Ядра с доработкой

Спецвыпуск
Москва, 27.09.2010
«Эксперт Юг» №37-38 (126)
Основная цель начавшегося очередного этапа обновления банками IT-платформ — автоматизация финансовых бизнес-процессов в целом. Несмотря на необходимые для этого значительные средства, крупные банки стали активнее обновлять программное обеспечение для усиления своих конкурентных позиций

Оживление на рынке внедрения обновлённых IT-платформ и программного обеспечения (ПО) в банковской сфере началось год назад. Середина 2009 года стала переломным моментом после кризисного затишья, когда новые IT-проекты в финансово-кредитных структурах практически не запускались, а запущенные замораживались или реализовывались с максимальным сокращением затрат.

В прошлом году банкам нужно было решать, как вести бизнес в изменившихся условиях, какие сегменты осваивать активнее, какие продукты развивать. А значит, какие IT-проекты воплощать. Основное, к чему стремились банки — завоевать новые конкурентные позиции на изменившемся поле игроков, вести прибыльный и надежный бизнес, для чего приходится повышать эффективность бизнес-процессов. По мнению участников рынка, больше всего проектов за год было реализовано в области внедрения автоматизированных банковских систем (АБС), систем информационной безопасности и дистанционного банковского обслуживания.

Курс на стандартизацию

Обновлять АБС банки во многом просто вынуждены в связи с требованиями законодательства и Центробанка, поскольку Банк России ввёл для них особые правила бухгалтерского учёта и отчётности, а постоянные изменения законодательства и правил учёта означают необходимость регулярных доработок программного обеспечения. Так, ввод нового плана счетов бухгалтерского учёта для банков в 1998 году стал переломным моментом в развитии рынка. Если до этого многие банки использовали в качестве АБС собственные разработки, то ввод нового плана счетов вынудил их перейти на промышленные АБС. К концу 2000-х наиболее популярными разработчиками АБС стали компании «Диасофт», R-Style, ЦФТ, «ПрограмБанк», «Инверсия», «ЮниСАБ», в крупных банках появились системы «Новая Афина», БИС и «Кворум».

И если в прошлом десятилетии в финансовых организациях нередко использовалось ПО от различных разработчиков, практически не сочетаемое между собой, то в последние несколько лет для большинства банков стало нормой сотрудничать с одной компанией-разработчиком. Именно сотрудничать, так как процесс этот имеет взаимный характер и не ограничивается поставкой ПО, а продолжается тестированием, обслуживанием и доработкой программного продукта. «Покупая у разработчика новую IT-платформу или ПО, — поясняет директор ростовского филиала Первого Республиканского банка Алексей Савенков, — кредитное учреждение изначально приобретает основное ядро, и далее в каждом банке к нему постепенно добавляется масса дополнительных опций, которые постоянно дорабатываются. При этом банк должен поставить правильную задачу разработчику, чтобы результат был более эффективным».

Реальные инновации

Инновации как нигде нужны в сфере финансовых IT-решений. Председатель правления группы компаний «Центр финансовых технологий» (ЦФТ) Андрей Висящев считает, что наиболее успешными будут банки, действующие в инновационном направлении, то есть умеющие быстро выводить на рынок новые решения и собирать обратную связь, чтобы оперативно корректировать финансовые продукты. При этом наиболее эффективен поиск проектов не чисто финансовых, а существующих на границе отраслей (банки — строительство, банки — торговля), на границе отношений клиента банка и клиентов клиента банка. В качестве примеров инновационных проектов Андрей Висящев приводит решения своей компании: «Те классические финансовые продукты, которые мы предлагаем сегодня, не отличают один банк от другого. Эффект синергии дают те проекты, которые находятся на связке финансовой части и промышленности, финансовой части и торговли. Яркий пример — связь финансовой системы с торговыми предприятиями, в частности проект сотрудничества ЦФТ и ритейлера “Золотая Корона — Денежные переводы”».

Но крупные российские или международные банки всё же используют IT-технологии не одной, а нескольких компаний-разработчиков. Например, BSGV использует и внедряет различные IT-решения российских и иностранных программистов. В 2006 году была внедрена автоматизированная банковская система «Дельта» на базе платформы Oracle, которая обеспечивает бóльшую безопасность и более гибка к изменениям. «Все IT-платформы и IT-решения в BSGV централизованные, — поясняет директор региональной дирекции BSGV по ЮФО Илья Саттаров,  за счёт этого происходит экономия денежных средств на их обслуживание. Sogecash Net — система электронного банкинга для корпоративных клиентов, а BSGV Direct позволяет частным клиентам банка бесплатно получать через интернет информацию о состоянии счёта и осуществлять переводы внутри банка, а также с высоким уровнем безопасности осуществлять операции со своими счетами, не выходя из офиса или дома в любой точке мира».

В ВТБ24 только основных технологических решений насчитывается четыре. В качестве АБС банк  внедряет программный продукт Profile от компании FIS, для решения фронтальных задач и в сфере CRM используется продукт TeamWorks компании Lombardi (в настоящий момент является частью IBM), система сбора проблемной задолженности реализована на базе продукта Siebel, а для хранения клиентской и аналитической информации используется решение компании «Терадата». «Основной принцип, которым банк руководствовался, принимая решения о внедрении этих систем, определяется масштабами бизнеса самого ВТБ24 и его позицией на рынке, — говорит старший вице-президент, директор департамента банковских технологий ВТБ24 Павел Гурин. — Во-первых, это обеспечение  возможности обработки большого объёма данных, что, собственно, и является технологическим преимуществом этих систем. Во-вторых, известность поставщиков решений, так как компании такого уровня уделяют большое внимание вопросам надёжности поставляемых ими решений, а также вопросам их поддержки».

Гибкие решения

В то же время и сами разработчики ПО предложили рынку своеобразный продукт-конструктор для банков, работающих с одним партнёром-разработчиком. Так, компания «Диа­софт» недавно вывела на рынок новое поколение программных продуктов FLEXTERA, реализованное на платформе JavaEE в соответствии с принципами сервисноориентированной архитектуры (SOA). Как пояснил вице-президент «Диа­софта» Дмитрий Зубарев, особенность инновационного решения состоит в том, что программные продукты FLEXTERA автоматизируют не отдельные операции, а сквозные бизнес-процессы банка. Открытая архитектура обеспечивает возможность лёгкой замены части функциональных блоков FLEXTERA компонентами стороннего производителя, а также встраивания элементов финансовой архитектуры в состав практически любых IT-ландшафтов. Поскольку эффективность банка в целом зависит от эффективности его бизнес-процессов, отличием следующего поколения банковских программных продуктов будет автоматизация именно бизнес-процессов, их компонентность и интегрированность. Тогда заказчики смогут инвестировать лишь в те продукты, которые им действительно необходимы для развития бизнеса, в зависимости от приоритетного именно для данного банка клиентского сегмента. В дальнейшем с помощью интеграции можно будет сформировать уже единое информационное пространство банка. В частности, можно будет выделить набор многократно используемых сервисов, и тогда информационная система станет более упорядоченной, позволит быстро выводить на рынок новые продукты, что сегодня является одним из способов завоевания конкурентных позиций на рынке.

Значительные конкурентные преимущества дает и гибкость IT-технологий. Банк, имеющий более широкие технологические возможности, быстрее реагирует на потребности рынка, более чётко следует пожеланиям клиентов. Скорость и качество исполнения практически любого действия, которое необходимо совершить для продажи клиенту интересного  продукта либо для его последующей поддержки, напрямую зависит от того, как это действие реализовано технологически. Банк, имеющий более быстрые технологии, быстрее и в бизнесе. Создавая гибкие конструкции в сфере IT, банк одновременно стремительно повышает гибкость и во всех других направлениях своей деятельности.

Сами банкиры уверены, что модификация производственного процесса рано или поздно окупается и в то же время позволяет банкам быть конкурентными. Н апример, в своём летнем интервью «Эксперту ЮГ» президент — председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов говорил, что банк полностью меняет свою IТ-платформу, чтобы соответствовать лучшим мировым и российским стандартам, быть технологически современным. Замена IТ-платформы требует серьёзных инвестиций, но внедрение новых сервисов позволяет улучшить качество работы с клиентами, сокращая время обслуживания почти в два раза. Как уточнил Павел Гурин, ВТБ24 находится на этапе внедрения новых технологий, завершение реструктуризации технологической платформы планируется на 2012–2014 годы. Учитывая объёмы бизнеса банка, основной задачей его  IT-блока является поддержка бесперебойной работы продаж и сервисных функций. Этому посвящены действия ВТБ24 по выбору и внедрению новых платформ и решений. При этом расходы на реализованные решения реально не сопоставимы с тем финансовым результатом, который получает банк, эксплуатируя эти системы в своей деятельности. Без реализации технологических планов финансовый результат банка может быть вообще не достигнут, а в случае успешного осуществления поставленных задач окупаемость обновленных IT-платформ составит не более года-двух.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№37-38 (126) 27 сентября 2010
Сочинский форум
Содержание:
Инфраструктура снизу

Сочинский инвестиционный форум показал, что субъекты юга России постепенно вырабатывают общие посткризисные решения, позволяющие максимально эффективно продавать потенциал региона. В массовом порядке они теперь предлагают инвесторам разного рода индустриальные парки, кластеры и промзоны

Реклама