За рубеж невтерпёж

Тема недели
Москва, 20.07.2009
«Эксперт Юг» №28-29 (67)
Наступающий год может стать самым успешным для южных экспортёров подсолнечного масла

В сезоне 2008–2009 годов экспорт подсолнечного масла из России может достигнуть 820–850 тысяч тонн, что будет лучшим результатом для отечественных компаний за все пореформенные годы. Ведущими экспортёрами масла станут компании, работающие на юге России. Вместе с тем аналитики предсказывают изменения в структуре рынка, на котором из-за роста таможенных пошлин падает доля тропических масел и растёт доля продукции отечественных компаний.

Скачок экспорта

В текущем сельхозгоду одной из главных тенденций развития отечественной масложировой промышленности стал резкий рост экспортной составляющей российских компаний. Причинами были тренд на расширение производства биотоплива в Европе, сокращение посевных площадей под эфиромасличные культуры для пищевой отрасли и рекордные урожаи в СНГ. Кроме того, в первом полугодии 2009 года значительно увеличили импорт подсолнечного масла страны Северной Африки. Согласно таможенным декларациям, с января по июнь в страны Магриба и Египет было поставлено более 200 тысяч тонн масла, что почти вчетверо превышает прошлогодние показатели. Основными импортёрами масла — главным образом украинского и южнороссийского — стали Египет (145 тысяч тонн) и Алжир (более 50 тысяч тонн). В середине июля государственный оператор продовольственного рынка Египта FIHC объявил очередной тендер на закупку 15 тысяч тонн соевого и 15 тысяч тонн подсолнечного масла. Согласно условиям тендера, поставка закупленного масла должна осуществляться во второй половине августа.

Из портов Чёрного моря основные объёмы масел с начала года были отгружены в Турцию, Индию, Италию, Сирию. Причинами столь пристального внимания к причерноморскому маслу специалисты считают благоприятную конъюнктуру мировых цен на подсолнечное масло и снижение ценовой разницы с соевым маслом. Урожайность сои в Аргентине (основной поставщик этой продукции на мировом рынке) в нынешнем сезоне упала на 17%, а подсолнечника на 11%, что сразу же вызвало рост цен на сою и сделало восточноевропейское подсолнечное масло более конкурентоспособным.

По состоянию на начало года главными экспортёрами в России являлись ГК «Юг Руси» (более 43% от общего объ­ёма), «Международная зерновая компания» (25%), «Астон» (12%), главные перерабатывающие мощности которых находятся в ЮФО.

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), за первые четыре месяца масличного года (сентябрь — декабрь 2008 года) экспорт составил 266 тысяч тонн, побив предыдущий рекорд (196 тысяч тонн в 2006 году). А в декабре 2008 года было отгружено 124 тысячи тонн подсолнечного масла — рекорд ежемесячных отгрузок за всю историю экспорта. По прогнозу генерального директора ИКАРа Дмитрия Рылько, экспорт подсолнечного масла в этом сезоне (сентябрь 2008 года — август 2009 года) может составить 820–850 тысяч тонн, что станет самым успешным результатом для российского масличного экспорта.

В мае, по данным АЦ «СовЭкон», как практически и во всех предыдущих месяцах текущего сезона, был обновлён месячный рекордный показатель. При этом выпуск растительного масла впервые несколько увеличился по сравнению с апрелем. Рекордно высокий прирост производства в апреле-мае лишь частично был компенсирован экспортным оттоком растительного масла и масличных и снижением импорта. Впервые в текущем сезоне относительная степень насыщения рынка возросла, что, безусловно, усиливает давление на рынок.

Передел на внутреннем рынке

Производителям в этом сезоне также может здорово помочь введение с 1 июня импортной пошлины на тропические масла, что, по прогнозам, приведёт к двукратному падению ввоза этого вида сырья из Малайзии (до 420 тысяч тонн).

При этом ёмкость российского рынка в 3 млн тонн будет перераспределяться в ущерб импорту, который, по разным оценкам, сожмётся до 20–30%, увеличивая долю подсолнечного масла за счёт пальмового. По мнению аналитиков, кризис не оказывает серьёзного влияния на внутренний спрос, поскольку растительные масла широко применяются в производстве продуктов питания, в том числе майонеза и маргарина, а рафинированное растительное масло входит в потребительскую корзину подавляющего большинства россиян.

Отечественная пищевая промышленность будет переориентирована на закупки российского масла

В результате, к примеру, отечественная пищевая промышленность будет пере­ориентирована на закупки российского масла. В частности, руководство строящегося в Азовском районе завода по изготовлению чипсов компании «ПепсиКо» (ООО «Фрито Лей Мануфактуринг») уже заявило о заинтересованности в переводе производства с пальмового на местное подсолнечное масло. Ожидается, что при выходе предприятия на запланированную годовую мощность (50 тысяч тонн готовой продукции) ему потребуется порядка 15 тысяч тонн масла в год.

Рост экспорта и увеличение загрузки российских (в первую очередь южных) маслобоен в начале года привели к росту цен на сырое масло, однако повышение конкуренции на внутреннем рынке и насыщение его из-за обильного урожая в ближайшее время повлекут за собой снижение цен на конечную продукцию.

Как заметил «Эксперту ЮГ» исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов-младший, сезонный максимум цен на подсолнечное масло был пройден в феврале (28 тысяч рублей за тонну), вторая волна роста завершилась в мае (25,3 тысячи рублей). К концу сезона ожидается снижение цен на наливное и фасованное масло из-за ожидаемого сохранения негативных тенденций на мировом рынке растительных масел.

По расчётам BusinesStat, в этом году объём рынка в России ожидается на уровне 2,97 млн тонн (97 млрд рублей), и поделят его между собой главным образом производители, имеющие свои мощности в ЮФО — «Юг Руси», «Эфко», «Астон», «Солнечные продукты».

Рост конкуренции на внутреннем рынке между стремящимися занять освободившуюся нишу в пищевой промышленности также должен привести к снижению цен на прессовое масло в России до нынешнего августа. А стало быть, к началу следующего сезона стоит ожидать продолжения ценовых войн за «захват территории». Например, за контракт с заводом компании «ПепсиКо».

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№28-29 (67) 20 июля 2009
Пищевая промышленность
Содержание:
Реклама