Беспроводные борцы с цифровым неравенством

Спецвыпуск
Москва, 24.11.2008
«Эксперт Юг» №29-30 (35)
Федеральные WiMAX-провайдеры выходят в небольшие региональные города ЮФО. Их появление — первый признак скорого пришествия на региональный рынок услуг доступа в интернет здоровой конкуренции

С начала года сразу несколько компаний — как федеральных, так и структур с региональными корнями — заявили о намерении развернуть масштабные беспроводные сети широкополосного доступа в южных средних и малых городах — или, как их принято называть, городах «второго эшелона». В некоторых городах ЮФО — например, в Новороссийске, Новочеркасске и Армавире — сети на базе оборудования WiMAX к настоящему моменту уже работают либо в тестовом, либо в коммерческом режиме. WiMAX-операторы не претендуют на серьёзную долю рынка широкополосного доступа в целом, однако их появление в городах «второго эшелона» можно назвать знаковым. Беспроводные операторы создадут конкурентную среду, которой в небольших городах можно сказать, что и нет.

Города под сетью

О перспективах создания беспроводных сетей на базе технологии WiMAX российские операторы связи начали говорить около пяти лет назад. Идея выглядела крайне привлекательно. Если уже опробованная технология Wi-Fi  позволяла создавать локальные точки доступа — например, в кафе или гостиницах, то WiMAX давал возможность создавать полноценные городские сети. Одна базовая станция WiMAX-сети позволяет накрывать сигналом по нескольку кварталов. Однако сначала разговоры носили только теоретический характер — технология была сырой, производители оборудования и операторы не могли выработать единые технологические стандарты. Первые сети WiMAX, появившиеся около трёх лет назад в Москве, были ориентированы на корпоративных потребителей — в том числе на мелкие и средние компании; для них оказалась удобна оперативность, с которой можно подключиться с беспроводной сети.

И всё же скорое появление сетей WiMAX в регионах было предсказуемым. Технология даёт провайдерам сразу несколько преимуществ: для разворачивания сети требуется менее полугода, беспроводные провайдеры решают проблему выхода на конечного потребителя в обход местных телефонных монополистов.

Некоторые участники рынка убеждены, что технология WiMAX лучше всего подходит для предоставления услуг доступа как раз в небольших городах и в сельской местности. Так, по замечанию коммерческого директора компании «Синтерра» Павла Кучерука, в крупных городах WiMAX-сети неизбежно столкнутся с серьёзной конкуренцией со стороны других видов широкополосного доступа — в том числе ADSL, доступа по каналам кабельного ТВ, Wi-Fi и 3G. По мнению г-на Кучерука, быстрый рост абонентской базы сетей WiMAX с сохранением высокой доходности можно ожидать в «регионах, характеризующихся наиболее низким проникновением услуг доступа к интернету». В прошлом году «Синтерра» анонсировала программу «Региональные мини-сети WiMAX», суть которой заключается в возможности поставки независимым региональным партнёрам оборудования и решений «под ключ» для создания беспроводных широкополосных сетей. Примечательно, что программа, как отмечают в «Синтерре», рассчитана на деревни и города с населением до 100 тысяч человек, в которых существует неудовлетворённый спрос на услуги широкополосного доступа. По данным на конец сентября, в Краснодарском крае велись работы по развёртыванию четырёх партнёрских мини-сетей. Сроки запуска сетей и имена партнёров в «Синтерре» не раскрывают.

Строительство собственной сети WiMAX в средних и малых городах Краснодарского края, Ростовской области и Ставрополья ведут ГК «МетроМакс» и «Престиж-Интернет» (работает под маркой «Энфорта»). Самарская группа компаний «МетроМакс» первую полноценную сеть беспроводного доступа запустила в родном городе в конце апреля прошлого года. Нынешней весной блокирующий пакет акций группы был приобретён фондом прямых инвестиций Volga River One Capital Partners, после чего «МетроМакс» объявил о намерении создать сети на основе оборудования WiMAX в девяти российских регионах — в том числе в Ростовской области и на Кубани. К настоящему моменту группа завершила монтаж базовых станций в Новороссийске. «Сейчас сеть в Новороссийске работает в тестовом режиме. Региональный филиал готовит её к сдаче органам Россвязьнадзора», — рассказал «Эксперту ЮГ» генеральный директор «МетроМакса» Сергей Швайкин. По его словам, зона покрытия WiMAX-сети захватывает около 80–90% территории Новороссийска — ключевые районы города и порт. Сроки запуска сети в коммерческую эксплуатацию и объём инвестиций в проект в «МетроМаксе» не уточняют. Следующими городами присутствия «МетроМакса», по словам г-на Швайкина, должны стать Геленджик, Анапа, Туапсе и Ейск, где сейчас создаются филиалы группы. Основу абонентской базы «МетроМакса» в регионах присутствия составляют юридические лица, однако при этом в группе отмечают, что «доля физических лиц становится всё больше».

Федеральный WiMAX-оператор «Престиж-Интернет» уже довольно давно присутствует на юге России — в 2006 году компания приобрела ростовского беспроводного провайдера «Скайтелеком». По данным «Престиж-Интернет», к середине текущего года абонентская база в Ростове превысила тысячу корпоративных клиентов, к концу 2009 года оператор рассчитывает увеличить базу в два с половиной раза. Компания имеет филиалы в Астрахани и Краснодаре, осенью запустила в коммерческую эксплуатацию сети в городах Ростовской области — Таганроге, Новочеркасске и Шахтах. Как и большинство WiMAX-провайдеров, «Престиж-Интернет» ориентируется прежде всего на корпоративный сектор. Так, в компании сообщили, что в конце октября был заключён договор на предоставление услуг доступа для новочеркасского филиала банка «Петрокоммерц», а в Таганроге первым абонентом стала сеть магазинов автомобильных запчастей «Драйвер». Кроме того, «Престиж-Интернет» объявил о планах запуска сетей и о намерении занять не менее четверти рынка беспроводного широкополосного доступа в трёх кубанских городах — Новороссийске, Армавире и Сочи.

Танцы на костях конкурентов

Хотя WiMAX-операторы сосредоточены на корпоративном секторе и занимают незначительную долю рынка, выход этих компаний в города «второго эшелона» можно считать первым признаком скорого рождения в регионе здоровой конкуренции. В большинстве средних и малых городов юга России на рынке услуг доступа сейчас безраздельно царит дочка «Связьинвеста» — Южная телекоммуникационная компания (ЮТК). Особняком стоят, пожалуй, только города Ростовской области, где услуги широкополосного и коммутируемого доступа предоставляет ещё и компания «ЦТС» (принадлежит «Комстар-ОТС»). Но о полноценной конкуренции даже и тут говорить не приходится: сети альтернативного оператора часто охватывают только часть территории городов.

Впрочем, и такой уровень конкуренции в регионе скорее исключение, чем правило. Немногочисленные небольшие альтернативные провайдеры в Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской и Волгоградской областях с момента зарождения рынка в конце 1990-х зависят от главного регионального оператора фиксированной связи — практически все компании для того, чтобы получить доступ к конечному пользователю, арендуют площадки для своего оборудования на телефонных станциях ЮТК. В последнее время этим компаниям всё труднее сдерживать натиск телефонного гиганта.

Показательна серия тянущихся два года судебных тяжб между ЮТК и рядом региональных провайдеров. Поводом для споров, в частности, стали тарифы на услугу инициации вызова, введённые в 2006 году Южной телекоммуникационной компанией по требованию закона о связи. Появление тарифов означало, что предоставлявшие услуги коммутируемого доступа (Dial-Up) провайдеры должны были отчислять ЮТК как телефонному оператору определённую сумму за каждый звонок на модемный пул. Для собственных подразделений ЮТК определила цену на оказание услуг инициирования вызова в размере трёх-четырёх копеек, в то время как для сторонних провайдеров была установлена максимально возможная согласно законодательству цена — 16 копеек. В Ставропольском крае, к примеру, такая политика доминирующей компании привела к тому, что альтернативные провайдеры были вынуждены поднять расценки на Dial-Up более чем в два раза, а цена доступа для абонентов ЮТК сохранилась на прежнем уровне. Итогом стало резкое сокращение абонентской базы альтернативных провайдеров. Как рассказывают в ставропольских компаниях «Ставинфолайн» и «Искра», загрузка модемных пулов в одночасье упала на 50–60%, в два раза сократилась выручка от продаж карт доступа.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, куда обратились с жалобой региональные провайдеры, предписало дочке «Связьинвеста» установить одинаковые тарифы для собственных подразделений и конкурентов, поскольку, как были убеждены антимонопольщики, ЮТК «злоупотребила доминирующим положением на рынке, действия компании были направлены на устранение конкурентов». Решения в пользу альтернативных провайдеров принимали управления ФАС в Астраханской и Волгоградской областях. Однако это, по большому счёту, не облегчило жизнь мелким компаниям. Последовали обжалования решений, судебные споры затянулись. Нередко всё это время оборудование альтернативных провайдеров оставалось отключённым от телефонных сетей, деятельность компаний была парализована. «Сейчас у нас работает собственная 40-километровая оптико-волоконная сеть в Армавире. Ещё до начала споров с ЮТК было предчувствие, что зависимость от оператора фиксированной связи рано или поздно закончится для провайдеров плачевно. Мы работали на базе мощностей ЮТК с 2000 года. Услуги Dial-Up и VoIP приносили 70 процентов выручки. После начала конфликта количество наших абонентов снизилось более чем в четыре раза, доходы упали пропорционально», — рассказывает Эдуард Чёрный, директор армавирской компании «Информационные технологии» (Краснодарский край). Так что сейчас в небольших городах относительно успешно продолжают работать провайдеры, успевшие создать альтернативную инфраструктуру.

Цифровое неравенство

Понять ЮТК, конечно, можно. Предоставление доступа в интернет — одна из самых быстрорастущих статей дохода компании. Так, в первые девять месяцев текущего года прибыль от предоставления услуг доступа, согласно данным компании, выросла на 62% в сравнении с показателями прошлого года. При этом межрегионального оператора нельзя обвинить в желании замедлить развитие интернета в глубинке — ЮТК, к примеру, участвует в программах подключения к глобальной сети сельских школ. Однако отсутствие реальной конкуренции в небольших городах приводит к очевидным последствиям — стоимость доступа для корпоративных и частных пользователей здесь может быть выше, чем в региональных центрах, а сам набор услуг — заметно ограничен.

Поэтому неудивительно, что сегодня небольшие города серьёзно отстают от региональных центров по уровню проникновения интернета. В прошлом году компания «Яндекс» опубликовала исследование «Развитие интернета в регионах России», где констатировалось: «Одна из основных особенностей распространения интернета в России — огромная разница между двумя столицами и регионами. Сегодня доля пользователей интернета в регионах в два с половиной раза ниже, чем в Москве (23 процента в регионах и 57 процентов в Москве). Кроме разницы между столицами и регионами, очень заметна разница между городами и остальной частью России. По данным международной исследовательской группы TNS, интернет используют около 40 процентов жителей городов с населением более 100 тысяч человек. Фактически это означает, что проникновение интернета в маленьких городах и деревнях существенно ниже 20 процентов». В исследовании приводятся данные на осень-зиму 2007 года, однако за год ситуация вряд ли заметно изменилась — для этого не было предпосылок.

Конечно, процент пользователей интернета — не главный фактор, влияющий на уровень жизни глубинки. Однако такое цифровое неравенство имеет множество долгосрочных последствий. К примеру, школьники и молодёжь в краевых и областных городах имеют меньше возможностей использовать интернет для образования — а это значит, что в дальнейшем на рынке труда им придётся труднее, чем их сверстникам из региональных столиц. Очевидно, что ситуацию может исправить в том числе появление в небольших городах новых альтернативных провайдеров, которые уже заметно повлияли на рынок в региональных центрах — к примеру, в Ростове стоимость доступа для физических лиц в течение последнего года снизилась как минимум на треть.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №29-30 (35) 24 ноября 2008
    Инвестиции
    Содержание:
    Реклама