Виртуальная конференция

19 декабря 2011, 00:00
  Юг

Подводя итоги двадцатилетия частного бизнеса в России, что бы вы назвали главным показателем становления деловой культуры в стране? Каков следующий рубеж?

Анна Калмыкова, директор краснодарского филиала ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»:

Анна Калмыкова yug_189_030-1.jpg
Анна Калмыкова

— В декабре 2009 года наша компания отметила своё двадцатилетие в России, то есть все эти годы мы росли и развивались вместе с российским частным бизнесом. Показательно, что если поначалу нашими основными клиентами в России были дочерние компании крупных транснациональных корпораций, то в настоящее время не меньшую, а пожалуй, даже большую их часть, особенно в регионах, составляет частный российский бизнес. Это показатель и роста частного бизнеса в России, и достижения определённого уровня прозрачности и корпоративного управления. Безусловно, для дальнейшего успешного развития деловой культуры в стране необходимо эффективное взаимодействие всех уровней государственной власти — федерального, регионального и муниципального. Важны инвестиционный климат в каждом конкретном регионе, предоставление разнообразных налоговых и инвестиционных льгот инвесторам, создание эффективной инфраструктуры. В этом плане мне очень нравится работать в ЮФО — по динамике развития этот регион явно опережает многих соседей.

Сергей Бондаренко, генеральный директор ООО «КНАУФ Маркетинг Краснодар»:

Сергей Бондаренко yug_189_030-2.jpg
Сергей Бондаренко

— Компания «КНАУФ» превратилась из иностранной компании в одно из крупнейших российских предприятий с иностранным капиталом. Придя в Россию 17 лет назад, компания выстраивала свою работу на основе немецких принципов ведения бизнеса. Но сегодня это российская компания, продукция которой производится из российского сырья, силами российских специалистов, налоги от деятельности которой остаются в стране. Говоря о перспективах, конечно, нужно понимать, что в России строительная отрасль будет развиваться и дальше довольно быстрыми темпами. Но, несмотря на это, нам, безусловно, есть куда стремиться. Дальнейшее развитие невозможно без применения новых технологий, таких, например, как уже существующее в Европе «зелёное строительство», без развития самой культуры ведения бизнеса.

Константин Городецкий, вице-президент дивизиона «Юг» группы «Ренессанс страхование»:

Константин Городецкий yug_189_030-3.jpg
Константин Городецкий

— Страховая культура как часть деловой культуры в России находится не на столь высоком уровне развития, как за рубежом. Однако уже сегодня борьба за клиента начинается не с ценовой конкуренции, а с качества сервиса предоставляемых услуг. Будущее в страховании — за интернет‑ и онлайн-технологиями. В нашей компании, например, уже более 10 процентов всех продаж в автостраховании приходится на этот канал. Клиентоориентированность и прозрачность всех бизнес-процессов — вот главные страховые тенденции на ближайшее время.

Иван Потехин, генеральный директор ГК «Эспро»:

Иван Потехин yug_189_030-4.jpg
Иван Потехин

— Пожалуй, главным показателем становления деловой культуры в стране стали существенные изменения в законодательной базе. Был период, когда, к примеру, тема налогообложения была совершенно непонятной, закон имел многозначное прочтение и всегда трактовался в пользу органов власти. Сегодня благодаря активному развитию законодательства правила ведения бизнеса более понятны и прозрачны, проще стало вести переговоры с международными инвестиционными компаниями и банками, путь развития России выглядит более предсказуемым. Кроме того, по моему мнению, на деловую культуру существенно влияет международное партнёрство: бизнес стал более цивилизованным и ориентированным на привлечение инвестиций, что, в свою очередь, тоже поднимает его планку.

Евгений Бидило, генеральный директор ООО «КЕСКО»:

Евгений Бидило yug_189_030-5.jpg
Евгений Бидило

— Становление деловой культуры в нашей стране проходит путь от слепого копирования внешних атрибутов успешного бизнеса до создания системной и структурированной модели компании — лидера бизнеса, где уже не только полагаются на личные качества и везение, а имеет место комплексный подход к развитию. Даже принятые раньше штампы сплочения коллектива в виде тимбилдингов, пикников и вечеринок переходят в более сложные формы мотивирования персонала: проведение специальных тренингов, учеба по программам MBA, выработка схем, где нарабатывается взаимозаменяемость коллег и сотрудников при решении текущих задач компании. Следующий рубеж будет, наверное, заключаться в освоении смежных специальностей, расширении своего делового и профессионального кругозора, когда работа не будет казаться чем-то скучным и однообразным. То, что сейчас называется инновациями и креативными решениями, в дальнейшем станет нормой. За новаторами и креативщиками всегда были успех и признание, и вряд ли этот тренд изменится в будущем.

Павел Пуртов, генеральный директор ОАО «НИПИгазпереработка»:

Павел Пуртов yug_189_030-6.jpg
Павел Пуртов

— Приоритетными показателями в деловой культуре нашей страны стали прежде всего прозрачность и открытость компаний. С каждым годом правительство России всё активнее прописывает в нормативных документах понятие «прозрачность бизнеса» и говорит о важной роли этого термина в определении стоимости российских компаний. Прозрачность — один из главных индикаторов бизнеса, который в первую очередь помогает определить рыночную стоимость компании, её публичную оценку рынком. В наше время многие компании стремятся быть понятными и предсказуемыми не только для внешнего окружения, но и для своего персонала, ведь открытость компании в целом и её топ-менеджеров позволяет повысить лояльность сотрудников. Главное — правильно и честно донести информацию о происходящих в компании бизнес-процессах как до клиентов, партнёров, акционеров, так и до персонала. Таким образом, открытыми становятся не только компании, но и сам рынок. Следующий рубеж бизнес-культуры — комфортное развитие частного бизнеса в государстве. Уже сейчас тенденции частно-государственного партнёрства проявляются очень чётко. У государства есть определённые идеи, а у бизнеса — решения. Вот государство и привлекает возможности частного бизнеса для реализации своих инициатив. Принимая это во внимание, государство, безусловно, должно идти навстречу бизнесу, создавать условия для его существования и развития.

Антон Захарутин, административный директор ООО «ЕвроХим-БМУ»:

Антон Захарутин yug_189_030-7.jpg
Антон Захарутин

— Для нас главным показателем становления деловой культуры и важнейшим условием успешной деятельности являются осуществление эффективной социальной политики, ответственные отношения со своими работниками, государством и обществом. Ежегодно между администрацией Краснодарского края и компанией «ЕвроХим» заключается соглашение о социально-экономическом партнёрстве и сотрудничестве. Основные направления благотворительной деятельности компании — поддержка образования, здравоохранения и детского спорта.

Сергей Сухачёв, генеральный директор группы компаний «КронДе»:

Сергей Сухачёв yug_189_031-1.jpg
Сергей Сухачёв

— Я считаю, что это становление далеко ещё не завершено. Лучшие российские традиции деловой культуры, уходящие корнями в дореволюционную эпоху,  такие как меценатство, только начинают восстанавливаться. В девяностые у бизнеса была одна цель — выжить в условиях, когда не знаешь, чего ожидать от завтрашнего дня. Сейчас, с наступлением относительной стабильности, не только такие гиганты, как «Газпром» или ЛУКОЙЛ, могут позволить себе задуматься о том, что корпорация — не только финансовый, но и социальный институт. Думаю, следующий рубеж развития деловой культуры и корпоративной этики в России — это изменение подхода компаний к поддержке социальной сферы. Сегодня для многих участников рынка двигателем помощи спорту, культуре или экологии является извлечение той или иной выгоды при минимуме усилий. Группа компаний «КронДе», стараясь доказать, что искренняя помощь искусству возможна, стала генеральным партнёром Российского рогового оркестра — уникального музыкального коллектива, называемого «живым органом» и возродившего исконно русскую традицию исполнения роговой музыки, где каждый музыкант может извлечь из своего рога только одну ноту. Мы основали в Петербурге «Мастерскую КронДе» по изготовлению роговых инструментов, которая, как мы надеемся, станет плацдармом для популяризации этого замечательного культурного явления.

Татьяна Зотова, заместитель директора по дополнительному образованию и связям с общественностью Института экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, к.э.н.:

Татьяна Зотова yug_189_031-2.jpg
Татьяна Зотова

— Показателем становления деловой культуры в России для меня стало появление предпринимателей и управленцев нового типа — прагматичных, но не циничных, мотивированных прибылью, но и увлечённых своим делом как таковым, предъявляющих высокие требования к себе и своим сотрудникам, выбирающих профессионализм и честную конкуренцию. Не правда ли, звучит не слишком реалистично? Такие люди действительно существуют, но, к сожалению, в современном российском бизнесе они — скорее исключение, чем правило. Простая адаптация к условиям внешней среды формирует иные поведенческие установки. Если 10–15 лет назад такие негативные явления, как коррупция, рейдерство, уклонение от уплаты налогов считались «болезнями переходного периода», то сейчас многими они воспринимаются как устоявшаяся деловая практика. В 2011 году Россия заняла 143-е место из 182 возможных по индексу восприятия коррупции, который составляется компанией Transparency International, и 123-е место из 183 возможных  по рассчитываемому Всемирным Банком индексу лёгкости ведения бизнеса. Абсолютизировать значение таких показателей не стоит, но проблемы налицо. Положительные тенденции есть — это, например, развитие клиенто­ориентированного подхода в бизнесе, усилия государства по совершенствованию законодательства, программы социальной ответственности компаний. Говорить о следующем рубеже в становлении российской деловой культуры можно будет лишь с повышением уровня доверия и прозрачности в экономике, с формированием поведенческих установок, адекватных свободным, рыночным, социально ответственным экономическим отношениям. Как представитель сферы образования, исследователь и преподаватель в области деловой культуры и этики я вижу в этом и личный вызов. 

Александр Калтырин, региональный директор операционного офиса «Ростовский» Южного филиала ОАО «Промсвязьбанк»:

Александр Калтырин yug_189_031-3.jpg
Александр Калтырин

— 1992 год стал годом кардинальных перемен в моей трудовой биографии, можно сказать, что из социализма я попал в капитализм. Дело в том, что именно в этот период я перешёл с поста заместителя начальника шахтостроительного управления в довольно крупном государственном предприятии — производственном объединении «Ростовуголь», — в коммерческий КредоБанк. Таким образом, моя дальнейшая биография развивалась в банковской системе.

Если говорить об итогах двадцатилетия бизнеса в России, в частности в банковской сфере, то можно выделить три этапа становления банковской системы в нашей стране. 90-е годы — это доминирование на рынке коммерческих банков. Но уже в конце 90-х, преимущественно за счёт внедрения западных технологий и использования дешёвых государственных ресурсов, первенство на рынке перешло к государственным банкам. В течение первого десятилетия ХХI века произошло становление банковских сетей, сетевых методов продаж с развитием скоринговых методов оценки и стандартизации банковских продуктов.

В тренде нынешнего десятилетия, наряду с внедрением инноваций, — активное развитие продаж индивидуальных продуктов «под ключ» как для юридических, так и для физических лиц. Имея совершенно осознанное понимание того, что будущее за инновациями, и обладая современной системой дистанционного банковского обслуживания, Промсвязьбанк на первое место ставит прежде всего индивидуальное отношение к клиенту.