Подкачка перед IPO?

Русский бизнес
Москва, 11.07.2011
«Эксперт Юг» №26-27 (166)
Антимонопольные органы России и Украины согласовали сделку по приобретению агропромышленной группой «Юг Руси» находящихся в Белгородской области маслоэкстракционных активов WJ Group. Теоретически наращивание активов — это хорошая новость для компании, которая собралась на биржу

Фото из архива «Эксперта Юг»

Помимо Валуйского и Чернянского заводов растительных масел в Белгородской области, группе «Юг Руси» от WJ Group достанется и бренд «Милора». Аналитики определяют сумму сделки примерно в 85 млн долларов. Таким образом, южнороссийский холдинг увеличит свою долю на российском рынке бутилированного масла, по разным данным, на 3–7%, вплотную приблизившись к порогу «доминирующего положения».

Неудача транснационала

Ещё несколько лет назад перспективы развития WJ Group на рынке подсолнечного масла России были самыми радужными. Компания заявила о модернизации своего Валуйского комбината растительных масел (ВКРМ) до мощности в 18 млн литров в месяц. Вывела на рынок новый бренд высокоолеинового масла «Рацио», рассчитывая не только начать его продажи в традиционных для себя регионах — Сибири и Поволжье, но и выйти на рынки юга России. Были планы строительства маслоэкстракционного завода мощностью переработки 1200 тонн маслосемян в сутки на территории принадлежащего WJ Group Херсонского комбината хлебопродуктов.

Однако экономический кризис внёс серьёзные коррективы в стратегию компании. В её руководстве обнаружились явные противоречия, выразившиеся в том, что один из акционеров, Джозеф Вайс, попытался продать принадлежавшие ему 40% акций WJ Group воронежской инвесткомпании «Центринвест групп». Разногласия в менеджменте вылились в длительные судебные дебаты, и сейчас конфликт ещё не окончен. Основным собственником компании на данный момент является её президент Юрий Друккер — он и Вайс владели по 40% акций, ещё 20% было у Дэвида Холперда.

Планы строительства в Херсоне остались неосуществлёнными из-за кризиса и сложностей с возвратом экспортного НДС. Модернизация ВКРМ в полной мере не была реализована: вместо 18 млн литров в месяц сегодня речь идёт о совокупных мощностях Валуек и Чернянки не более чем в 15 млн литров. Даже основная маслобойня компании — Валуйский КРМ — после полученной в 2008 году прибыли в 887 тысяч рублей завершила 2009 год с убытком в 12,7 млн рублей.

Параллельно из источников, близких к руководству WJ Group, пошли слухи о том, что менеджмент группы вообще предполагает выйти из масложирового и зернового бизнеса и уже направил предложение о продаже своих мощностей и основных брендов трём крупным западным игрокам. В качестве возможных покупателей рассматривался и «Юг Руси». Официально эти слухи руководство WJ Group не подтверждало, но в прошлом году, когда основные рыночные игроки после сбора урожая были заняты поиском сырья для своих маслобоен, представители группы вели себя крайне пассивно и практически не принимали участия в заготовке семечки. Как сообщила «Эксперту ЮГ» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Кугучина, «из-за сложностей с закупкой сырья почти весь сезон простоял Чернянский завод растительных масел и часто останавливался Валуйский КРМ».

Круг претендентов

Интересно, что никто из пресловутых «трёх крупных западных игроков» (несложно догадаться, что речь идёт об уже присутствующих на российском рынке АПК крупных зарубежных операторах — Cargill, Bunge и Glenkor) особой заинтересованности в приобретении активов WJ Group не проявил. У Cargill (торговая марка «Санни Голд») есть свой Ефремовский глюкозо-паточный комбинат в Тульской области, а недавно руководство холдинга заявило о начале реализации проекта строительства в Волгоградской области завода мощностью переработки 580 тысяч тонн маслосемян в год.

Bunge (брэнд «Олейна») достаточно долго пытался развивать совместный масложировой бизнес с компанией ЭФКО (маслобойня и завод спецжиров в Алексеевке Белгородской области, бренды «Слобода» и Altero), но год назад отказался от сотрудничества, сосредоточившись на более выгодном до введения эмбарго зернотрейдинге. Glenkor также предпочитает зерновой трейдинг, не связываясь с маслопереработкой.

Так что «Юг Руси» оказался «роялем в кустах». Группа несколько лет назад уже скупила перерабатывающие активы одного из своих главных конкурентов — холдинга «Русагро» (Аннинский и Лискинский маслоэкстракционные заводы в Воронежской области, Краснодарская, Кропоткинская и Лабинская маслобойни на Кубани). В мае Федеральная антимонопольная служба РФ разрешила ростовскому ООО «Юг агролизинг», входящему в группу, приобрести Валуйский и Чернянский заводы, а также получить контроль в белгородском Уразовском элеваторе (база для хранения сырья ВКРМ) и двух торговых компаниях — ООО «Зерно юнион» и ООО «Торговый дом Дабл.Ю.Джей СНГ» (головная компания WJ Group в России). Обе стороны отказываются от комментариев по сделке.

Отвлекающий манёвр

Ряд аналитиков высказывал предположение, что «Юг Руси» скупил активы одного конкурента, чтобы не пустить в Россию другого — входящего в число лидеров зернового и масличного украинского рынка Kernel Holding. Украинцы перерабатывают на своих заводах 2,2 млн тонн маслосемян в год и уже консолидировали 35% своего рынка бутилированного масла с брендами «Щедрый Дар», «Стожар», «Чумак Домашняя», «Чумак Золота».

В марте одна из польских газет писала, что представители Kernel Holding предлагали руководству WJ Group порядка 70 млн долларов за их маслобойни. По версии этих аналитиков, «Юг Руси» предложил г-ну Друккеру больше, только чтобы закрыть рынок для более мощного конкурента. Однако такой вариант представляется маловероятным, так как ни одной крупной украинской компании в сфере АПК так и не удалось закрепиться в этом сегменте российского рынка. В 2004 году украинская компания КМТ приобрела 50 процентов акций Ставропольского масложиркомбината, намереваясь инвестировать в него 10–15 млн долларов и нарастить производство втрое, но уже через полгода вышла из состава акционеров. Представители рынка заявляли, что украинцы не смогли оценить конкуренции на юге России и включиться в борьбу за сырьё. В итоге СМЖК был куплен Русской масложировой компанией.

Исполнительный директор компании «СовЭкон» Андрей Сизов-младший назвал несерьёзной версию покупки активов WJ Group донским агросоюзом из опасения выхода на рынок Kernel Holding. По его мнению, последние два года показали, что «рынок консолидируется и вымывает более слабых игроков», а «Югу Руси» с его долей рынка нечего бояться конкуренции со стороны Украины. С куда большим основанием, полагает г-н Сизов, агросоюзу следовало бы опасаться такого мощного транснационального игрока, как американская корпорация АDM, которая давно уже присматривается к российскому рынку. Как раз АDM несколько лет назад фигурировала в качестве возможного претендента на перерабатывающие мощности WJ Group.

Эффект от сделки

Самый большой плюс от проведённой «Югом Руси» сделки состоит в том, что значительное увеличение капитализации компании должно привлечь к ней больший интерес на Лондонской фондовой бирже. В конце прошлого года в прессу просочились данные о намерении менеджмента агросоюза выйти туда на IPO в 2011 году. Впрочем, никакой более конкретной информации с тех пор так и не появилось.

Ещё одним плюсом должен стать выход в регион, где до этого продукция «Юга Руси» не была представлена — Белгородскую область. По мнению Ирины Кугучиной, агросоюзу популярная в регионе торговая марка «Милора» нужна именно для того, чтобы расширить свою дистрибьюторскую сеть в «чужих владениях». «Учитывая наличие стратегических планов компании по сохранению и укреплению лидерства на рынке готовой продукции, сделки M&A выглядят вполне логично, — говорит аналитик УК “Финам Менеджмент” Максим Клягин. — Компания не только расширяет производственные мощности, которые, вполне вероятно, планирует обеспечивать за счёт собственной сырьевой базы и контрактовки дополнительных объёмов семечки на рынке, но и решает задачу усиления портфеля брендов и экспансии на новые локальные рынки».

Третий плюс касается наращивания доли «Юга Руси» на рынке бутилированного масла. До приобретения активов WJ Group агросоюз был здесь безусловным лидером с долей фасовки на начало года, по различным оценкам, от 29,5 до 31%. Ближайший конкурент — компания Bunge с брендами «Олейна» и Ideal и долей в 13,7%. Согласно различным экспертным оценкам, на долю пяти крупнейших профильных компаний приходится около 65–75% рынка готовой продукции.

Теперь в копилку «Юга Руси» добавится ещё 2,7% «Милоры» и «Раздолья» (по другим данным, 6,5% «Милоры» и 1% «Раздолья»). По оценке Максима Клягина, «поглощение активов WJ добавит около пяти процентов к занимаемой компанией доле рынка. Их развитие, несомненно, может потребовать существенных дополнительных инвестиций». Совокупно это даст «Югу Руси» почти треть отечественного рынка фасовки. Но если ФАС разрешила сделку, то, стало быть, «доминирующее положение» агросоюзу пока не угрожает.

К минусам сделки стоит отнести изношенные мощности купленных маслобоен, потребность в значительных средствах на обеспечение их сырьём и на поддержку брендов. К примеру, приобретение старых маслоперерабатывающих активов «Русагро» потребовало существенных затрат на поддержание их в работоспособном состоянии и разграничение сфер влияния — расположенные по соседству под Воронежем Аннинский и Лискинский МЭЗы поневоле конкурировали друг с другом на одной территории. Валуйки и Чернянка могут пойти по тому же пути. Кроме того, выход в Белгородскую область столкнёт «Юг Руси» с жёсткой конкуренцией со стороны ещё одного крупного игрока — ЭФКО (6% рынка), который не позволяет агросоюзу расслабиться в Воронежской области.

Впрочем, аналитики в один голос предсказывают в текущем году рекордный урожай масличных из-за того, что зерновое эмбарго сподвигло крестьян расширять посевные площади под подсолнечник. По прогнозам Андрея Сизова-младшего, в 2011 году масличными будет засеяно 7,25 млн га, что позволит собрать порядка 7,3–7,5 млн тонн маслосемян с учётом рапса, сои, горчицы, льна (в 2009–10 году — 5,3 млн тонн). Это значит, что накал конкурентной борьбы за сырьё снизится, а простаивающие мощности в этом сезоне будут дозагружены.    

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №26-27 (166) 11 июля 2011
    Торговля
    Содержание:
    Ритейл атакует вторым фронтом

    Появление в небольших городах мультибрендовых торгово-развлекательных центров (ТРЦ) — одна из самых заметных послекризисных тенденций на рынке коммерческой недвижимости юга России. Форматный ритейл во «вторых» городах будет всё больше теснить рынки и небольшие магазины, меняя в регионах структуру торговли, которая сейчас в значительной степени ориентирована на региональные центры

    Реклама