«Реал» бросил якорь в Ростове

23 ноября 2009, 00:00
  Юг

11 ноября ООО «Реал-Гипер­маркет», входящее в METRO Group, открыло в Ростове-на-Дону гипермаркет, ставший пятым магазином группы в донской столице. Здесь уже действуют 2 центра оптовой торговли Metro Cash&Carry и 2 магазина бытовой техники и электроники Media Markt. Как сообщил на пресс-конференции перед открытием гипермаркета генеральный директор сети Real в России Антониу Баптишта, инвестиции в ростовский гипермаркет составили около 44 млн евро, из которых освоено около 32 млн; остальные средства будут направлены на развитие магазина после его открытия. Общая площадь объекта с парковкой — 39,55 тысячи кв. м, в том числе гипермаркета — 12,85 тысячи кв. м, торговой галереи бутиков — 6,3 тысячи кв. м. Товарный ассортимент — 35 тысяч наименований. Гипермаркет вошёл в состав торгово-развлекательного центра «Горизонт».

Губернатор Ростовской области Владимир Чуб, осмотрев полки и стеллажи магазина, сделал вывод о том, что в «Реале» пока недостаточно представлены донские товары пищевой группы — мясная, колбасная, молочная, винно-водочная продукция, напитки и рыба, а также товары для садоводства и огородничества.

Г-н Баптишта согласился, что «потенциал региона больше» и заверил, что руководство сети Real ведёт работу по поиску и привлечению региональных поставщиков не только в гипермаркеты, действующие на Юге, но и в целом в российскую сеть Real; это даст донским производителям возможность стать федеральными игроками. Сейчас в ассортименте ростовского гипермаркета около 700 артикулов местных производителей.

На церемонии открытия г-н Чуб напомнил, что гипермаркет построен в Ростове-на-Дону в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного между Ростовской областью и ООО «Реал-Гипермаркет» на международном экономическом форуме в Сочи в 2008 г. Согласно меморандуму, ООО «Реал-Гипермаркет» планировало построить три продовольственных гипермаркета в Ростове-на-Дону и создать как минимум 700 новых рабочих мест в ходе реализации инвестиционного проекта. Однако, как подчеркнул Владимир Чуб, строительство первого «Реала» пришлось на самое тяжёлое время кризиса, и тот факт, что инвестор не заморозил и не замедлил строительство, уже сам по себе значителен и говорит о серьёзности его намерений; поэтому донской губернатор выразил надежду, что планы инвестора пусть и с отсрочкой, но будут осуществлены.

По оценке Антониу Баптишты, потенциал Ростова-на-Дону позволяет METRO Group иметь здесь более одного гипермаркета, и теперь компания будет изучать ситуацию перед тем, как инвестировать в следующие объекты. Компания не ставит целью занять жёстко обозначенную долю ростовского розничного рынка.

Впрочем, заместитель директора по развитию компании Андрей Цвет сообщил, что решение о втором объекте уже принято, и сейчас рассматриваются четыре варианта его размещения в городе; конкретные участки г-н Цвет назвать отказался. По сведениям администрации Ростова, «Реалу» предложен участок в русле реки Темерник, где ранее размещался вещевой рынок и где с 2007 года ООО «Ростов Молл» планировало построить торгово-развлекательный центр площадью 100 тысяч кв. м.

Аналитики рынка считают планы «Реала» весьма смелыми и напоминают, что с началом кризиса в первую очередь были заморожены или отложены планы строительства именно гипермаркетов, хотя ещё накануне кризиса именно этот формат считался главным драйвером роста российского ритейла. Однако в кризисной ситуации гипермаркеты начали терять покупателей, почти половина начатых проектов были остановлены, перспективные планы — пересмотрены, тогда как дискаунтеры, которым обещали стагнацию, наоборот, получили новые шансы для активного развития. Анна Карева, директор по связям с общественностью и инвесторами X5 Retail Group, так пояснила поворот X5 к формату дискаунтера во время кризиса: «Гипермаркеты — это самые капиталоёмкие и долгоокупаемые проекты, и кризис, когда деньги стоят баснословно дорого, не лучшее время для их развития. Это огромные деньги, которые вы проплачиваете ещё до начала строительства — за землю, проект и прочее. Потом долго ждёте, пока получите все разрешения — иногда год и более. Потом год-полтора строите. Ещё год-полтора гипермаркету требуется на раскрутку, прежде чем вы начнёте получать от него положительный денежный поток, в отличие от дискаунтера, который начинает зарабатывать сразу за счёт цен и территориальной приближенности к покупателю». 

Тот факт, что «Реал» с проектированием, согласованием и строительством уложился всего в год с небольшим, игроки рынка считают феноменальным и объясняют это мощным административным ресурсом. По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Сергея Фильченкова, именно стратегическое партнёрство «Реала» с областной администрацией позволило компании получить значительные преференции, прежде всего, в сфере предоставления земельного участка под строительство на выгодных условиях, а также, возможно, в сфере налогообложения. «Планы по строительству сразу нескольких гипермаркетов сети мы связываем со стремлением компании обеспечить себе определённую долю на местном рынке, который в последнее время очень активно осваивается другими крупными операторами: “Ашаном”, X5, “О’Кей”, — считает г-н Фильченков. — Кроме того, все операторы сейчас ждут введения предусмотренных проектом Закона о торговле квот на присутствие крупных сетевых игроков на региональных рынках. Успеть занять свои 25 или 30 процентов смогут немногие. Тем не менее, мы полагаем, что магазины “Реал-Гипермаркета” могут быть востребованы в Ростове в силу, как минимум, недостаточного охвата ритейловыми сетями некоторых активно застраивающихся городских районов».