Обогнали кризис

Тема недели
Москва, 08.12.2008
«Эксперт Юг» №31-32 (37)
«Эфко» запускает в Тамани завод спецжиров. Это позволит компании стать рыночным лидером в сегменте жировой продукции

Группа компаний «Эфко» запустила в эксплуатацию в Таманском порту завод по переработке пальмового масла и выпуску специализированных жиров мощностью 216 тысяч тонн в год. Завод является первой очередью портового производственно-логистического комплекса. Пуск второй очереди, включающей строительство глубоководного зернового терминала и элеватора, запланирован на осень 2009 года. Собственники утверждают, что успели завершить основные работы ещё до наступления кризиса. Ожидается, что расширение совокупных перерабатывающих мощностей до 516 тысяч тонн в столь специфическом сегменте выведет «Эфко» в единоличные отечественные лидеры отрасли по производству спецжиров и маргаринов.

Конфетка с начинкой

О проекте по строительству новых мощностей руководством «Эфко» было объявлено ещё в 2006 году, когда рыночная конъюнктура по производству спецжиров стала наиболее благоприятной, повысив рентабельность их выпуска (за счёт бурного роста кондитерской и молочной промышленности) до 15% (для сравнения, рентабельность маргарина — 5%). В частности, выпуск шоколадных изделий (по данным агентства «Информкондитер», это 45% всего кондитерского рынка России, 3,5 млрд долларов в денежном выражении), изготовленных с использованием спецжиров, в ближайшие годы прогнозировался на уровне от 10–11 до 37% от общего их объёма (в премиальном сегменте). Сегодня отечественная кондитерка производит порядка 281 тысячи тонн шоколада и шоколадных изделий в год.

В «Эфко» считают, что у спецжиров есть дополнительные преимущества. Они не только более рентабельны, чем простые маргарины, но и являются высокотехнологичными, «интеллектуальными» продуктами, которые трудно скопировать. Процесс производства заменителей различных жиров из растительного масла довольно сложен, состоит из многих стадий, а качество конечного продукта зависит от множества факторов, включая рецептуру, температурные режимы и т. д. Поэтому столь важным конкурентным преимуществом является не только «свежесть» оборудования и оригинальность рецептур, но и снижение логистических издержек при поставках сырья, что в случае строительства МЖК в порту является дополнительным плюсом. До сих пор тропические масла для производства спецжиров приходится возить через Украину, Новороссийск или Петербург, но их порты не приспособлены для перевалки и хранения такого сырья. Специализированный терминал в Тамани ликвидирует это «белое пятно».

В начале нынешнего года «Эфко», по собственным данным, контролировала 20% российского рынка спецжиров и маргарина (300 тысяч тонн в год), которые выпускались на заводе в Алексеевке (Белгородская область). По данным Масложирового союза РФ, приблизительно равные доли приходились на Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК, 19%) и «Солнечные продукты» («Солпро», входит в группу «Букет», 18,5%). Ещё 10% составляла импортная продукция (всего пару лет назад её доля превышала 40%), остальное производство распылено между мелкими производителями.

НМЖК даёт более сдержанные цифры: НМЖК — 17%, «Эфко» — 15%, «Солнечные продукты» — 13%, импортёры — 13%.

В настоящий момент ёмкость рынка спецжиров оценивается на уровне 1 млн тонн в год.

В том же 2006 году о наращивании своей «жировой» прослойки заявили холдинги «Солнечные продукты» и «Астон». Генеральный директор «Солпро» Сергей Иванов объявил об инвестировании 40 млн долларов в производство маргаринов и твёрдых жиров на базе Саратовского масложиркомбината (СМЖК), что должно было позволить холдингу уже в нынешнем году выпускать до 240 тысяч тонн маргаринов и спецжиров (почти четверть всего российского рынка). Однако пока СМЖК выпускает ровно половину от заявленного объёма.

Руководство «Астона» тоже намеревалось заняться осваиванием новых для себя рыночных ниш, предполагая выпускать спецжиры на своём заводе «Волшебный край» (Морозовск, Ростовская область). На этот раз речь шла уже о не менее чем 60 млн долларов. Но средства были отвлечены на более масштабные проекты модернизации Миллеровского МЭЗа и наращивания мощностей по выпуску подсолнечного масла на «Волшебном крае», поэтому на рынке спецжиров «Астон» так и не появился. О своих планах по наращиванию мощностей в последнее время заявляли и такие заметные игроки, как компании «Союз» и «Содружество».

При этом потребители утверждают, что хотя качество российских продуктов значительно повысилось за последние годы, но на повестке дня по-прежнему главная проблема местных производителей — нестабильность этого качества. Поэтому они предпочитают те компании, которые контролируют всю технологическую цепочку — от переработки семян масличных культур до производства. Как раз у «Эфко» всё в порядке и с собственными маслобойнями — в Белгородской области работает свой МЭЗ. К тому же владельцем блокирующего пакета акций холдинга является один из лидеров мирового масложирового рынка, транснациональная корпорация Bunge.

Морской жир

Самым дорогим — за счёт строительства дополнительных сооружений — проект вышел именно у «Эфко». По утверждению генерального директора холдинга Евгения Ляшенко, руководство ГЛ уже инвестировало в Тамань не менее 3 млрд рублей (более 100 млн долларов). Как заметил «Эксперту ЮГ» председатель совета директоров ООО «Эфко Пищевые продукты» (руководит жировыми активами холдинга) Павел Рыжих, «мы успели вложить большую часть средств до того, как начался кризис, фактически опередив его».

После выхода завода на проектную мощность «Эфко» сможет почти удвоить выпуск своей жировой продукции, отвоевав 30–35% отечественного рынка. При этом, похоже, не столько за счёт конкурентов, которые также растут в объёмах, но главным образом за счёт стремительно сокращающегося импорта и наращивания экспорта. К примеру, с 1999 года ввоз в Россию тропических масел из Малайзии и Индонезии (контролируют до 85% всего мирового производства пальмового масла) сократился с 70 до 10%. Кроме того, «Эфко» планирует расширять своё присутствие и на рынках СНГ и Евросоюза. По состоянию на начало текущего года компания занимала в Казахстане около 24% рынка, на Украине — 4% и в Молдове — около 7%. В самой компании полагают, что основные интересы «Эфко» связаны с рынком СНГ (Прибалтика, Казахстан, Украина), где, по её оценкам, потребляется 100–120 тысяч тонн спецжиров в месяц и куда планируется отправлять до 70% всей продукции холдинга. Так что без собственного морского терминала ну никак не обойтись.

  Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Ввод в эксплуатацию второй очереди портового производственно-логистического комплекса намечен на 2009 год. По утверждению г-на Ляшенко, в его состав также войдёт перевалочный терминал для жидких пищевых продуктов ёмкостью 30 тысяч тонн и пропускной способностью 700 тысяч тонн в год. Там же, в Тамани, «Эфко» планирует строить и глубоководный терминал с элеватором номинальной мощностью перевалки зерна до 250 тысяч тонн и годовой пропускной способностью до 5 млн тонн. Терминал сможет одновременно принимать зерно из железнодорожных вагонов и автомашин, мощность транспортёра отгрузки на морской транспорт — 2000 тонн в час.  

Общая стоимость «таманского проекта» «Эфко» до кризиса составляла примерно 200–220 млн долларов. Завод спецжиров «кризис опередил», однако возможно, что в связи с финансовыми проблемами терминальная часть проекта будет скорректирована.

Собственно, нечто подобное ожидалось и ранее. Не рассчитывая одолеть столь амбициозный проект собственными силами, ещё год назад руководство «Эфко» пыталось привлечь к его реализации своего акционера Bunge, однако транснационала предложение не заинтересовало: корпорация давно уже наладила отгрузки через глубоководный Новороссийск и вряд ли нуждалась в дополнительных затратах на порты.

Поэтому «Эфко» пришлось в качестве парт­нёра привлекать к строительству одного из главных своих рыночных конкурентов — «Солнечные продукты», которые согласились поучаствовать в проекте на условиях половинного участия в юрлице, занимающемся строительством зернового терминала.

По утверждению Сергея Иванова, финансировать проект теперь партнёры будут на паритетных началах. По его расчётам, в ближайшие годы Россия станет экспортировать не менее 20 млн тонн зерна в год, поэтому введение в эксплуатацию зернового терминала приобретает особую актуальность.

В настоящий момент, по словам Павла Рыжих, длинная эстакада у терминала ещё не готова, и принимать суда дедвейтом 40 тысяч тонн не может, но «двадцатитысячники» здесь грузиться уже в состоянии.

По мнению маркетолога ООО «НПО “Маргарон”» (один из основных игроков на рынке спецжиров) Аркадия Вайсберга, сотрудничество в строительстве терминала выгодно обеим компаниям, чтобы не конкурировать на и без того тесном рынке. По его словам, к «Солпро» таким образом могут отойти продажи, а у «Эфко» останется производственная часть, что приведёт к снижению издержек на фоне ожидаемого в 2009 году из-за кризиса падения спроса.

С другой стороны, только что пущенный завод может столкнуться с проблемой отсутствия сырья. К примеру, по утверждению главы Ассоциации производителей пальмового масла Индонезии Акмалудина Хасибуана, в текущем году экспорт пальмового масла из этой страны из-за мирового экономического кризиса снизится сразу на 1 млн тонн (с 14 до 13 млн тонн). При этом и Индонезия, и Малайзия уже подписали предварительное соглашение о координации поставок этой продукции, цена на которую стремительно снижается. Согласно данным главной мировой площадки, на которой ведётся торговля пальмовым маслом — Малайзийской фьючерсной биржи (BMD) — цены с начала марта по 27 октября 2008 года упали почти втрое. Кроме того, значительная часть «пальмы» уже сегодня уходит на производство более рентабельного биотоплива: его себестоимость составляет около 520 тысяч долларов за тонну, в то время как рыночная цена продукции оценивается в 700–720 тысяч долларов. Так что для производителей масла именно этот сегмент рынка оказывается всё более привлекательным.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№31-32 (37) 8 декабря 2008
Инвестпроекты
Содержание:
Реклама