Время столбить

13 августа 2012, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Трудно поверить, но всего меньше 10 лет назад пионерам веб-разработки на Юге приходилось умолять потенциальных заказчиков выделить ресурсы на создание сайта компании. Интернет-представительство тогда могли себе позволить единицы, и это были исключительно имиджевые проекты, на которые выделялись «лишние» деньги. Сегодня наличие сайта — такая же повседневная необходимость, как наличие в офисе телефонной связи и широкополосного доступа в интернет. Такой же необходимостью становится и налаживание торговли через сеть. Интернет уже давно (по собственным меркам давно, то есть более пяти лет) не является прибежищем технофриков: это место, куда ходят почти все. Если компания планирует привлекать более широкий круг покупателей, чем случайные прохожие, она существенно повысит свои шансы, поставив интернет-прилавок. Если она рассчитывает выходить за пределы региона, то будет просто обязана это сделать.

Вопрос только, как компания распорядится этим активом, сможет ли адаптировать свои бизнес-процессы к жизни в сети. С одной стороны, интернет позволяет «выложить» такой ассортимент товаров, на какой не хватит ни одного прилавка. С другой — этот ассортимент должен быть актуален, информация должна меняться в режиме реального времени. С одной стороны, в интернете не нужны десять продавцов-консультантов, с другой — он требует надёжной доставки. С одной стороны, попасть на сайт гораздо проще, чем приехать в магазин, с другой — необходимо прилагать существенные усилия и потратить значительные средства на то, чтобы на этот сайт заходило во много раз больше людей, чем в магазин.

Предприниматели, обладающие достаточной дальновидностью, всё же делают эти вложения, даже получая сейчас минимальную отдачу. Например, Евгений Каракушьян, руководитель холдинга «КМ», куда входит крупнейший дистрибьютор компьютерной и оргтехники, признавал в интервью нам, что интернет-магазин «КМ» стабильно убыточен, но без него нельзя. Пока в таком положении пребывает очень большое количество предпринимателей, чей бизнес был создан в офлайне. По всей видимости, это вообще типовая ситуация для нынешнего этапа массового освоения электронной торговли бизнес-сообществом. Ещё вчера предприниматели имели чисто презентационные сайты, а сегодня уже внедряют новые сервисы и получают в худшем случае приятный бонус в виде двух-трёх покупок в онлайн-магазине в неделю. Они интуитивно понимают, что интернет — это новые возможности для их бизнеса, что подтверждают и данные об опережающем росте интернет-продаж. Их предпринимательское чутьё не позволяет эти возможности упустить, благо стоимость разработки интернет-сайта сегодня мизерна, стоимость ресурсов для поддержки — обозрима.

Этап массового формирования торговой инфраструктуры в сети какое-то время, видимо, ещё продолжится. Нам есть куда двигаться: за рубежом, к примеру, через интернет покупают автомобили — все параметры можно изучить на сайте, оплатить через сеть, а наутро найти ключи от машины в почтовом ящике. С потребительской точки зрения на этом рынке ещё многое может произойти. Например, пару лет назад трудно было представить, что, живя в российской провинции, можно будет одеваться через интернет — сегодня это обычное дело.

Но не меньшие перемены ждут и компании, которые сегодня заходят в сеть. Сейчас идёт этап поиска ниш и закрепления их за собой. Это хороший шанс для региональных компаний — и мы видим, что они им пользуются: появляются интересные проекты, ориентированные на сетевой канал продаж. Преимущество сети в том, что с самого начала из Ростова-на-Дону, Краснодара или даже Пятигорска можно смотреть гораздо шире и дальше своего региона.

Но технологии сетевых лидеров развиваются очень быстро, для них нужны постоянные инвестиции. Следующий этап потребует от тех, кто почувствовал вкус первого успеха в сети, готовности бороться за лидерство