Задел энергоэффективности

На юге России бизнес и власть в русле курса на модернизацию уже год пытаются решить проблему энергоэффективности экономики. На практике же энергосбережением пока пробуют заниматься только сами энергетики и крупные промпредприятия

Фото: STAVINFO.NET
Проблему энергоэффективности на Юге первыми стали решать сами же энергетики, например, крупнейший объект генерации Ставрополья — Невинномысская ГРЭС

Более полутора лет назад был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года, который создал правовые, экономические и организационные основы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в стране. В конце прошлого октября на заседании правительства РФ была представлена к рассмотрению государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года. Суть её в том, чтобы местные власти начали принимать реальные и действенные меры, цель которых — стимулировать потребителей к установкам приборов учёта газо-, водо-, тепло- и энергопотребления.

В чём государственный интерес

В правительстве полагают, что необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности России являются обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики и удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.

Россия располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объёмах это 403 млн тонн условного топлива. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года прирост производства первичной энергии в 2008–2020 годах, рассчитанный на уровне 244–270 млн тонн условного топлива. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

Основной задачей государственной программы энергосбережения является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления за счёт запуска механизмов стимулирования энергосбережения, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.

Задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоёмкости ВВП к 2020 году на 40% (к уровню 2007 года) не может быть решена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и расчётами экспертов, за счёт структурных преобразований в экономике к этому сроку прогнозируется снижение энергоёмкости ВВП на 26,5%. А организационно-технические мероприятия должны за тот же период снизить энергоёмкость ВВП ещё на 13,5%, что в сумме с эффектом от структурных преобразований составит необходимые 40%.

Реализация программы предусматривается в два этапа: 2010–2015 и 2016–2020 годы. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы является снижение энергоёмкости ВВП за счёт реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 году в объёме 85 млн тонн условного топлива. На втором этапе — соответственно 13,5% и 170–180 млн тонн.

Эхо на местах

Однако исполнительные власти на местах пока мало что сделали в отношении энергосбережения.

По признанию заместителя руководителя департамента по вопросам ТЭК администрации Краснодарского края Игоря Баракова, за время существования ФЗ № 261 дело по его осуществлению практически не продвинулось. Бизнес слабо реагирует на призывы властей, не желая нести дополнительных затрат. А властям пока даже не удалось убедить предпринимателей начать широкую кампанию установки приборов учёта газа. Так что примеры энергоэффективности в основном  подают сами энергетики, проводя реконструкцию своих генерирующих мощностей с учётом сокращения будущих затрат на производство одного киловатта в час и повышения рентабельности бизнеса.

Как сообщили «Эксперту ЮГ» в администрации Ростовской области, на реализацию программы энергосбережения до 2020 года планируется направить 1,8 млрд рублей из местного бюджета. В ближайшие два года донские власти намерены выделить 365 млн рублей на мониторинг всех административных зданий, оснащение их приборами учёта, замену в местах общего пользования обычных ламп на энергосберегающие, что, по замыслу руководства, должно дать 3% экономии энергии к уровню 2010 года. В то же время в донском министерстве ЖКХ считают, что к 2020 году будет сложно оснастить население и предприятия 730 тысячами приборов учёта газа. Областные власти также жалуются на пассивность бизнеса, не спешащего внедрять достаточно затратные энергосберегающие технологии.

По словам руководителя департамента по вопросам ТЭК администрации Краснодарского края Вадима Лукоянова, в регионе с 2006 года действовала целевая программа «Энергосбережение в Краснодарском крае на 2006-2010 годы», в рамках которой на энергосберегающие мероприятия было направлено более 1 млрд рублей. По утверждению г-на Лукоянова, на Кубани и в дальнейшем станет действовать собственная «долгосрочная программа энергосбережения, в рамках которой будут применены все самые современные методы и инструменты сбережения энергетических ресурсов, соответствующие самым высоким мировым стандартам». В соответствии с ней, все объекты государственной и муниципальной собственности должны быть оборудованы приборами учёта воды, газа, тепловой и электрической энергии до 2011 года, а все жилые дома — до 2012 года.

Реакция бизнеса

В конце ноября руководство ООО «Газпром энергохолдинг» (управляет ОГК-6 с Новочеркасской ГРЭС и ОГК-2 со Ставропольской ГРЭС) приняло концепцию технической политики, согласно которой на генерирующих предприятиях компании будет проведено техническое перевооружение, что позволит снизить средний удельный расход топлива с 335 гут/кВт·ч (показатель 2008 года) до 300 гут/кВт·ч к 2020 году и 270 гут/кВт·ч к 2030 году.

В частности, на Новочеркасской ГРЭС после модернизации был введён в промышленную эксплуатацию энергоблок № 7, позволяющий значительно сократить удельный расход тепла на турбоустановку, одновременно диверсифицировав топливный баланс. Кроме того, новая паровая турбина позволит увеличить ресурс работы блока на 200 тысяч часов, или 20–25 лет. По утверждению генерального директора НчГРЭС Владимира Лукьянова, это даст возможность при номинальной нагрузке сэкономить 45 г условного топлива на один кВт·ч, а по итогам года экономия составит 75 тысяч тонн условного топлива или около 100 тысяч тонн угля (1530 вагонов). Это откроет руководству станции перспективу экономии не менее 5 млн долларов (около 140–155 млн рублей) в год, или 10% от общей стоимости программы модернизации энергоблока № 7 (1,5 млрд рублей). Таким образом, за 10–12 лет собственники рассчитывают окупить затраты на ввод блока в эксплуатацию.

Кроме того, в Новочеркасске начался другой масштабный пилотный инновационный проект строительства энергоблока № 9, работающего по технологии «циркулирующий кипящий слой». Сжигание в котле низкореакционных углей при одновременном повышении КПД блока до 40% позволит НчГРЭС экономить ещё 120–130 тысяч тонн угля в год и до 3,5 млн долларов.

На аналогичную экономию рассчитывают и на Невинномысской ГРЭС (входит в ОАО «Энел ОГК-5»), где началась реализация инвестпроекта строительства парогазовой установки ПГУ-410 на энергоблоке № 14 (стоимость проекта 400 млн евро). По утверждению директора международного управления компании Enel Карло Тамбури, ввод ПГУ в эксплуатацию позволит не только увеличить установленную электрическую мощность Невинномысской ГРЭС на 80 МВт при выведении из эксплуатации 330 МВт неэффективных мощностей, но и получить экономию расхода условного топлива около 25 тонн в час.

По пути модернизации в пользу энергоэффективности уже пошли и некоторые представители среднего регионального бизнеса. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в управлении Северо-Кавказской железной дороги, в прошлом году инвестиции в реализацию программы внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте на предприятиях СКЖД превысили 95 млн рублей.

Агрохолдинг «Астон» по итогам 2010 года стал лауреатом национальной премии «Компания года» в номинации «За внедрение энергосберегающих и экологически эффективных технологий». Главная причина такого решения — пуск в нынешнем мае на миллеровской маслобойне «Астона» ТЭЦ, работающей на лузге подсолнечника, оболочке сои, соломе и ином растительном сырье. Мощность ТЭЦ составляет 50 тонн технологического пара и 6,5 МВт электроэнергии в час. По утверждению гендиректора ОАО «Астон» Вадима Викулова, стоимость подобной электроэнергии не превышает 70 копеек за кВт, теплоэнергии — 150 рублей за Гкал, что в несколько раз ниже действующих тарифов на потребление традиционной тепловой и электрической энергии. По словам г-на Викулова, построив в Миллерове новый завод с такой ТЭЦ, «Астон» сократил издержки по переработке масличных практически до нуля. Подобную энергоустановку руководство холдинга намерено запустить и на своей маслобойне «Волшебный край» в Морозовске.

За «зелёной» энергоэффективностью погнался и транснациональный гигант PepsiCo, открывший в Азове летом прошлого года свой завод по производству продуктов питания. Как сообщил «Эксперту ЮГ» генеральный менеджер по продуктам питания компании PepsiCo Восточная Европа Марк Шрёдер, на заводе применён ряд технологий, позволяющих экономить до 30% газа, тепло- и электроэнергии, воды. К примеру, вторичное тепло компрессорной станции используется для отопления котельной, установлены только светодиодные лампы, отводящиеся от печи фритюра газы направляются на подогрев воды. На предприятии размещены резервуары для сбора дождевой воды, использующейся при мойке картофеля, поливе территории, уборке помещений и пр. Сколько именно в деньгах компания планирует сэкономить на внедрении этих технологий, пока не подсчитано, но то, что рентабельность продукции завода станет гораздо выше, очевидно.

Пока это лишь единичные примеры использования энергоэффективных тех­но­логий крупным и средним бизнесом. В массе своей он скорее инертен. Тем более ещё не готов к масштабным инвестициям в энергосбережение малый бизнес. Возможно, новые энерготарифы 2011 года заставят предпринимателей более активно заняться этими вопросами.

С другой стороны, государство провозгласило намерение возмещать из бюджета бизнесу до 30% затрат на выпуск энергосберегающего оборудования, предоставлять субсидии по возмещению части затрат на его приобретение и ряд иных преференций, но, по признанию самих предпринимателей, у них пока ещё нет понимания механизма возврата инвестиций в энергосберегающие программы. Надо полагать, пока бизнесу не будут предоставлены чёткие гарантии этих преференций, ожидать активных вложений в энерго­сбережение бессмысленно.