Герои этого кризиса

26 января 2009, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Решение дать самим действующим лицам подвести итоги года, определиться с масштабом самого важного в их делах произросло из простого наблюдения: в нынешней ситуации главную роль играет личное понимание ситуации, в которой находится твоё дело. Либо ты знаешь, что нужно делать, либо нет — выбор довольно прост и бескомпромиссен. И самые ценные сегодня люди — это те, кто знает, что делать. По сути, сейчас именно они диктуют нынешней аморфной ситуации свои правила игры, они же и закладывают фундамент для следующего экономического цикла.

Яркая деталь нынешнего кризиса — возвращение собственников к оперативному управлению. Оно, к слову, сегодня повсеместно определяется как управление «в ручном режиме». Точнее не скажешь: всё, что происходит, в период кризиса, когда за точность прогнозирования отвечать никто не берётся, происходит здесь и сейчас. Это требует от менеджеров уникального сочетания — максимальной гибкости и максимальной же несгибаемости. Гибкости — оперативной, а несгибаемости — стратегической, задающей пределы гибкости. Чаще всего эти качества сочетаются в людях, которые в своё время создали бизнес, а потом отошли от оперативного управления. Но теперь на дворе снова время людей, задающих стандарты.

Экономические кризисы всегда влияют на так называемую «окольность производства». Как пишет Готфрид Хаберлер, один из главных теоретиков времён Великой депрессии, речь идёт о длине вертикальной структуры производства — то есть о том, через сколько стадий должен пройти вложенный рубль, прежде чем он в качестве товара дойдёт до потребителя. Можно, например, вспомнить лозунг группы «Юг Руси»: «От поля до прилавка». Мысль австрийского экономиста состоит в том, что, чем дешевле деньги, тем этот путь длиннее — бизнес сам инвестирует в удлинение цепочки. Но в какой-то момент обязательно обнаруживается, что путь к потребителю уже слишком долог. И вдруг возросшая цена денег показывает слабые звенья, от которых на пути к покупателю надо избавляться, делая этот путь короче. Нынешний кризис легче переносят те, кто был ближе к своему потребителю. Гибкость сейчас нужна для того, чтобы изыскивать способы находить потребителя везде, куда бы он в связи с изменениями предпочтений не вздумал скрыться — в более низкий ценовой сегмент или на смежный рынок.

Признаться, мы были даже несколько удивлены оптимистичностью суждений тех первых лиц, которым предложили высказаться. В их мнениях много общего.

Прежде всего: власть — что важно, региональная — признаётся на время кризиса одним из главных игроков большинства рынков — в качестве регулятора. Для нас был очень важен отклик на наш проект со стороны глав субъектов Южного округа и их готовность открыто говорить на самую больную для них тему. Если сравнивать с ситуацией октября-ноября, когда, казалось, руководители регионов просто не понимали, что им делать в условиях мирового кризиса, то нужно отметить: сегодня региональная власть уже вполне осознала свою регулирующую роль, стала ясно представлять реальные рычаги влияния на ситуацию, имеющиеся у неё в распоряжении. Высказывания губернаторов Ставрополья и Астраханской области, Валерия Гаевского и Александра Жилкина, публикуемые в номере, вполне подтверждают этот тезис. А главная мысль президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова о том, что, чем более самостоятельными будут сейчас регионы, тем легче они перенесут последствия финансового кризиса, максимально этот тезис заостряет.

Между тем и сами предприниматели говорят о том, что бизнесу сегодня нужна активная власть. Ни один наш собеседник не обошёл вопроса о том, как в нынешней ситуации меняется роль региональных властей. Большинство говорит о важности создания работающей эффективнее, чем раньше, системы госзаказов. Для этого её, правда, придётся сделать гораздо более доступной для широкого круга компаний. Другая роль власти, которую готов предложить ей бизнес, — роль посредника в переговорах заёмщиков с банками, поставщиков с сетями, потенциальных инноваторов с университетами и т. д. Здесь тоже, похоже, предстоит разработать новые стандарты.