Пикник для провайдеров

Тема недели
Москва, 08.02.2010
«Эксперт Юг» №4-5 (93)
Главный тренд на рынке широкополосного доступа юга России на ближайшую перспективу — выравнивание цен и качества в крупных и так называемых «вторых» городах. Развиваясь в этом направлении, целый ряд телекоммуникационных компаний даже не заметили кризиса

Жители крупнейших южных городов уже почти не удивляются тому, что раз в 2–3 месяца в их многоквартирных домах появляются рабочие с дрелями-перфораторами и мотками кабеля: через сутки после их визита дом подключён к очередной сети широкополосного доступа в интернет. Нередко в спальных районах существует выбор между 2–3 провайдерами ШПД. Активное освоение региональных столиц компаниями-провайдерами продолжится — пока они остаются драйверами роста рынка даже в кризисных условиях. Однако в течение 2–3 лет резерв «миллионников» начнёт истощаться: настанет черёд малых городов — как следствие, глубинка станет выравниваться с региональными центрами по стоимости и качеству услуг широкополосного доступа.

Центры роста

Подразделения телекоммуникационных компаний, специализирующиеся на розничных продажах доступа в интернет, похоже, проскочили кризис, почти его не заметив. По крайней мере, это наблюдение справедливо для компаний, работающих в региональных центрах. Казалось, кризис напротив работал на провайдеров: горожане экономили на походах в кино, боулинг или кафе, но отказываться от скоростного интернета не стали. Некоторые из компаний и вовсе показали рекордный рост базы. Так, «Южная телекоммуникационная компания» сообщила о росте абонентской базы ШПД в регионах ЮФО в течение прошлого года на 53% — до 543 тысяч абонентов. В абсолютных показателях это около 188 тысяч новых подключений. Как рассказал коммерческий директор ЮТК Руслан Танашев, в нынешнем году компания рассчитывает направить на развитие сетей ШПД около трети от общего объёма инвестиций в 4,2 млрд рублей. В частности, оператор, традиционно делавший ставку на технологию ADSL, планирует развивать проект предоставления скоростного доступа по технологии FTTx («оптическое волокно до здания»). При этом в ЮТК ожидают сохранения положительной динамики подключений: в нынешнем году оператор планирует увеличить базу ещё на 36% — до 736 тысяч абонентов.

Данные, свидетельствующие о довольно быстром росте в течение года, есть и в отчётах других крупных операторов. «Вымпелком», строящий сети «оптоволокно до дома» в Ростове и соседнем Батайске, дорастил базу абонентов ШПД в этих городах до 19 тысяч абонентов. Около года назад база «Вымпелкома» насчитывала 5 тысяч абонентов, к маю прошлого года она увеличилась вдвое, к октябрю — втрое. При этом, как отметил в беседе с «Экспертом ЮГ» директор по развитию ШПД ростовского филиала «Вымпелкома» Александр Святец, компания рассчитывает как минимум сохранить темп роста базы в течение 2010 года. По оценке директора южного филиала компании «Комстар-Регионы» Михаила Монастырского, темпы роста абонентской базы ШПД в текущем году «должны превысить темпы 2009 года». Количество абонентов «Комстар-Регионы» в России в течение года выросло на 122 тысячи — до 400 тысяч. Абсолютный показатель роста в южных регионах в компании не приводят. По данным «Эксперта ЮГ», к январю услугами этого провайдера в Ростове и области, а также в Астрахани пользовались около 103 тысяч домохозяйств.

Кризис работал на провайдеров: горожане экономили на походах в кино, боулинг или кафе, но отказываться от скоростного интернета не стали

Истощающийся резерв

Несмотря на впечатляющие показатели роста широкополосных подключений, по уровню доступности и проникновения этой услуги крупные города ЮФО ещё отстают от Москвы и Петербурга. По данным компании «Комстар», к ноябрю прошлого года уровень проникновения в Краснодаре, Ростове и Таганроге составлял около 45%, в Астрахани — 40%, в Сочи — 35%. Примечательно, что при этом сохраняется заметная разница в стоимости услуг между городами. Так, в Краснодаре абонентская плата за безлимитные тарифы в среднем выше, чем в Ростове.

Впрочем, сохранившееся отставание региональных центров от столицы и уверенность провайдеров в продолжении роста вовсе не говорит о том, что новые абоненты — жители крупных городов — будут доставаться легко. Широкополосный доступ в центрах несколько лет назад развивался за счёт технологии ADSL — то есть каналом связи выступали телефонные провода. Фора была у компаний, имевших собственные телефонные сети, — ЮТК и ЦТС (в настоящее время филиал «Комстар-Регионов»). Данными о проникновении услуги ШПД среди телефонных абонентов компании не делятся. Однако, можно предположить, что этот ресурс для расширения базы в крупных городах в ближайшее время будет исчерпан — жители большинства телефонизированных домов уже подключились к сети. Косвенно об уменьшении потенциала ADSL говорит тот факт, что оба провайдера — ЮТК и ЦТС — стали вкладывать средства в строительство сетей «оптоволокно в дом» в районах, где они не обладают телефонной инфраструктурой. В нынешнем году ЮТК планирует подключить по технологии «оптическое волокно в дом» около полутора тысяч многоквартирных домов в Ростове и области. Стоимость проекта — около 232 млн рублей.

  Фото: Андрей Бойко
Фото: Андрей Бойко

Строительство новых сетей — затратный процесс, требующий умения договариваться с муниципальными властями, управляющими компаниями и собственниками домов. В итоге провайдеры будут тратить всё больше средств на подключение каждой новой тысячи абонентов в таких городах, как Ростов, Краснодар или Астрахань.

Ещё один резерв — участки городов, куда пока не дошёл ни один из провайдеров, также требуют повышенных затрат для организации доступа. Как правило, это районы малоэтажной застройки. Впрочем, и этот резерв будет выбираться в течение года. Например, по словам Александра Святеца, сейчас «Вымпелком» рассматривает возможность подключения к сети FTTB в Батайске домов, стоящих на отдалении от районов массовой застройки. Основная часть сети, охватившей по данным «Вымпелкома» 95% домов высотой более четырёх этажей, была построена в Батайске к осени прошлого года.

Неокученные площадки

На фоне региональных столиц неокученные города «второго эшелона» становятся для крупных операторов привлекательной площадкой для поддержания роста. Не исключено, что именно эти города станут главным полем для конкурентного сражения в ближайшие два-три года.

Ситуацию в большинстве малых городов со стороны абонентов хорошо обрисовывает комментарий, появившийся в прошлом году в блоге Дмитрия Медведева и вызвавший определённый резонанс. «Я живу в Краснодарском крае, и местные тарифы превышают все разумные пределы. На доходы среднестатистического жителя края невозможно получить доступ в интернет, позволяющий использовать современные его возможности, например, смотреть ваши видеообращения, — отметил в блоге ЖЖ-пользователь dankindi. — По сравнению с Москвой и Питером, доступность широкополосного интернета тут на уровне каменного века!»

Такая ситуация характерна не только для Краснодарского края, но и для почти всех территорий, удалённых от региональных центров. Доминирующее положение в южной глубинке традиционно занимает «Южная телекоммуникационная компания», имеющая необходимую для организации сетей доступа инфраструктуру. Относительно высокие цены — следствие отсутствия конкуренции.

Некоторые из телекоммуникационных компаний уже поспешили заявить о планах выхода в малые города. По замечанию Михаила Монастырского, рост абонентской базы «Комстар-Регионы» в ЮФО обеспечивался в прошлом году «в равной степени новыми подключениями в крупных городах — областных центрах, и в городах, имеющих важное региональное значение, но с небольшим количеством населения». «В планах компании — выход в новые города с населением от 100 тысяч человек. Таким образом, наше присутствие расширится до более 200 городов», — отмечает президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев. Сейчас «Комстар» присутствует в качестве провайдера в 69 российских городах. Правда, в компании пока не готовы назвать конкретный список городов Юга, выбранных для развития сети.

Впрочем, для стремительной экспансии в малые города провайдерам нужно будет преодолеть серьёзное препятствие — отсутствие собственных магистральных линий, соединяющих региональные центры и глубинку. Пока что рынок наиболее развит в городах, через которые проходят уже существующие магистральные линии. Например, находящийся примерно в 70 километрах от Ростова город Шахты, несколько лет назад считавшийся депрессивной территорией, в прошлом году сравнялся по уровню стоимости широкополосного доступа с донской столицей. Одна из причин этого — через город проходит магистральная линия «Москва — Ростов» одного из провайдеров. Источник в компании «Электро-Ком» пояснил «Эксперту ЮГ», что стоимость строительства или аренды магистральных веток является сегодня «одним из главных ограничителей для развития в регионах». Возможно, как раз по этой причине из южных городов «Электроком» присутствует кроме Ростова и Краснодара только в Волгодонске и Таганроге.

Цена строительства магистральных веток непостоянна — она зависит и от стоимости оборудования, и от лояльности муниципальных властей. Однако порядок затрат позволяет понять данные о стоимости строительства веток «Москва — Ростов». К примеру, по информации «Эксперта ЮГ», стоимость ветки длиной около 1350 километров, построенной для собственных нужд «Комстар-ОТС», составила 146 млн рублей. Не исключено, что первыми площадками для высадки федералов станут города, находящиеся между Ростовом и Краснодаром, — именно на этом направлении сейчас строятся несколько магистральных веток.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №4-5 (93) 8 февраля 2010
    Освоение глубинки
    Содержание:
    Пикник для провайдеров

    Главный тренд на рынке широкополосного доступа юга России на ближайшую перспективу — выравнивание цен и качества в крупных и так называемых «вторых» городах. Развиваясь в этом направлении, целый ряд телекоммуникационных компаний даже не заметили кризиса

    Реклама