Поколение три жэ

Людмила Шаповалова
13 октября 2008, 00:00
  Юг

Сотовые операторы запускают в коммерческую эксплуатацию сети третьего поколения. В течение года 3G заработает во всех крупных городах ЮФО. Стратегической задачей операторов становится популяризация услуг мобильного интернета

Разговоры о связи третьего поколения велись уже несколько лет, и поскольку проникновение мобильной связи не перестаёт расти, переход на 3G волнует куда больше людей, чем, например, появление технологии 2,5G EDGE (см. справку). Наиболее распространённым было мнение скептиков, которые считали, что в России никакого 3G не будет, потому что «военные не дадут операторам частот» и «у абонентов не будет трубок, поддерживающих стандарт». Однако военные не стали препятствовать прогрессу, а стоимость телефонного аппарата, поддерживающего новый стандарт, сейчас опустилась до 120–150 долларов, так что технических препятствий тоже нет. Основное преимущество новой технологии — высокая скорость передачи данных: теоретически — до 14,4 Мб/сек, практически испытатели незагруженной сети 3G фиксировали её на уровне 2–8 Мб/сек. Провайдерам мобильной связи, дабы окупить инвестиции за 4–7 лет, отведённые аналитиками на «жизнь» технологии, надо очень постараться, чтобы абоненты как можно активней использовали это преимущество.

Где забросят сети

Хотя со стороны может показаться, что в ЮФО 3G уже встретишь на каждом углу, сотовые операторы только к середине года оформили сколько-нибудь внятные планы по последовательности запуска сети. Мантра «Ростов, Краснодар, Сочи» сменилась перечислением конкретных населённых пунктов, в которых наступит новая жизнь, и сроками сдачи объектов. Так уж вышло, что все торжественные презентации проводятся в Сочи, который в связи с олимпийским будущим вынужден стать главным городом для презентации практически всего. Потом 3G начинают тихо вводить в эксплуатацию в тех городах, где это на самом деле экономически целесообразно. Так, ОАО «Вымпелком» (торговая марка Beeline) до конца 2008 года запустит сеть третьего поколения в Краснодаре, Ставрополе, Сочи, Волгограде, Минеральных Водах, Ессентуках, Железноводске, Кисловодске и Пятигорске. Коммерческий запуск в этих городах будет происходить одновременно. ОАО «МТС» в текущем году пустит новую сеть в Краснодаре и Сочи, в начале 2009-го охватит Ростов и Новороссийск. Соригинальничал «Мобиком-Кавказ» («Мегафон»), проведший основную презентацию ещё в начале января 2008 года (в Сочи, разумеется), а коммерческий запуск устроивший в октябре в Республике Дагестан. Впрочем, в ближайших планах и у этой компании до первой половины 2009 года охватить Ростов с областью, и Сочи.

Данные об инвестициях в третье поколение связи разрозненны, так как то и дело переходят в разряд коммерческой тайны компаний: «Вымпелком» в 2008 году потратит 1,9 млрд рублей (правда, на развитие сети в целом и по России), «Мобиком-Кавказ» заявляет о 30 млн долларов, отпущенных на 3G на Северном Кавказе в этом же году. Представители МТС на данном этапе размер инвестиций обозвали коммерческой тайной, однако ещё в марте пресс-секретарь филиала в «Макрорегионе Юг» говорила о 27 млн долларов на развитие сети третьего поколения в Краснодаре и Сочи в 2008 году. По оценкам специалистов, на строительство одной базовой станции 3G требуется в среднем два миллиона долларов, а для того, чтобы в городе масштаба Ростова-на-Дону обеспечить уверенный приём, необходимо несколько сотен станций. Впрочем, сотни станций строить нет нужды: новую связь можно развивать на основе уже имеющейся инфраструктуры.

Показательно, что на зимней презентации «Мегафона» кульминацией стал сеанс видеосвязи с Куршевелем: очевидно, ещё в начале года операторы не совсем отчётливо представляли, за счёт каких именно услуг они будут возвращать инвестиции. Но уже весной по настойчивым рекламным предложениям «взять интернет с собой» стало понятно: стратегической услугой связи третьего поколения будет мобильный интернет. Как таковой он существует уже несколько лет, с тех пор, как в телефоны стало возможным загружать WAP-сайты, но с увеличением скорости функциональность мобильного интернета возрастёт.

Интернет на ходу

Пользоваться мобильным телефоном для просмотра интернет-сайтов, мягко говоря, неудобно даже на большой скорости, так что на потребительском рынке появился USB-модем. Он оснащается сим-картой оператора, и даже не особо сведущий человек может теперь подключить компьютер к интернету. Первой такое решение около двух лет назад на рынок вывела компания «Скай Линк», нишевый оператор, изначально сделавший ставку на мобильный интернет, а не на голосовую связь. По словам представителей компании и в Ростове, и Краснодаре, доля интернет-трафика в общем объёме доходов «Скай Линка» составляет порядка 70%. Михаил Макаров, коммерческий директор «Скай Линка» в Ростове, радужно смотрит на перспективу дальнейшего развития услуг компании: «Мобильная передача данных в регионе растёт очень высокими темпами. Только в Ростове возможности рынка составляют не менее 50 000 абонентов. А потенциальный объём ростовского рынка можно оценить более чем в 10 миллионов долларов в год. Этот сегмент ещё очень далёк от насыщения».

Активными потребителями мобильных решений беспроводного доступа в сеть могут стать и корпоративные клиенты, особенно компании с развитой сетью филиалов. Директор по корпоративным продажам южного и северокавказского регионов «Вымпелкома» Анатолий Загорулько отмечает, что сейчас спрос, в основном, поступает от топ-менеджмента компаний. У «Билайна», как и у двух других операторов, уже есть отдельная тарифная линейка именно для корпоративных клиентов и именно для потребителей мобильного интернета: «Использование этих услуг влияет на рост потребления мобильного интернет-трафика, — поясняет г-н Загорулько. —  Сейчас ARPU (Average Revenue per User — средний счёт на одного абонента. — “Эксперт ЮГ”) среднестатистического корпоративного клиента на Юге превышает ARPU клиента массового рынка. Доля мобильного интернета в общей сумме счёта корпоративного клиента по отношению к счёту массового потребителя тоже выше». «Скай Линк» с самого начала целенаправленно работал с этим сегментом, и сейчас доля корпоративных клиентов у «Скай Линка», по данным Руслана Танашева, коммерческого директора краснодарского филиала, доходит до 20%.

Вообще, для большой тройки мобильный интернет вплоть до настоящего момента — это часть VAS (Value Added Services — неголосовой трафик), объём которого в целом невелик. Но при этом быстро растёт (см.график): данные как самих операторов, так и независимых аналитиков, совпадают. Юлия Фёдорова, аналитик iKS Consulting, говорит, что за 2007 год выручка операторов от продаж мобильного интернета выросла на 50%, и он составляет 20% от всех дополнительных услуг. Директор по продажам южного региона «Вымпелкома» Александр Кирсанов считает, что росту способствуют, во-первых, увеличение проникновения мобильного интернета, во-вторых, усиление роли мобильного телефона вообще. Следует при этом помнить, что эта статистика отражает результат работы мобильных устройств в сетях поколения, предшествующего 3G и до начала продвижения модемных решений. Разумеется, сети 2 и 2,5G не выйдут из строя: эксплуатация будет совмещённой, и большинство USB-модемов поддерживают и GPRS, и EDGE, и третье поколение, а некоторые модели — ещё и CDMA, в котором работает «Скай Линк».

Никто никого не беспокоит

Появление модемного решения породило гипотезы об обострении борьбы между проводными и мобильными провайдерами, однако широкомасштабных военных действий не наблюдается, и аналитики не склонны считать, что в обозримом будущем они начнутся. Юлия Фёдорова говорит, что конкуренция возможна в регионах с низким проникновением фиксированного ШПД (широкополосного доступа в интернет): «В случае активного продвижения сотовыми операторами своих решений для беспроводного доступа и при разумной ценовой политике вполне возможно, что такой доступ быстро станет популярен среди абонентов, у которых нет других альтернатив. В целом же конкуренция вряд ли будет острой, всё-таки проводной и беспроводной доступ — это разные модели потребления, которые будут использоваться одним и тем же абонентом в разное время в зависимости от его местоположения».

Действительно, «Вымпелкому», например, беспокоиться не о чем, так как в группу компаний с недавнего времени входит проводной провайдер «Корбина Телеком», сделку по приобретению которой «Вымпелком» завершил в начале лета этого года. Ещё до совершения сделки «Корбина» начала региональную экспансию, и теперь «Билайн» планирует продвигать мультисервисные услуги под одной маркой. ОАО «МТС» же является структурой, аффилированной с компанией «Комстар ОТС», предоставляющей услуги под торговой маркой «Стрим» и, вдобавок к этому, приобретшей в этом году ЦТС — одного из крупнейших проводных провайдеров на Юге. Уже сейчас в московских офисах МТС можно получить пакетные предложения, совмещающие услуги мобильного и проводного оператора.

Планы же «Мобикома» начать осваивать регион с Дагестана тоже не кажутся такими уж фантастическими: по данным оператора, республику населяют очень перспективные для мобильного интернета абоненты. На торжественной презентации 3G в Дагестане заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «Мегафона Кавказ» Владимир Карпушкин объяснил такой выбор тем, что согласно исследованиям, проведённым оператором, Дагестан по уровню доходов стоит в одном ряду с нефтяными регионами, и средний ARPU здесь значительно выше, чем в других районах Северного Кавказа. По счастливой для «Мегафона» случайности, уровень проникновения ШПД здесь крайне низок, так что конкурировать с оператором здесь особенно никто и не будет.

«Скай Линк» тоже не опасается обеднения своей абонентской базы: оператор начал внедрять услугу на несколько лет раньше, при этом уже существующее поколение связи стандарта CDMA сравнимо по скорости с ещё не запущенными толком 3G. Михаил Макаров убеждён, что компания сохранит стабильное положение на рынке: «Мы абсолютно нормально относимся к перспективам внедрения GSM-операторами технологий передачи данных на скоростях, которые будут сопоставимы со скоростью нашей сети. Однако проект “Скай Линк” динамично развивается, и в некоторых регионах России уже сейчас запущена технология Rev.A (связь четвёртого поколения. — “Эксперт ЮГ”). Хочу отметить, что к моменту запуска 3G-сетей у нас появятся лучшее покрытие и более высокая скорость передачи данных. К тому же, запуск 3G-услуг другими операторами будет разогревать рынок и приведёт к его стремительному росту, а это в наших интересах».

Ещё одной угрозой третьему поколению некоторые называют сети WiMax, о строительстве которых в российских регионах кто только ни заявлял — от корпорации Intel до малоизвестных телекоммуникационных компаний (например, «Скартел», запустившей в Москве сеть Yota и объявившей о намерении идти за пределы столицы). Директор по маркетингу Ростовского филиала ОАО «Вымпелком» Егор Шляхов не особенно верит в перспективу коммерческого успеха WiMax: «На мой взгляд, это нишевый продукт. Он не составит конкуренции операторам большой тройки в ближайшей перспективе ввиду того, что требуются серьёзные деньги для развёртывания более или менее приемлемых по покрытию сетей. А в связи с финансовым кризисом на рынках для таких рисковых проектов денег может и не найтись. В среднесрочной перспективе рынок будет поглощён развертыванием сетей 3G, ну а дальше возможно и развёртывание технологии более скоростной передачи данных LTE, которую, опять же, скорее всего, возьмут на вооружение операторы большой тройки». В МТС резонно добавляют, что, вдобавок к сомнительной перспективе выделения достаточных инвестиций для развёртывания WiMax в ЮФО, и в регионе, и в России вообще мало распространены устройства, поддерживающие этот стандарт.

Входит и выходит

Классикой жанра всё же останется телефон, и в последнее время он, не без помощи сотовых операторов, превращается в мощный генератор интернет-трафика. В октябре в России начались продажи смартфона iPhone 3G, спрос на который, искусственно поддерживаемый производителем, традиционно высок, но функциональность такова, что даже адепты марки Apple говорят про него «зато красивый». Вообще, смартфоны и коммуникаторы — наиболее динамично развивающийся сегмент сотового рынка. По данным SmartMarketing, в 2007 году в России было продано 2,34 млн беспроводных информационных устройств (смартфонов, коммуникаторов и КПК), и это на 155% больше, чем в 2006 году. В ближайшее время, по оценкам аналитиков, рынок будет расти на 60–80% в год.

Описывая преимущества iPhone перед простым телефоном, продавцы (а ими в России являются «Билайн», «Мегафон» и МТС, распространяющие трубки через сетевых ритейлеров и в офисах продаж) упирают на то, что «он сам установит соединение с интернетом и всё настроит». Но надо иметь в виду, что стоимость минимального контракта, прилагаемого к телефону, у «Билайна», например, начинается от 700 рублей (тарифная линейка «Яблочный фреш» для Ростова-на-Дону), и у других двух операторов она находится в этих же пределах. Такая ценовая политика не может не сказаться благоприятно на выручке сотовых операторов, которые с нетерпением ждут повышения своего ARPU. По данным Юлии Фёдоровой, по итогам 1-го полугодия 2008 года показатель среднероссийского ARPU достиг 11,9 доллара, а в 2007 году среднемесячная выручка на абонента составляла 10,4 доллара. «Драйверами роста выступили и увеличение потребления голосовых услуг, и дополнительные услуги, в том числе мобильный интернет, доходы от которого растут опережающими темпами, — поясняет г-жа Фёдорова. — Если сейчас доля мобильного интернета в российском ARPU составляет порядка 3,6 процента, то к 2012 году можно ожидать, что удельный вес интернет-трафика в ARPU достигнет уровня 9–12 процентов».

Однако не все обладатели устройств, генерирующих интернет-трафик, в том числе и незаметно для абонента, являются обладателями контрактов, предусмотренных для iPhone, который выходит в интернет по льготным тарифам. Равно как и не все обладатели iPhone станут пользоваться этими льготами: в России телефонные трубки Apple не будут привязаны к контракту, как в остальном мире, и в них можно вставить любую сим-карту любого оператора. И вот тут начинается всё самое грустное, что есть в российском мобильном интернете: он может обойтись очень дорого. Например, в международном роуминге за единицу тарификации интернет-трафика принимают 50–60 килобайт, так что 1 мегабайт информации (а это очень мало для содержания современной сети) может обойтись в 500 с лишним рублей. Да и на своей территории в обычных тарифах стоимость интернет-трафика оставляет желать много лучшего: даже на невысокой скорости в сети GPRS, открыв для себя GPS-навигацию по Google Maps, которыми по умолчанию оснащён iPhone, можно за несколько часов израсходовать месячный бюджет на мобильную связь. И остаётся только догадываться, что именно будет думать и говорить вслух абонент, который съездит со своим самопогружающимся в интернет устройством за границу и получит после этого счёт, в котором детально будет описано, как его iPhone проверял в интернете погоду и курс валют.

Поколение Next

Сейчас Россия находится на третьем месте в Европе по интенсивности использования мобильного интернета. По данным ряда аналитиков, в настоящее время им пользуется порядка 11% абонентов сотовой связи. Юлия Фёдорова даёт следующий прогноз: «К 2012 году четверть российских абонентов будет заходить в интернет через свой мобильный телефон. В 2007 году объём рынка мобильной передачи данных в российских сетях сотовой связи составил 544 миллиона долларов, а по итогам первого полугодия 2008 года — 430 миллионов долларов. Рост по сравнению с январём–июнем 2007 года составил 86,5 процентов». Надо ещё отметить, что когда велись эти подсчёты, существенную часть трафика составлял развлекательный контент — развлечения, рингтоны, скачиваемые с WAP-порталов.

Конечно, Северный Кавказ — трудный для освоения сотовыми операторами район. Во-первых, тут много горных местностей, что существенно повышает стоимость инвестиций в развитие сетей. Во-вторых, в экономическом отношении это неоднородный регион: в нём есть мегаполисы и Сочи, в которых пользователи мобильной связи активны, и ARPU традиционно высок; но есть и кавказские республики, где доходы населения ниже, а связь при этом дороже. Юлия Фёдорова говорит, что, вероятно, окупаемость инвестиций в 3G на Северном Кавказе займёт более длительный период, чем в других регионах. «Тем не менее, сотовым операторам стратегически важно иметь ковровое покрытие, чтобы их абоненты могли пользоваться высокоскоростной передачей данных в любой точке страны», — добавляет аналитик.

Но операторам связи просто некуда деваться: средняя продолжительность «жизни» сети одного поколения — примерно 4–6 лет. «Скай Линк» заявляет о запуске четвёртого поколения связи уже в обозримом будущем, известно, что GSM-операторы начинают тестировать фрагменты сетей на основе технологии LTE, позволяющей передавать данные на скорости более 100 Мбит/сек. На такой скорости появляется и смысл в видеозвонках (пока что, по свидетельству очевидцев, во время видеозвонка в сети 3G опознать собеседника можно не без труда, и то, если он не будет слишком быстро шевелить губами и качать головой), и в мобильном телевидении. Так что не исключено, что ещё за пару лет до Олимпиады Сочи станет местом презентации уже 4G. 

Два поколения

3G — Third Generation, третье поколение связи. Это не какой-то особый стандарт: термин объединяет две концепции — UMTS (Universal Mobile Telecommunications Systems — универсальная система мобильной связи), поддерживаемую европейскими странами, и CDMA2000 (Code Division Multiple Access — мультидоступ с кодовым разделением каналов), распространённую в Азии и США. В первом случае максимальная скорость передачи данных — 14 Мбит/сек, во втором — 2,4 Мбит/сек, однако предельной скорости можно добиться разве что в лабораторных условиях.

Самым популярным стандартом сотовой связи предыдущего поколения, 2G, стал GSM (Global System for Mobile Communications — глобальная система мобильных коммуникаций), в котором работают все три оператора большой тройки. Этот стандарт успешно развивался, и в 2003 году в его рамках получил распространение скоростной сервис передачи данных GPRS (General Packet Radio Service — пакетная радиосвязь общего пользования). Ещё чуть позже появился EDGE (Enhanced Data rates for GSM Evolution), известный и как «расширенный GPRS», который считается стандартом 2,5G. Сейчас это один из самых распространённых стандартов, и когда операторы начнут запускать в эксплуатацию свои сети третьего поколения, именно он будет «подменять» их в тех местах, где нет достаточного покрытия. Максимальная скорость передачи данных в этом стандарте — 384 Кбит/с.