях построить автодеревню в районе западного въезда в Краснодар и улицы Красных Партизан заявила в начале 2007 года ростовская девелоперская компания ADM Group (входит в многопрофильный холдинг «ААА»). Генеральный директор ADM Герман Крашенинников говорил тогда, что на площадке в 16 га должны разместиться до 10 дилерских центров, включая и сегмент «масс-маркет». Завершить строительство предполагалось к 2009 году.

Прошлым летом холдинг создал управляющую компанию ААА Motors, которая стала отвечать за развитие автомобильного направления группы. Возможно, выстраивание отдельной стратегии дало УК несколько иное видение ситуации, а может, у компании возникла заминка с привлечением инвестиций, — но сроки реализации кубанской автодеревни с начала этого года сдвинулись на 2015 год, когда будут одновременно запущены все центры. При этом сам проект немного уменьшился в масштабах. Как рассказал «Эксперту ЮГ» директор по развитию ААА Motors Борис Терёшкин, это произошло в связи с тем, что компания решила увеличить фасады центров. Сейчас, по планам, деревня зай­мёт 13 га, на которых разместятся семь дилерских центров. Общий объём инвестиций оценивается в 120 млн долларов (с учётом стоимости выкупленной земли). Несмотря на перенос сроков, у компании появился ещё один проект — на 3 га земли в Сочи ААА Motors хочет посадить четыре центра, пока называются три из них: Renault, Audi и Mazda. Сейчас AAA Motors рассматривает вариант финансирования всех своих проектов за счёт наращивания уставного капитала, в этом случае 30% доли в компании может отойти фондам прямых инвестиций и частным инвесторам.

Увеличить свою долю рынка и заодно продолжить региональную экспансию за счёт строительства автогородов задумал и один из крупнейших южных автодилеров — ростовская ГК «Гедон». После того, как в августе прошлого года компания начала строить в Ростове автогород на улице Мечникова (3 га, автоцентры Mitshubishi, Skoda, Opel, Chevrolet и Hyundai, подземный паркинг), у «Гедона» появились планы строительства к 2009 году ещё трёх аналогичных объектов. Один из них разместится на выезде из Ростова, возле трассы «М4-Дон» (площадь более 5 га, центры Infiniti, Volkswagen, Porsche), другой на въезде в Таганрог из донской столицы (около 10 га, центры Mitshubishi, Volkswagen, Opel и Chevrolet), а третий — в районе Пашковского посёлка в Краснодарском крае, вблизи от трассы М4 (3 га, первая очередь предполагает строительство автоцентра Infiniti и центра с коммерческими машинами Volkswagen). Стоимость каждого автоцентра директор по развитию «Гедона» Александр Кубасов оценивает примерно в 10 млн долларов, инвестиции будут привлекаться из собственных средств и банковских кредитов.

Наконец, в июне этого года власти Кабардино-Балкарии решила порадовать инвестиционными вливаниями краснодарская компания «Юг-Авто», чей проект предусматривает строительство пяти автоцентров на 10 га земли в Чегемском районе республики, вблизи трассы «Кавказ». В 2008–2009 годах компания построит центры General Motors и Honda, вложив в это 200 млн рублей. Всего на создание автодеревни пойдёт 600 млн рублей. В её ассортименте должны появиться и бренды «премиум-класса», пообещал на открытии в республике временного центра «Юг-Авто» глава компании Аскер Пченушай. Краснодарский дилер предполагает продавать 1,5 тысячи автомобилей в год, выручая с этого 1 млрд рублей.

Целесообразность самого формата автодеревни уже практически не подвергается сомнению среди российских дилеров. Осмотрев как минимум четыре салона, приехавший клиент, скорее всего, сделает покупку именно у мультибрендового дилера, чего могло и не случиться, если бы покупатель искал машину по всему городу и наведывался к конкурентам. «Кроме того, инженерная инфраструктура под автогород обходится дешевле, чем при строительстве отдельных салонов», — отмечает Александр Кубасов.

Если же говорить о перспективах именно южных проектов, то, например, в Кабар­дино-Балкарии с населением под 900 тысяч человек сейчас, по данным «Эксперта ЮГ», работает всего два официальных дилера: один — это недавно открывшийся центр «Юг-Авто», другой — «Нальчик-АвтоВАЗ». Перспективы у проекта кубанцев вроде бы радужные, но, по данным Росстата, денежные доходы на душу населения в республике — одни из самых низких в ЮФО (чуть выше 6 тысяч рублей в I квартале 2008 года). Автодеревни в Ростовской области и Краснодарском крае наверняка будут востребованы, вместе с тем главный вопрос, который встаёт перед дилерами — это своевременное привлечение инвестиций. Если удорожание банковских кредитов и, возможно, долгосрочные переговоры с инвесторами (как в случае с ААА) не сильно сдвинут сроки реализации проектов, то автодеревни смогут перетянуть на себя значительную часть покупателей, мечущихся среди узких улиц южных городов в поисках отдельных автоцентров.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №20-21 (26) 29 сентября 2008
    Инвестиционный форум
    Содержание:
    Пир во время шторма

    Сочинский инвестфорум зафиксировал спад абсолютных показателей, некоторый рост качественных и обозначил глобальную проблему финансирования южных проектов, масштаб которых всё растёт. Нехватка длинных денег у банков угрожает заморозкой проектов, которые не пройдут через ставшее более мелким сито отсева

    Реклама