Удержать ситуацию под контролем

Темпы прироста рынка лизинга на Юге упали в 4 раза. Лизинговые компании реагируют удорожанием услуг и увеличением первоначального взноса для новых клиентов. Со старыми приходится договариваться — вплоть до индивидуальных переговоров по реструктуризации задолженности

Итоги 2008 года для южного рынка лизинга, по нашим оценкам (мы опирались на данные компаний-участников рейтинга и учитывали деятельность тех, кто в него не вошёл), оказались следующими: объём нового бизнеса составил порядка 43 млрд руб­лей, 26 млрд из них — результат работы компаний в первом полугодии. Как мы и предполагали, показатели второго полугодия выглядят намного скромнее достижений первых шести месяцев (подробнее см. «Кризис дал нам по морде», «Эксперт Юг» № 31–32 за 2008 г.). По сравнению с 2007 годом темпы прироста нового бизнеса в ЮФО замедлились и составили около 25%, в то время как за первое полугодие они выросли более чем вдвое. Напомним, что в 2007 году этот показатель по сравнению с 2006 годом также вырос больше чем в 2 раза. В целом по России прирост нового бизнеса в 2008 году, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», составил 27,8%, что несколько больше, чем на Юге.

В прошедшем году южный рынок лизинга, как и российский в целом, столкнулся с проблемами, вызванными экономическим кризисом. Начавшись в финансовом секторе, кризис потянул за собой в первую очередь те виды деятельности, которые больше всего зависят от кредитных ресурсов. А в структуре финансирования лизинговых компаний заёмные средства традиционно занимают около 70%, остальное — это авансовые платежи и собственные средства, так что последствия очевидны. Кредитное сжатие привело к сокращению финансирования лизинговых компаний, и, как следствие, к падению темпов прироста объёмов нового бизнеса. В 2007 году — начале 2008 года лизинговые компании, на протяжении нескольких лет активно занимавшиеся просвещением потенциальных клиентов и популяризацией лизинговых услуг на Юге, наконец обрели долгожданный растущий платёжеспособный спрос, но ему суждено было быть недолгим. Кризис существенно изменил планы большинства потенциальных и реальных лизингополучателей, как, впрочем, и лизингодателей. Отток инвестиций, замораживание уже начатых инвестпроектов, сворачивание планов по замене оборудования и парков машин сокращают платёжеспособный спрос на услуги лизинговых компаний. А снижение курса национальной валюты по отношению к доллару и евро вносит свою лепту, когда лизингополучатели оказываются перед выбором между отечественными и импортными техникой, машинами и оборудованием. Не забудем и о том, что многие лизинговые компании, работающие в ЮФО, отмечали, что значительную часть их клиентов составляет малый бизнес, а он гораздо сильнее крупных, финансово устойчивых фирм почувствовал негативное влияние кризиса. Так что амбициозных планов на нынешний год игроки лизингового рынка не строят. Для многих сейчас целью становится элементарное выживание.

Взлёты и падения

В условиях кризиса существенные преимущества получают лизинговые компании с госучастием и дочерние структуры стабильных банков

В результате воздействия кризиса в нашем рейтинге произошли существенные изменения. Первую его строчку по итогам 2008 года заняла ГК «БИЗНЕС АЛЬЯНС», стремительно поднявшаяся с 69 места. В первом полугодии эта компания заключила сделку на поставку энергетического оборудования в Краснодарский край на сумму 5,25 млрд рублей, что и позволило ей стать лидером — и в первом полугодии, и по итогам всего года. По данным исследования Ассоциации «Рослизинг», сопоставимым выглядит объём нового бизнеса у ОАО «Росагролизинг» (5,8 млрд рублей). Лидер предыдущего года, «Лизинговая компания УРАЛСИБ», занимает второе место, а вот Europlan удержался на третьем — это единственная компания, которой удалось остаться на прежних позициях. Произошла перетасовка и среди остальных участников рейтинга: многие компании существенно улучшили свои позиции, у многих, наоборот, дела идут не лучшим образом. Так, например, компания «РМБ-ЛИЗИНГ» поднялась с 34-го на 13 место, «ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ» — с 62-го на 27-е, компания «РЕСО-Лизинг» переместилась с 14-й на 9 позицию. В текущем году список лидеров и занимаемые ими позиции ещё не раз изменятся.

Большинство игроков рынка лизинга уже в первой половине 2008 года не могли обслужить ещё росший тогда поток клиентов из-за проблем, связанных с дефицитом источников и сокращением объёмов финансирования; в конце года ситуация ещё более осложнилась. «У лизинговых компаний теперь меньше источников финансирования, — говорит генеральный директор ООО “Элемент Лизинг” Джеймс Хью Горхэм. — Кредиторы стали более консервативными. И даже если у них достаточно денег, они очень осторожно относятся к увеличению своего кредитного портфеля». Ответной реакцией со стороны лизинговых компаний в условиях кризиса стало ужесточение требований к лизингополучателям и прекращение региональной экспансии, наблюдавшейся на Юге несколько лет подряд. «В целом картина в ЮФО ничем не отличается от ситуации в стране в целом, — рассуждает руководитель Южного дивизиона ГК “Интерлизинг” Алексей Кореньков. — Снижается активность клиентов, ужесточаются требования, предъявляемые к потенциальным лизингополучателям со стороны лизинговых компаний; услуги лизинговых компаний существенно подорожали, многие из них столкнулись с проблемой привлечения ресурсов, что привело к сокращению предложения со стороны лизингодателей. Растёт уровень дебиторской задолженности, существенно увеличилось число дефолтов и судебных разбирательств. В целом ситуация вполне прогнозируема и во многом схожа с положением в банковском секторе». Стабильно на протяжении нескольких последних лет увеличивавшиеся темпы прироста и объёмов нового бизнеса, и портфелей, сопровождаемые выходом в ЮФО новых компаний, похоже, остались в прошлом. Под воздействием кризиса у лизинговых компаний наблюдается рост просроченных платежей — пусть и не все игроки открыто это признают. «С одной стороны резкий дефицит ресурсов, с другой — лавинообразный рост просрочек платежей», — характеризует влияние кризиса на рынок лизинга Юга генеральный директор группы компаний «Поволжский лизинговый центр» Василий Шевченко.

Позитив в негативе

Если ещё год назад, на этапе бурного роста, лизинговым компаниям порой просто не хватало времени и ресурсов на разработку систем управления рисками, автоматизацию бизнес-процессов, то сейчас они навёрстывают упущенное в экстренном режиме. В резко изменившихся условиях работы оперативно разрабатываются антикризисные программы и стратегии, меняются приоритеты, корректируются цели и задачи. Среди первоочередных мер — пересмотр оценки платёжеспособности потенциальных лизингополучателей и увеличение первоначального взноса. В «Поволжском лизинговом центре» сокращают затраты, проводят реструктуризацию инвестиционного (кредитного) портфеля, индивидуально работают с клиентами. В ООО «Элемент Лизинг» считают, что главное — сбалансировать активы и пассивы, сконцентрировать внимание на управлении издержками и определёнными расходами. В ГК «Интерлизинг» усиливают и развивают службу безопасности и юридический блок, активно работают с клиентами-неплательщиками, в том числе для того, чтобы находить совместное решение по выходу из сложных ситуаций (среди таких решений, например, реструктуризация лизинговых платежей, помощь в поиске покупателей техники). «Мы активно развиваем направление по реализации изъятой техники, — рассказывает Алексей Кореньков. — Проводим внутреннюю оптимизацию штата и бизнес-процессов». В компании ARVAL занимаются оптимизацией внутренних бизнес-процессов, контролем над издержками, пытаются скомпенсировать их за счёт внутренних резервов компании.

Большинство компаний изменили и маркетинговые стратегии. Многие отказались от планов экспансии. «Наша компания в новых условиях придерживается выжидательной позиции: в данный момент мы не стремимся увеличивать лизинговый портфель на Юге, — говорит начальник отдела лизинга ООО “Петроэнерголизинг” Валерия Федотова. — Работаем с надёжными партнёрами, с которыми сотрудничаем многие годы». Временно снизила активность в продвижении на Юге ГК «Интерлизинг». В то же время некоторые компании, например, ЗАО «Энерголизинг» и ARVAL, пока не меняют свои маркетинговые стратегии развития. В «Поволжском лизинговом центре» и вовсе признаются, что сейчас у компании как таковой стратегии попросту нет: главное — удержать ситуацию под контролем.

Кризис — серьёзное испытание для лизинговых компаний и выбранных ими стратегий. Одни проходят этот тест успешно, другим приходится что-то срочно менять. «Наша компания убедилась в том, что выбранный ранее курс оказался надёжным и безопасным в условиях кризиса, — говорит Валерия Федотова. — Избирательность в выборе клиентов, отраслей экономики помогла “Петроэнерголизингу” избежать убытков в связи с возросшей неплатёжеспособностью лизингополучателей, с чем столкнулись многие лизинговые компании, которые гнались за увеличением портфеля». Аналогичная ситуация складывается в ЗАО «Энерголизинг»: «Качественный портфель, созданный в прошлом, сегодня минимизирует риск неплатёжеспособности клиентов», — считает специалист экономического отдела компании Екатерина Растопчина.

Многие лизинговые компании извлекают положительный опыт из кризиса вне зависимости от того, адекватны или неадекватны оказались нынешнему положению дел стратегии, выбранные ими в докризисный период. «Отработаны механизмы ведения работы с претензиями, налажены механизмы решения проблемных ситуаций как путём переговоров, так и через суд, — рассуждает Алексей Кореньков. — Получен практический опыт в области уголовного права по экономическим вопросам. Скорректирована работа службы риск-менеджмента и службы безопасности в целях снижения рисков при заключении новых сделок». Ряд компаний пересматривает свои продуктовые линейки и целевые группы клиентов. «Мы разрабатываем новые виды сервисов, работаем над расширением продуктовой линейки и созданием специальных лизинговых предложений, учитывающих интересы различных групп наших клиентов, что особенно актуально в условиях, которые диктует изменившийся рынок», — говорит  генеральный директор ARVAL Сергей Дианин.

Умеренно пессимистический прогноз

С тем, что в ближайшие год-два темпы развития рынка лизинга на Юге снизятся, не спорит никто. В условиях кризиса существенные преимущества получают лизинговые компании с госучастием и дочерние структуры стабильных банков. Такие связи становятся как минимум гарантом выживания, как максимум — решающим конкурентным преимуществом и ресурсом передела рынка. Видение будущего рынка, тем не менее, у его игроков порой весьма различно, хотя и привязывается к общеэкономической конъюнктуре. «Скорее всего, в ближайший год роста на рынке лизинговых услуг не будет, — прогнозирует Алексей Кореньков. — Возможно, положительные тенденции обозначатся в строительном и дорожно-строительном секторе в связи с реализацией проекта “Сочи-2014”, однако говорить о том, что этот проект существенно повлияет на картину в целом, я бы не стал. Тенденции развития лизинга в течение ближайших двух лет будут напрямую зависеть от изменения экономической ситуации в стране». В умеренно пессимистических тонах видит будущее южного лизинга и Василий Шевченко: «Темпы развития отрасли — если она выживет — будут определяться общим положением дел в российской экономике. Преимуществом России, по сравнению с развитыми странами, в условиях кризиса являются значительные инвестиционные потребности». В том же русле рассуждает Джеймс Хью Горхэм: «Лизинг очень сильно зависит от кредитного рынка, а его судьба на данный момент крайне туманна. Поэтому прогнозировать какой-либо рост рынка лизинга в целом абсолютно бессмысленно». Более оптимистично оценивает ситуацию Сергей Дианин: «Темпы роста рынка лизинга в ЮФО, так же как и темпы роста рынка в целом, скорее всего, будут снижаться из-за сокращения возможностей финансирования и роста стоимости заёмных средств. С нашей точки зрения, в конце 2009 года рынок начнёт восстанавливаться».