Оплот стабильности, но не без дыр

Тема недели
Москва, 20.07.2009
«Эксперт Юг» №28-29 (67)

За последний год многим рынкам пришлось несладко прежде всего из-за падения потребительского спроса. К пищевой промышленности, по большому счёту, это не относится. Колебания спроса тут минимальные — и в этом значительное преимущество пищевиков, которое конвертируется ещё и в более стабильное кредитование. Уже после того, как на финансовом рынке грянул гром, крупные кредиты и кредитные линии получили компании «Евродон», «Ставропольский бройлер» и др. Результаты, которые показывает пищёвка в этом году, неровные — мясо, молоко, растительное масло, сыры, овощные консервы в приросте, а рыбная, колбасная продукция, пиво — в небольшом минусе. Но на фоне того, как идут дела в других отраслях, пищёвка — просто оплот стабильности.

В результате кризиса ряд инвестпроектов в южной перерабатывающей промышленности был остановлен. Так, группа «Тавр», крупнейший производитель колбасных изделий в ЮФО, заморозила проект строительства мощного современного мясоперерабатывающего завода в Ростовской области. Компания «Интерагросистемы» сдвинула на два года строительство предприятия по производству соков в Белореченском районе Краснодарского края. Эти решения объясняются снижением возможностей компаний по привлечению финансовых ресурсов. Однако есть и прямо противоположные примеры. Так, компания «Сады Придонья» (Волгоградская область) в первом полугодии увеличила продажи на 40% и планирует в ноябре вводить сразу три новые производственные линии — президент ОАО «НПГ “Сады Придонья”» Андрей Самохин считает, что компания сейчас не может удовлетворить и 40% спроса на свою продукцию. В июне компания «Фудлэнд» запустила реконструированный сыродельный завод «Семикаракорский» (Ростовская область) — предприятие утроило мощности по переработке и теперь сможет принять до половины производимого на Дону молока (250 тонн в сутки). В три раза увеличить мощности «Молочного комбината “Лабинский”» (Краснодарский край) и начать в ближайшее время строительство молокоперерабатывающего завода в Ростовской области намеревается ОАО «Юнимилк». Иными словами, живых масштабных проектов в южной пищёвке хватает. При этом не отклоняются от запланированного и южные инвестпроекты транснационалов — «Пепсико», «Нестле Кубань», Coca-Cola HBC Eurasia. Перерабатывающая промышленность, несмотря на отдельные неприятности, в ряду других на Юге выглядит сегодня едва ли не как главный поставщик хороших новостей.

Однако в целом благоприятная конъюнктура, особенно ценимая на фоне кризиса, предельно отчётливо выявляет проблемы, которые накапливались в перерабатывающей промышленности все последние годы. Сейчас главный вопрос в этой сфере — должно или не должно государство вмешиваться в отношения переработчиков, сырьевиков и торговли?

И если должно — то в какой мере? Попытки вмешательства, предпринимаемые в последние два года, были или неуклюжими, или популистскими. Например, власть начала фиксировать цены — в итоге перекосило всю производственную цепочку и крайними стали производители сырья. Если государство хочет влиять на цену, то должно позаботиться о том, чтобы в результате его действий крайними не становились те, кто занимается самым сложным на сегодняшний день делом — развитием сырьевой базы. Частично должен помочь разрабатываемый закон о торговле — хотя он, видимо, получится не таким жёстким по отношению к торговым сетям, как того хотелось бы аграриям.

Обеспеченность сырьём — ещё одна проблема, обострившаяся в пору кризиса. Южные производители молока признаются, что не могут конкурировать по цене с коллегами с Украины и из Белоруссии, потому что в этих странах созданы условия для развития сырьевой базы. Переработчики и торговцы за последние годы, пока спрос рос, привыкли по возможности дёшево покупать сырьё за рубежом — ведь вкладывать средства в создание сырьевой базы на Юге долго и дорого. Так, например, поступают производители плодоовощных консервов и соков. Однако после ослабления рубля импортное сырьё подорожало. Но и при сокращении рынка соков компания «Сады Придонья» растёт на 40% и не поспевает за спросом — потому что главным её ресурсом являются собственные уникальные сады, которые расширяются почти каждый год.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№28-29 (67) 20 июля 2009
Пищевая промышленность
Содержание:
Реклама