Haima из Карачаево-Черкесии

Русский бизнес
Москва, 08.12.2008
«Эксперт Юг» №31-32 (37)
Автомобильная компания «Дервейс» (Derways), входящая в черкесскую ГК «Меркурий» и собирающая по лицензии китайский бренд Lifan, с июля следующего года перейдёт к полноузловой сборке ещё одного восточного бренда — Haima. Мощности производства составят 25 тысяч автомобилей в год, в 2009 году на заводе планируется собрать 3–4 тысячи седанов Haima 3

В 2002 году владельцы ГК «Меркурий», братья Хаджи-Мурат и Вячеслав Деревы, основали в Карачаево-Черкесии ООО «Автомобильная компания “Дервейс” (Derways)». Зимой 2003 года был собран первый ходовой макет автомобиля, а в январе 2004 года завод официально заработал. На основе китайских внедорожников завод стал выпускать под собственным брендом три модели: Derways Cowboy, Derways Aurora и Derways Shuttle (позже добавился пикап Plutus). В конце 2004 года завод вышел на мощность пять тысяч автомобилей в год.

Первое знакомство с Востоком

Продажи машин, судя по всему, не удовлетворяли собственников завода, и в 2007 году «Дервейс» заключил трёхстороннее соглашение с федеральным дистрибьютором ГК «Автомир» и китайским производителем Lifan. «Дервейс» обязался построить к 2009 году в Черкесске новые заводские площади и планировал собирать по лицензии 50 тысяч автомобилей Lifan в год методом сборки из SKD-комплектов (крупноузловая «отвёрточная» сборка) с переходом на полный цикл производства из сварки CKD-комплектов. А входящая в «Автомир» компания «Истерн» стала эксклюзивным дистрибьютором китайской марки в России. Сейчас завод собирает седан C-класса Lifan Breez и эту же модель с кузовом «хэтчбек». В Москве организован основной склад запасных деталей и аксессуаров, а в Черкесске — «оперативный» склад с гарантийными запчастями.

Как рассказал «Эксперту ЮГ» генеральный директор «Дервейс» Александр Романов, первая сборочная линия на новой площадке мощностью 25 тысяч машин в год была запущена в июле 2008 года. Правда, пока она работает далеко не на полную мощность: по итогам 10 месяцев 2008 года завод выпустил всего 5921 Lifan (в том числе 112 машин с кузовом «хэтчбек»). Как сообщает на своём сайте компания «Истерн», дистрибьютор за январь–октябрь этого года продал дилерам 4175 автомобилей Lifan, а дилеры, в свою очередь, реализовали за этот срок 3873 машины. Совсем не густо и произведённых «Дервейсом» на старой площадке внедорожников: их было собрано всего 237 штук (больше всего — 95 машин — пикапов Plutus). По данным «Эксперт ЮГ», компания может и вовсе потерять интерес к их сборке.

«Вторая сборочная линия (25 тысяч авто в год) сейчас монтируется, сварочная линия в настоящий момент упаковывается в Китае и будет отгружена в середине декабря, — говорит г-н Романов. — Трёхуровневый окрасочный цех общей площадью в 17,7 тысячи квадратных метров пока в нулевом цикле, стройка идёт, строймонтаж должен быть закончен к первому марта. Территория завода на сегодня составляет примерно 25 гектаров, производственно-складские и административно-бытовые помещения под крышей сейчас занимают примерно 43–46 тысяч квадратных метров».

Говорить о конкретных планах производства и продаж в 2009 году руководство «Дервейса» считает преждевременным. «Реально оценить ситуацию можно будет только примерно через полгода», — замечает Александр Романов. А между тем, компании уже есть чем похвастаться.

Под крылом китайской Mazda

«В июле 2009 года на заводe “Дервейс” начнётся сборка китайских автомобилей Haima (cтруктурное подразделение концерна FAW, являющееся CП c фирмой Mazda), — рассказал “Эксперту ЮГ” Сергей Булгаков, генеральный директор СП “Торговый дом «Дервейс-Венчур Авто»” (создано летом 2008 года АК “Дервейс” и американской корпорацией по производству автокомпонентов Venture Corp.). — Переговоры с Haima велись полтора года, на данный момент подписан пакет контрактов о поставке CKD, о лицензионном производстве на заводе до 25 тысяч автомобилей в год (будут собираться на второй линии, которую первоначально планировалось занять Lifan. — “Эксперт ЮГ”) и о дистрибуции готовых автомобилей через нашу компанию».

Для производства бренда во втором квартале 2009 года на завод будет поставлено специальное сварочное оборудование для сварки CKD (т. е. организации сборки полного цикла) стоимостью около 1,5 млн долларов. Сборка полного цикла даст компании возможность избежать высоких запретительных пошлин (не менее 5 тысяч евро) на ввоз SKD-комплектов. Технология окрасочного производства позволяет совместить окраску с Lifan. Китайский партнёр, по словам Сергея Булгакова, долго искал площадку для производства полного цикла; её-то и предложил ему карачаево-черкесский завод. В 2009 году на заводе, по оценке г-на Булгакова, будет выпущено 3–4 тысячи седанов Haima 3 стоимостью около 16 тысяч долларов. Сейчас ведутся переговоры по сборке на заводе и хэтчбеков, кроме того у Haima есть модель компакт-вэна, модели B и SUV-класса.

«На наш взгляд, Haima — это один из самых интересных и перспективных китайских брендов, — отмечает Сергей Булгаков. — Если российский авторынок не сильно уйдёт в кризис, то в 2009 году мы сможем собрать и больше четырёх тысяч машин — мощности это позволят. Мы уже проработали вопрос розничного сбыта, на сегодня у нас есть предварительные договорённости о сотрудничестве с более чем 50 дилерами, в том числе и с теми, кто уже работает с “Дервейс” по продажам одноимённых автомобилей».

Основными конкурентами Haima г-н Булгаков считает Chery, Hyun­dai и другие бренды в ценовом сегменте 14–20 тысяч долларов.

По оценке ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, с учётом того, что пошлины на ввоз иномарок в ближайшее время будут расти, а отечественные производители уже заявили о повышении цен, цена на Haima черкесской сборки кажется вполне конкурентоспособной.

«Haima давно и плодотворно сотрудничает с Mazda, и та модель, которую собираются производить на заводе “Дервейс”, — фактически аналог Mazda 3, — говорит г-н Баранов. — А Mazda пользуется у нас большим спросом. Если заводу “Дервейс” удастся обеспечить высокое качество при сравнительно невысокой цене, то он сможет реализовать заявленный для начала объём. Что касается восприятия рынком нового бренда, то у нас уже сложилась определённая группа потребителей, которая приобретает китайские машины. Думаю, что и эту марку она воспримет с интересом и будет её покупать».

«Мы попробуем начать торговлю Haima, но подходим к этому вопросу осторожно: для начала возьмём не более 5–10 штук, — сообщил “Эксперту ЮГ” заместитель начальника отдела продаж московского дилера “Торгмаш” (торгует в том числе Derways) Олег Булатов. — Перспективы у марки есть, но всё будет зависеть от организации работы завода. Если повторится ситуация с брендом “Дервейс”, на который с перебоями идут поставки запчастей, тогда судьба Haima на российском рынке окажется нелёгкой. Из всех, кто взялся продавать в России “китайцев”, нормально организовал свою работу только “Ред Драгон” (входит в ГК “Рольф”. — “Эксперт ЮГ”). Все остальные грешат одним и тем же: неадекватной ценой, проблемами с поставкой запчастей, малым ассортиментом и отсутствием сервиса». При решении этих вопросов продать заявленные 3–4 тысячи машин бренда Haima в следующем году на территории всей России будет вполне возможно, полагает г-н Булатов.

Дмитрий Баранов относит к сильным сторонам Haima многолетнее и плодотворное сотрудничество с Mazda, результатом которого стало приобретение китайской компанией огромного опыта в контроле качества продукции, управлении производством, исследовании и освоении новой продукции. Haima является одной из самых успешных автокомпаний в Китае, в 2007 году объём её производства и сбыта достиг 150 тысяч штук. К слабым сторонам, по мнению эксперта, всё-таки можно отнести китайское происхождение бренда.

«У нас сильно развито предубеждение против китайских товаров: мол, они не очень высокого качества, — говорит Дмитрий Баранов. — Конечно, это можно отнести не ко всем китайским товарам, но, тем не менее, продажи Haima 3, пусть и собранных у нас, это может затруднить. Дилеры марки должны делать упор на качество машины и её российскую сборку. Впрочем, отношение к китайским брендам разное, как и к автомобилям других стран. А значит, Haima и проект “Дервейс” имеют шансы на успех, бренд может занять определённую долю российского авторынка».

Наибольшим спросом, как полагает эксперт, в России могут пользоваться модели Haima 3 и семейный автомобиль A-класса Haima Family, основанный на базе Mazda 323.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№31-32 (37) 8 декабря 2008
Инвестпроекты
Содержание:
Реклама