Прописаны ручной режим и прогулки по индустриальным паркам

Первый продуктивный опыт приглашения частного бизнеса в Северо-Кавказский округ приобретён — теперь важно увидеть в нём определённые стандарты работы региональных администраций, которые могли бы оказаться весьма эффективными в краткосрочной перспективе

Иллюстрация: Майя Арутюнова

По нашим подсчётам, особенность рейтинга крупнейших компаний СКФО в том, что на долю компаний, так или иначе контролируемых государством, приходится почти половина совокупных доходов. Речь не о том, что госкомпании здесь вытеснили частный бизнес. Тем самым характеризуется слабость развития этого бизнеса в округе в принципе — частные компании пока не успели приобрести значительного веса. Безусловно, региональные власти весьма заинтересованы в том, чтобы позиции частного бизнеса укреплялись в рейтинге крупнейших опережающими темпами. И в то же время очевидно, насколько некоторые субъекты СКФО пока далеки от желаемого результата. Тем не менее, продуктивный опыт есть, и он вполне может быть обобщён до аргументированного сценария действий, которые в состоянии реализовать любой регион округа.

Идея парков должна быть в центре

В посткризисных экономических условиях новым эффективным форматом развития промышленности, способным аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы государства и бизнеса, стали региональные индустриальные парки. Однако для того, чтобы им воспользоваться, регионам надо разобраться с законодательной путаницей.

На сегодняшний день индустриальные парки в России пока не имеют чёткого законодательно определённого статуса, хотя уже есть первые попытки решить эту проблему. На федеральном уровне единственным нормативным документом, раскрывающим содержание понятия «промышленный парк» (которое в целом адекватно понятию «индустриальный парк»), является приказ Минэкономразвития РФ от 16 февраля 2010 года № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». В разделе 11.5 приказа «Создание промышленных парков» указывается, что промышленные парки — это управляемый единым оператором комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100 тысяч кв. м и инфраструктуры — все эти объекты позволяют компактно размещать малые и средние производства и предоставляют условия для их эффективной работы.

К ориентации на малый и средний бизнес постепенно добавилась инновационная тематика. В середине нулевых появилась госпрограмма «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» — теперь парк стал восприниматься как элемент инновационной инфраструктуры, отвечающий за создание условий для внедрения и коммерциализации научных разработок. В связке с инновациями и МСБ идея специальных зон ускоренного экономического развития и была воспринята регионами.

Технопарки действительно являются важным элементом инновационной инфраструктуры, но роль самих инноваций в развитии национальной экономики пока очень невелика. Вот и получается, что технопарк не заменяет региональных индустриальных парков, направленных на решение более масштабных текущих проблем в экономике региона. Предназначение индустриальных парков — создание индустрии. Организация таких парков предполагает прежде всего работу с крупным и средним бизнесом, который чаще всего является инициатором индустриальных проектов. Соответственно, такие парки особо привлекательны для инвесторов в первую очередь за счёт содействия местной администрации в обустройстве инфраструктуры, хотя, безусловно, имеют важное значение и предоставляемые налоговые льготы, и сопровождение проекта местными властями.

Логично предположить, что появление понятия регионального индустриального парка в федеральном законодательстве позволило бы субъектам СКФО добиваться более заметных результатов в привлечении инвестиций и модернизации экономики. Другой путь — пытаться восполнить пробел на уровне региона.

В СКФО наиболее эффективно идея создания индустриальных парков пока реализована на Ставрополье, где сегодня создано семь таких структур. Один из парков — Невинномысский — практически заполнен, ещё в трёх уже есть резиденты. Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 года № 98 «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках» определяет основные цели, принципы, условия создания таких парков, механизм управления ими и контроля за их деятельностью, а также правовые основы государственной поддержки. Законом установлено, что региональный индустриальный парк — определяемая правительством Ставропольского края часть территории, имеющая единый проект планировки и предназначенная для размещения и функционирования промышленных производств и инфраструктуры. По сути, идея создания индустриальных парков, ориентированных на запросы крупного и среднего бизнеса, сегодня находится в центре инвестиционной политики региона. Технопарк как сравнительно специализированная структура такую роль играть не может.

Все остальные субъекты СКФО пока имеют законы только о технопарках — в них оговаривается содействие промышленности, но лишь с точки зрения высокотехнологичных производств. Так, в Кабардино-Балкарской республике 30 июля 2010 года принят закон № 70 «О технопарках». Его реализация направлена на содействие модернизации и диверсификации промышленности, внедрение в серийное производство новых технологий, развитие инновационного бизнеса, формирование банков данных перспективных инновационных проектов, укрепление научно-технического потенциала, создание центра венчурного финансирования. Подобный закон принят и в Дагестане («О технопарках в Республике Дагестан»); в нём технопарк определяется как «форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории». Аналогичное определение содержится в законе Северной Осетии «О технопарках в Республике Северная Осетия-Алания».

К чему обязывает ручной режим

Процесс сопровождения инвестиционных проектов в условиях их острого дефицита рекомендуется проводить в «ручном режиме», что требует создания на уровне региона влиятельных административных команд, способных проводить согласования любого уровня и увязывать интересы федерации, региона и муниципалитетов. Такие команды фактически оказываются противопоставлены достаточно коррупциогенной общей среде. Их миссия — заложить системную основу деятельности, установить порядок прохождения проекта, позволяющий не загубить его, а также создать первые истории успеха. Опыт ручного режима в СКФО доказал свою эффективность на примере Ставрополья, в ЮФО — на примере Ростовской области. Образцово-показательное отношение к инвесторам, всяческое содействие реализуемым объектам наилучшим образом влияют на инвестиционный климат территорий, что позволит решить проблему позиционирования регионов в общероссийском экономическом пространстве.

Наиболее перспективной представляется работа региональных команд не с единичными проектами крупного бизнеса, но со множеством средних. Именно средние проекты наиболее положительно влияют на инвестиционную привлекательность региона. Проекты крупного бизнеса в силу единичности, как правило, ничего не говорят об инвестиционном климате территории.

Однако очень быстро становится ясно, что помогать всем в ручном режиме невозможно. Уже следующий этап требует чётко определиться с приоритетными проектами, увязанными со стратегией развития территории. Стратегии сегодня есть почти у всех регионов, но далеко не у всех они являются работающими документами. Для того, чтобы стратегия действительно реализовывалась, необходимы текущее совместное с бизнесом планирование, годовые и пятилетние планы мероприятий, а также стимулирование их выполнения.

Управляющий партнёр инвестиционно-консалтинговой компании AV Алексей Крыловский считает, что региональным органам власти необходимо сформировать портфель инвестиционных проектов (не менее 10–15), имеющих приоритетное значение для стратегического развития субъектов и способных обеспечить значительный вклад в развитие округа и создать максимальную синергию. «При этом необходимо отметить, что не все проекты, предложенные регионами, в настоящее время являются стратегическими с точки зрения развития СКФО в целом», — уточняет г-н Крыловский. В связи с этим эксперт предлагает сформировать на региональном уровне орган, отвечающий за привлечение инвестиций, либо привлечь профессиональную команду по взаимодействию с инвесторами и созданию благоприятного инвестиционного климата.

Планирование в регионах нужно выводить в текущий режим и делать его интерактивным — обеспечивающим взаимодействие власти с бизнесом, экспертным сообществом, обществом в целом. В этом взаимодействии региональной власти отведена координирующая роль, а также роль инициатора и куратора крупных проектов, которые увязывают интересы различных отраслей региона, бизнеса с наукой и образованием. Как показывают работы таких известных российских экономистов, как Виктор Полтерович, Владимир Попов, интерактивное планирование — институт, который позволяет развиваться даже в плохой институциональной среде.

В связи с большим количеством федеральных программ и институтов развития, финансирующих региональные проекты, одним из приоритетных направлений деятельности региональных властей должно стать выстраивание эффективного взаимодействия с федеральными источниками финансирования. Успех Ставропольского края в создании региональных индустриальных парков во многом связан с тем, что под три из них удалось получить средства Инвестиционного фонда РФ. Работа по выстраиванию продуктивных отношений с федеральным центром требует серьёзного изучения требований к заявкам, подаваемым регионами в рамках различных программ и проектов, профессиональной подготовки таких заявок. Последнее, в свою очередь, предполагает готовность региональных властей к дополнительным рискам, связанным с финансированием подготовки необходимой проектной документации.

Из числа отраслей, которые в ближайшие годы имеют наибольшие шансы стать лидерами привлечения инвестиций частного бизнеса в СКФО и укрепить свои позиции в рейтинге, выделяются в первую очередь пищевая промышленность и АПК. Связано это с относительно небольшим периодом создания и окупаемости объектов в этих отраслях. Свои шансы имеют и небольшие туристические проекты, но их массовое развитие возможно только при условии наличия поблизости крупного объекта. «В первую очередь привлекательны АПК и туризм, — считает президент ГК “Городской центр экспертиз” Владимир Москаленко. — Второе — это добывающая промышленность. Если бы не уже сформировавшийся отрицательный имидж, то давно бы уже потекли деньги в горнодобывающую промышленность, в первую очередь — в разработку запасов вольфрама и молибдена. Никто почему-то не замечает отрасль, которая находится на пороге резкого подъёма — девелоперские проекты. Сегодня недвижимость в регионах СКФО крайне недооценена. Бум строительства при условии развития туризма потащит за собой развитие промышленности стройматериалов».

Словом, ресурсов инвестиционной привлекательности предостаточно, надо только иметь политическую волю для того чтобы включить ручной режим благоприятствования и определиться с главными приоритетами. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №41-43 (182) 24 октября 2011
    Крупнейшие компании СКФО
    Содержание:
    Рост за счёт лидеров

    Мы во второй раз подготовили рейтинг крупнейших компаний СКФО — и впервые увидели лидеров региональной экономики в динамике. В 2010 году она была ненамного выше общероссийской, при этом основной вклад в рост общей выручки принадлежит компаниям из первой десятки

    Реклама