Под крышей домена одного

Людмила Шаповалова
13 октября 2008, 00:00
  Юг

Ставропольские веб-разработчики проявили небывалый для отрасли энтузиазм: собрались и решили учредить профессиональную ассоциацию. Немноголюдная, но решительная организация ищет имя и регистрирует юридическое лицо

Выработка принципов конкурентного взаимодействия, развитие востребованности собственных услуг, создание экспертной комиссии, уполномоченной решать конфликтные ситуации, возникающие из-за авторских прав: ответить на вопрос, зачем именно представителям какой-либо отрасли перешагивать через профессиональные комплексы и объединяться, вроде бы просто. Однако никто из опрошенных «Экспертом ЮГ» веб-разработчиков не может припомнить, чтобы смельчаки, выступившие с идеей объединения работников одной из самых закрытых и разобщённых сред, зашли так далеко. Идеолог этой затеи — Игорь Андрианов, генеральный директор ставропольской компании Netbyte, организовавший в сентябре нынешнего года встречу коллег из Ставрополя, Кисловодска и Пятигорска. Представители девяти компаний большинством голосов сочли, что вместе им будет лучше.

Объединение от отчаянья

В безымянное пока сообщество (его рабочее название — «Ассоциация веб-разработчиков») вступили отнюдь не самые слабые игроки рынка: в портфолио компании Netbyte — более трёх десятков сайтов, включая госзаказы. Студии веб-дизайна «Слимарт» тоже не на что жаловаться: список её работ занимает несколько прокруток окна в браузере. Да и остальных участников трудно заподозрить в корыстолюбии: положение каждого вполне устойчивое. Другое дело, что сам рынок, на котором они присутствуют, достаточно слаб. По оценке Игоря Андрианова, например, совокупный бюджет размещаемой местными заказчиками интернет-рекламы не превышает 150 тысяч рублей в месяц. Дело даже не в том, что в крае совсем некому тратить деньги в сети: в ней просто не наберётся столько региональных интернет-площадок, чтобы расходование рекламного бюджета на онлайн-рекламу было бы целесообразным. Эта проблема, впрочем, — общая для всего макрорегиона. Общей является и непритязательность заказчиков, для которых создание сайта — разовое вложение, не имеющее шансов окупиться. Г-н Андрианов с досадой констатирует: «Я бы сказал, что рынок — в начальной стадии развития. Устойчивый спрос пока только на сайты-визитки. Заказчик чаще всего просит сделать “маленький сайтик, а там посмотрим”. На что уж он там собирается смотреть и как долго, выяснить не удалось ни разу». Компаниям же, занимающимся разработкой сайтов, невыгодно тратить свои ресурсы на создание виртуальных визиток: они приносят небольшие единовременные денежные поступления, тогда как основной хлеб разработчиков, гарантия их стабильности, — это поддержка крупных контент-проектов.

Однако крупные заказчики настолько пассивны, что гипотезы Андрианова относительно того, почему они не значатся в клиентах, балансируют на грани иррациональности: «Те компании, которые могут быть классифицированы как “местный крупный бизнес”, почему-то устойчиво предпочитают делать плохие сайты, но зато сами. От конкретных адресов сайтов и названий компаний воздержусь — это совсем уж больная мозоль. Проблема только в головах руководителей, которые интернетом пользоваться просто не умеют и всерьёз его не воспринимают». Получается, что если в других сферах стремление объединиться — это признак зрелости, наполненности рынка, то веб-разработчики решили повернуться друг к другу лицом попросту от отчаянья. Их собрало вместе желание рассказать клиентам, зачем они нужны.

Несобранные люди

Однако незрелость рынка услуг в вебе не мешает разработчикам других регионов продвигать свои услуги сепаратно, и пока даже гипотетически не рассматривать возможность появления ассоциации. Денис Кулиш, директор ростовской веб-студии «Хороший дизайн», начавшей свою деятельность в блоге Livejournal и выросшей в приличную компанию, вообще не считает появление профессионального союза признаком развития: «Кто сказал, что отсутствие профессиональных сообществ делает отрасль отсталой? Если она и отсталая, то совсем по другим причинам. Если за всё время существования интернета в Ростове не возникло естественных предпосылок для возникновения таких союзов — значит, природа сказала “нет”, и слава богу».

Роман Саранченко, исполняющий обязанности генерального директора медиа-агентства «Информа», компании, ставшей одним из пионеров веб-дизайна в Ростове-на-Дону, видит причину разобщённости в закрытости компаний, в их опасениях, что вступление в организацию вынудит поделиться технологическими наработками и расстаться со своими конкурентными преимуществами. С ним заочно соглашается и Дмитрий Логунов, главный редактор сайта Webrostov.ru, энтузиаст ростовского интернета, который тоже объясняет пассивность веб-дизайнеров их страхом, что объединение конкурентов «отнимет ценные, выращенные своими руками кадры и уведёт клиента». «Вдобавок к этому, — говорит г-н Саранченко, — наш рынок, несмотря на относительную насыщенность, ещё не такой уж и высококонкурентный. Большинство успешных компаний попадают в свою нишу, в которой они работают относительно спокойно, сами по себе, не нуждаясь в диалоге с другими».

В Краснодаре идея собраться вместе однажды было материализовалась. Евгений Руденко, владелец крупного портала Yuga.ru (см. «Эксперт ЮГ» № 8  за 2008 год) и интернет-компании «Кубик», принимал непосредственное участие и в разговорах о таком объединении, и собственно в его создании. Но рассказывает он об этом в прошедшем времени: «Самой продолжительной была попытка, если не ошибаюсь, 2006 года, когда на первую встречу пришли представители восьми компаний, на вторую — шести, на третью — трёх, и на этом всё закончилось. Мне этот детский сад надоел, и я прекратил попытки создания какой бы то ни было организации. Тратить время и нервы на уговоры молодых дизайнеров и программистов, которые, не имея ничего, кроме своих знаний, боятся, что в ассоциации у них это всё богатство каким-то образом отнимут, я не хочу».

Закрытость вообще характерна для предприятий малого бизнеса, однако у южных веб-компаний она носит почти патологический характер. Весной этого года аналитический центр «Эксперт ЮГ» составлял рейтинг ИТ-компаний юга России (см. «Рост втемную» Эксперт ЮГ № 13 за 2008 год), в связи с чем все профильные организации, включая и разработчиков сайтов, получили соответствующие анкеты. На предложение принять участие в бесплатном и независимом рейтинге из почти трёх десятков приглашённых разработчиков откликнулся всего один — «Информа».

Призрачная надежда

Возможно, что появление подобной проф­организации в Ставрополе — это результат неуёмной энергичности её создателя, Игоря Андрианова, который и слышать не хочет о неудачных опытах: «Нужно найти единомышленников, разделяющих целиком и полностью идею, и пинать друг друга в прямом и переносном смысле, “расталкивая” себя и сообщество, сподвигая на различные мероприятия. Отраслевая ассоциация — это, в первую очередь, возможность активно воздействовать на рынок общими усилиями. Но это ещё и определённый профессиональный статус для её участников. И я сомневаюсь, что когда рынок “созреет”, надобность в профессиональном объединении отпадёт. Появятся новые проблемы,  новые цели и задачи».

Есть и объективные причины: в последнее время в Ставрополе число компаний, занимающихся веб-дизайном, стало расти в геометрической прогрессии. По оценкам г-на Андрианова, в течение 2008 года о себе заявили уже 15 новичков, при том что до них в городе всего работало полтора десятка компаний. Разумеется, часть из них не справятся с ведением этого невысокодоходного бизнеса и уйдут с рынка, но часть останется, и их необходимо будет приучать к правилам хорошего тона. Проблема демпинга со стороны неквалифицированных участников рынка — всего одна из многих, которые имеет смысл решать совместно. Игорь Андрианов подытоживает три года, прошедшие в ожидании этой встречи: «Это стремление к созданию некоей отраслевой экспертной группы, которая могла бы своим статусом защищать профессиональные интересы её участников (через деятельность официальной экспертной комиссии), коллективными усилиями развивать рынок (через форумы, семинары, конференции, статьи в СМИ). И её появление обусловлено именно незрелостью рынка и пониманием того, что всё-таки “защищаться” и “распахивать рынок” выгодно вместе».

Самое интересное, что необходимость такой ассоциации почти никто не подвергает сомнению, и в оценке её конкретно утилитарного назначения сходятся все опрошенные спикеры, имея при этом в виду, что в обозримом будущем этого не случится. Роман Саранченко рассказывает о возможности (хотя и гипотетической) пресечь нечистоплотность в работе некоторых компаний, выработать общие эффективные стандарты, обменяться накопленной информацией: «Что должно произойти, чтобы мы объединились? Наверное, всё должно стать либо слишком плохо (чтобы нам всем начали мешать общие внешние факторы), либо слишком хорошо (чтобы произошла естественная стандартизация процессов, сформировалась конкурентность)», — отвечает он на вопрос о том, когда именно можно будет реализовать эту возможность в Ростове-на-Дону.

Не менее отдалённой эта перспектива кажется и Евгению Руденко: «Условия для появления в Краснодаре своей ассоциации, видимо, ещё не сложились: основных веб-разработчиков устраивает положение, занимаемое ими на рынке, остальные сами пока организоваться либо не могут, либо не понимают, для чего это нужно.

При обсуждении принципов, на которых будет основана ассоциация, мнения расходятся по ряду вопросов. Во-первых, прибыльность ассоциации для её учредителей, во-вторых, необходимость уплаты членских взносов, в-третьих, её цели и задачи. Кто-то стремится сразу заложить принципы извлечения прибыли и иной выгоды учредителей ассоциации за счёт её будущих членов, кто-то хочет сделать её коммерческой, не предлагая никакой бизнес-модели».

А Игорь Андрианов не считает начинание таким уж безнадёжным: участники ставропольского процесса договорились о внесении членских взносов, которые пойдут на организацию совместных мероприятий, и дискутируют в электронном виде о названии организации. «У нас есть идеи совместных семинаров с разработчиками систем управления сайтами, с представителями поисковых систем, операторов доступа в сеть. Есть даже идея проведения профессионального форума. Кроме того, нужно заниматься развитием рынка в регионе через взаимодействие со СМИ. Вся работа легко организуется современными средствами веба 2.0, и собраний в актовых залах нам не требуется», — делится своими надеждами Андрианов. Он отдаёт себе отчёт, что основным препятствием будут не бюрократические процедуры или утомительные споры о доменном имени для сайта организации, а заурядный человеческий фактор — пассивность. Но кто-то же здесь, на Юге, всё-таки должен стать первым.