О винном патриотизме

P.S.
Москва, 24.10.2011
«Эксперт Юг» №41-43 (182)

Вечная тема «власть и бизнес», которую мы поднимаем чуть ли не в каждом номере журнала, не так богата случаями, когда между этими субъектами существует полное взаимопонимание, отчего они стремятся к одним и тем же результатам и говорят на одном языке. Поэтому каждый такой прецедент — на вес золота, и об этом нужно рассказывать громко и долго. Самый свежий пример подобного единодушия — усилия администрации Краснодарского края по поддержке винодельческой отрасли, причём — что тоже показательно — не только своего региона, но и юга России в целом. Если инициативы, которые сейчас лоббирует в федеральном правительстве кубанский губернатор, увенчаются успехом, у нашего виноделия появится уникальный шанс выйти на новый виток экспансии.

Ещё в конце августа Александр Ткачёв и два руководителя некоммерческих организаций виноделов направили на имя президента письмо с предложением радикально изменить принципы государственного регулирования отрасли. Суть инициативы в том, чтобы признать российских виноделов сельхозпроизводителями с вытекающим отсюда более либеральным нормативно-правовым режимом, при котором значительный акцент делается на механизмы саморегулирования отрасли. Резолюция президента была положительной: «Тема очень важная. Необходимы меры поддержки. Проработайте и доложите».

Речь в упомянутом письме фактически идёт об ослаблении пресса государственного контроля в лице Росалкогольрегулирования, который виноделы имели возможность в очередной раз прочувствовать на себе этим летом, в ходе продления лицензий на право производства своей продукции. «Тошно чувствовать себя ничтожной гусеницей, но это именно чувство бессилия перед катком, которое нас обнимало непрерывно полгода. Госмухобойка лупит по всем — и по первым ласточкам честного виноделия, и по чёрным каракатицам алкогольного рынка», — это отрывок из письма одного из кубанских виноделов в ответ на наш вопрос о том, как шло перелицензирование.

На самом деле момент для раскручивания гаек в отрасли назрел давно. Нынешние принципы регулирования (прежде всего усложнённый порядок получения лицензий) автоматически не дают войти на легальный рынок небольшим производителям вина, а именно они в значительной мере определяют лицо отрасли в главных винодельческих странах. Пейзажи Франции или Италии непредставимы без маленьких хозяйств, некоторые из которых существуют столетиями. Именно эти производители, а не массовый, пусть и хороший, винодельческий продукт, создают легенду вокруг таких регионов, как Бордо или Тоскана. Небольшие производители, или микровиноделы, есть и у нас — их имена хорошо известны ценителям и коллекционерам, но сегодня их продукция практически не имеет шанса стать доступной в обычной рознице. «Это какой-то Абсурдистан», — выразился как-то по поводу существующих нормативов один из кубанских «гаражных» виноделов. Его вино имеет кучу иностранных дипломов, но в России его можно попробовать, только приехав в гости к производителю.

Между тем виноделие — как раз та отрасль, где доброе имя и репутация хозяйства ценятся превыше всего. Во всяком случае, такова сложившаяся мировая практика, и многие российские виноделы сегодня эти ценности разделяют. Практически во всех моих беседах с игроками винодельческого рынка присутствовала одна простая мысль — дайте нам возможность самостоятельно решать свои проблемы, и мы сами отделим зёрна от плевел. А ещё виноделы — это, как правило, патриоты, каких в другой отрасли поискать. «Что такое вино? Это кровь земли Русской», — сказал мне как-то за не первым уже бокалом глава одного из предприятий. И это как раз тот случай, когда патриотизм не надо выращивать искусственно, путём соответствующего воспитания, — в виноделии это совершенно органичная вещь. Вспоминается ещё разговор с одним итальянцем, который рассказывал, как в его небольшом городке рестораторы договорились между собой закупать вино и продукты только у местных производителей.

Не надо думать, что у нас чего-то подобного не будет никогда. Правда, если внедрять такую идеологию административными мерами типа предписания всем ресторанам иметь в меню вина своего региона, результатов можно добиться прямо противоположных. Скорее тут надо рассчитывать на то, что потребитель сам «проголосует» своими деньгами за вино местного производства, как он это сделал во время недавнего кризиса, когда импортное вино подорожало и многие вдруг выяснили, что наше как минимум не хуже. Признаюсь честно, что я сам был в числе тех, кто как следует узнал российское вино лишь благодаря кризису, но метод «воспитания рублём» не случайно считается самым эффективным. Принципиально важно, что этот всплеск интереса к отечественному вину не оказался разовым и вынужденным — качество продукта подтверждают дипломы и медали, которые наши виноделы в последнее время регулярно привозят с международных выставок и конкурсов. Это значит, что отрасль состоялась, но нельзя останавливаться на достигнутом — без обновления принципов регулирования наше виноделие останется, по сути, закрытым клубом, входной билет в который слишком дорог для простых смертных.

И ещё один чрезвычайно важный момент. Борьбу с алкоголизмом, о которой время от времени заявляется на высшем государственном уровне, нельзя вести по принципу «до основанья, а затем» — это мы уже проходили в 80-х годах, и результат хорошо известен. Так вот, именно всемерное развитие виноделия — это и есть самая разумная антиалкогольная политика. Скажем, в Финляндии, где народ любит выпить не меньше нашего, бутылка водки стоит начиная от 600 рублей, а хорошее вино можно купить и за два евро — как, впрочем, и во всей Европе. Без целенаправленных мер господдержки подобный результат едва ли достижим, и перевод виноделов в разряд сельхозпроизводителей как раз и может способствовать тому, что цены на качественное вино будут снижаться, а стоимость водки, как известно, в ближайшие годы резко вырастет.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №41-43 (182) 24 октября 2011
    Крупнейшие компании СКФО
    Содержание:
    Рост за счёт лидеров

    Мы во второй раз подготовили рейтинг крупнейших компаний СКФО — и впервые увидели лидеров региональной экономики в динамике. В 2010 году она была ненамного выше общероссийской, при этом основной вклад в рост общей выручки принадлежит компаниям из первой десятки

    Реклама