iРазработчики себя обнаружили

Людмила Шаповалова
22 октября 2012, 00:00
  Юг

Главный тренд телекоммуникационного рынка — экспоненциальное увеличение статистики входа в интернет с мобильных устройств, смартфонов и планшетных компьютеров. На Юге сейчас активно формируется рынок разработки мобильных приложений

Рисунок: Дмитрий Горунов

Россия тут в тренде: по оценкам розничной сети МТС, объём рынка смартфонов в 2011 году достиг порядка 7,7 млн аппаратов, превысив показатель предшествующего года более чем в два раза. Естественным следствием этой тенденции стало увеличение спроса на мобильные приложения. В недавнем исследовании, проведённом Российской ассоциацией электронных коммуникаций и Высшей школой экономики, говорится, что в 2011 году объём продаж электронного контента и игр в России составил 8,24 млрд рублей. Пользователи хотят расширить функциональность своего телефона: использовать его для работы с офисными приложениями, для навигации, игр и т. д. Коммерческие компании намерены использовать пользователей себе во благо, сделав мобильное приложение инструментом маркетинговой коммуникации.

В последние два года на Юге начал формироваться пул разработчиков приложений для iOS и Android-устройств. Компаний пока не очень много: на Ростов и Краснодар их штук пять. Зато много действующих фрилансеров, которые в большинстве своём планируют в ближайшем будущем формализовать свою работу — учредить компанию и набрать штат сотрудников, так как услуга пользуется устойчиво нарастающим спросом из Москвы и из-за рубежа. В регионе же спроса на такой продукт пока нет, поэтому компании сразу ориентируются на внешние рынки.

Это пример бизнеса, в котором географическое расположение подрядчика не имеет никакого значения: товар существует и используется только в электронном виде. При этом появление специалистов с такими компетенциями, их умение работать с развитыми рынками и требовательными заказчиками, безусловно, поднимут профессиональный уровень южных технокадров. «Соседи» по отрасли — южные веб-разработчики — на этот уровень не вышли. В большинстве своём они работают на внутренний рынок, поскольку отрасль сайтостроительства развивалась по сценарию удешевления стоимости работ, что позволило вовлечь в круг заказчиков средний и малый бизнес, доведя стоимость разработки сайта компании до 15–20 тысяч рублей. Это порог, при котором цена перестаёт быть конкурентным преимуществом для крупных заказчиков: она означает, что для больших и сложных проектов у компании, скорее всего, не хватит ресурсов.

В мобильной разработке минимальная планка стоимости выполнения проектов сейчас выше: спрос велик, а квалифицированных кадров крайне мало. Но и требования к работе тоже достаточно высоки. Разработчики отмечают, что их заказчики хорошо представляют, что конкретно им нужно. Это дисциплинирует и развивает рынок, приучая специалистов выпускать не просто приложения — ради самой идеи мобильного варианта сайта или утилиты, — а работать на решение конкретных задач. В этой тенденции заложена хорошая перспектива превращения Юга (ну или хотя бы двух его регионов) в мощный профессиональный кластер мобильной разработки.

Самодельные кадры

Коммерческая разработка мобильных приложений — новая ниша, которая растёт благодаря проникновению мобильной связи и распространению смартфонов и планшетных компьютеров. Они, как правило, нацелены на выполнение задач двух видов. Первый — это маркетинговая задача: приложение может, например, транслировать пользователю новости о магазине, быть каталогом товаров или услуг, расписанием кинотеатра, обеспечивать банковские транзакции и т. п. Второй путь — служить утилитарным целям, для организации коммуникации внутри компании — налаживать доступ с планшета или смартфона к CRM-системе компании или, к примеру, принимать заказы в ресторане. Менее чем за два года спрос на такие решения возрос с нулевого до практически ажиотажного. Разработчики, с которыми беседовал «Эксперт ЮГ», в один голос утверждают, что поток заказов — бесперебойный; правда, идёт он из столиц и дальнего зарубежья.

Краснодарский разработчик, руководитель Школы iOS-разработчиков Кир Дуненков говорит, что заказчики прекрасно понимают, чего они хотят и чего им ожидать от этого продукта: «Ко мне обращаются с запросами на разработку клиентов для социальных сетей, для информационных сайтов, транслирующих новости. Как правило, заказчики хорошо представляют, чего они хотят. Они могут не разбираться в технических тонкостях, не понимать, что какие-то детали невозможно реализовать. Но мы обсуждаем это с ними и совместно работаем над созданием продукта». По словам г-на Дуненкова, обеспечить количественные показатели эффективности приложения его клиенты не просят: оно для них — прежде всего способ вписать свой бизнес в актуальное информационное поле: «Люди хотят увеличения интереса к своему бизнесу. Если говорить о малом и среднем сегментах бизнеса, то заказчики стремятся привлечь к себе внимание, показать, что они на волне, что они стремятся сделать свой бизнес удобнее для потребителей, увеличить число точек доступа к информации о нём».

Заказчики идут на Юг по такой предсказуемой причине, как стоимость выполнения работ. Кир Дуненков оценивает работу одного сотрудника над приложением в среднем от 50 тысяч рублей в месяц. Разработку могут осуществлять несколько человек, необходимый для этого срок — до полугода. Директор ростовской компании-разработчика мобильных приложений Sebbia.ru Николай Мельников рассказывает, как один из столичных заказчиков обмолвился, что на Юге расценки в два — два с половиной раза ниже, чем московские. Вторая причина — отсутствие в Москве свободных ресурсов. По словам местных игроков этого рынка, тамошние студии перегружены и не могут обеспечить адекватных сроков выполнения работ.

Правда, человеческий ресурс Ростова и Краснодара тоже близок к исчерпанию. Г-н Мельников говорит, что его студия не занимается активными продажами, поскольку даже с входящим потоком заявок справляться всё труднее: «Нам необходимо расширяться, а это проблема: на рынке нет людей соответствующего профиля. Мы берём человека, которого обучаем. Примерно через полгода этот сотрудник сможет вести проект».

В самом деле, формировать кадровый запас специалистов для этого направления ИТ-отрасли придётся самой. К основам веб-разработки худо-бедно могли подготовить местные технические вузы, но академические знания о платформах для разработки мобильных приложений ещё не накоплены: отрасль начала расти всего полтора — два года назад. Кир Дуненков взял развитие кадров в свои руки: он открыл Школу iOS-разработчиков, чтобы местный рынок не упёрся в потолок уже в ближайшем будущем. «В школе я обучаю слушателей тому, как делать коммерческие приложения для мобильных платформ, — рассказывает г-н Дуненков. — Это необходимо для формирования местного рынка, для того, чтобы на нём созрели цивилизованные правила игры. Кроме того, надо дать понять местному бизнесу, что потенциал для разработки подобных продуктов здесь достаточно высок и их не нужно заказывать в Москве и Питере. В Москве запас свободных разработчиков исчерпан: студии открывают вакансии на эту позицию и по полгода ищут человека».

Сегодня в Ростове и Краснодаре возникает потенциально мощный и стабильный пул технических специалистов этого профиля. В Ростовской области сильные кадры традиционно появлялись в Таганроге, где студенты и выпускники ТТИ ЮФУ всегда оперативно «подхватывали» актуальные технологии. В Краснодаре сложилось сообщество разработчиков мобильных приложений, оформившееся в гильдию. Её председатель Игорь Акимов говорит, что в ней более сотни активных участников. «Это структура, в которую входят независимые профессионалы со своим “профсоюзом”, общим бюджетом, общей инфраструктурой и решением проблем сообща, — поясняет г-н Акимов.— Мы работаем сами по себе, но объединяемся для выполнения крупных заказов, представления интересов на конференциях, в СМИ, на фрилансовых биржах, для получения тестовых устройств. Я считаю, что это прорыв». Наличие стабильного потока заказов сможет стать залогом того, что местные специалисты не будут массово уезжать в Москву и за рубеж, а регионы получат прочное профессиональное позиционирование.

Не надо больше Angry Birds

Для многих понятие «мобильное приложение» до сих пор означает игру Angry Birds. В данный момент существует четыре версии игры финских изобретателей-программистов, а общая статистика её скачиваний приближается к миллиарду. К успеху этого проекта, примитивного как в техническом, так и в графическом отношении, никто пока не приблизился. Есть мнение, что второй раз такая история уже и не произойдёт — по крайней мере, в нынешнем поколении информационных технологий. Интересных новинок местные разработчики почти не делают: сегодня очень трудно заработать на продаже собственных изобретений в AppStore или GooglePlay (портал, где собраны приложения для платформы Android), а особенно — заработать миллионы.

Кир Дуненков поясняет, что причина оглушительного успеха проекта Angry Birds кроется в решении направить существенные средства на маркетинг. «Бюджет на разработку игры составлял порядка 100 тысяч долларов, — поясняет г-н Дуненков. — Себестоимость самого приложения была невелика: технически оно тривиально, соавторов немного. Основные средства оказались вложены в маркетинг — примерно три четверти бюджета, по моим подсчётам. Стартовала игра хорошо: у неё было порядка 150 тысяч скачиваний за неделю, это позволило быстро отбить вложения и снова направить их в маркетинг. Сейчас, когда первоначальная разработка новых версий почти ничего не стоит, они просто повторяют циклы продвижения — и это позволяет оставаться на пике популярности».

Михаил Пыльцын из Ростова-на-Дону верит, что сможет заработать на продажах приложений в AppStore yug_232_014.jpg
Михаил Пыльцын из Ростова-на-Дону верит, что сможет заработать на продажах приложений в AppStore

Проделать тот же трюк уже не получится. В 2009 году, когда игра появилась для «айфонов», конкурентное поле было просторным: ассортимент доступных приложений был невелик. Сегодня, по данным немецких аналитиков Adeven, в AppStore насчитывается около 650 тысяч приложений, две трети из которых никто никогда не скачивал. Чтобы сделать продукт эффективным и стабильным источником дохода, пришлось бы потратить на продвижение колоссальные ресурсы.

Опыт изготовления оригинального продукта в интервью «Эксперту ЮГ» описал Павел Соловьёв, инвестор, вкладывающий в интернет-проекты в Краснодаре. Он инициировал разработку приложения Taximeter, которое позволяет рассчитать стоимость поездки, набрав тарифные данные того или иного перевозчика. «Мне показалось, что такое приложение должно быть нужно всем. Но после запуска я не увидел того интереса, на который рассчитывал: объём продаж не превысил 50 штук в месяц. Продукт не был востребован, иначе я бы профинансировал выход обновлений и последующих версий», — делится впечатлениями от продаж в AppStore г-н Соловьёв.

Николай Мельников тоже рассказывает об эксперименте по продаже собственного продукта: «Около двух лет назад мы с коллегами написали игрушку для iOS-устройств и выставили её на продажу в AppStore. Она стоила недорого, один доллар, но число скачиваний составляло порядка 10 в неделю. Спустя какое-то время сделали её бесплатной, и меньше чем за неделю число скачиваний достигло 150 тысяч. Вернули платное распространение — и продажи снова стали низкими». Правда, приложение набрало солидную аудиторию, но для того, чтобы оно «жило» и аудитория превращалась в доход разработчика, необходимо поддерживать приложение, выпускать обновления, стимулировать новые скачивания, в конце концов, работать над функционалом, позволяющим монетизировать внимание игроков. Николай Мельников признаётся, что не может сейчас выделить на это ресурсы: сотрудники заняты коммерческими проектами. Это сегодня более перспективно.

Детские начинания

В сегменте мобильных приложений есть ещё ниша, в которой не исчезла возможность строить бизнес-планы: это издательская продукция. Ростовский предприниматель Михаил Пыльцын, директор компании «Форпост», специализирующейся на полиграфическом дизайне, выпускает книги для «айфонов» и «айпэдов»; в перспективе планирует делать экземпляры и для платформы Android. Он начал с самого востребованного и доступного для тиражирования сегмента, детских книг: жанр не подвержен влиянию моды и позволяет обходить усложняющие (и удорожающие себестоимость) вопросы авторских прав. В данный момент г-н Пыльцын сделал три релиза — «Курочка Ряба», «Теремок» и «Репка». Пока это для него скорее хобби: он на ощупь движется по новой для себя среде, но уверен, что движется в перспективном направлении.

«Как-то один издатель признался мне, что самая переиздаваемая книжка в России, — это “Теремок”,— рассказывает Михаил Пыльцын.— Удивляться тут нечему: такая литература всегда будет востребована, несмотря на широкое распространение западной продукции. А новые устройства дают возможность не просто делать картинки с текстом: я могу анимировать изображение, обогащать его интересными спецэффектами, добавлять музыку. И издатели, по заказу которых я работаю в основном своём бизнесе, не будут диктовать мне свою волю. Я сделаю продукт, который мне нравится, а рынок будет решать, хорош он или нет».

С одной стороны, такие книжки оказываются в тесной конкурентной среде: в верхних строках рейтинга изданий для iOS-устройств — анекдоты, секреты соблазнения и своды правил дорожного движения. «Это то, что людям всегда было нужно, — объясняет Михаил Пыльцын. — Такие книги популярны и в бумажном виде, и сейчас, и пятнадцать лет назад». С другой стороны, директор «Форпоста» уже умеет работать среди таких конкурентов и — как и другие разработчики — не ограничен ни региональным рынком, ни даже российским.

Пыльцын с самого начала делает версии с озвучкой на русском и английском языках, планируя вообще перейти на многоязычный формат. Издатель убеждён, что, выпуская качественный продукт в своей нише, он наладит стабильный поток покупателей: книжки продаются в AppStore по цене от 1,99 до 2,99 доллара. Главными инструментами развития он видит усиление штата, работающего в направлении мобильных приложений (сотрудников, опять же, приходится выращивать уже на базе предприятия), и увеличение маркетинговых затрат: без продвижения на отраслевых и специализированных, родительских и детских, ресурсах развивать бизнес будет невозможно, признаётся г-н Пыльцын. Ниша, которую он выбрал, шире, чем кажется: издатель планирует расширять тематику направления, выпуская иностранные сказки, разрабатывая развивающие игры, придумывая проекты для детей постарше и подростков.

Главное достижение всех нынешних участников этого рынка — в том, что они начали заниматься своим делом сейчас. Кир Дуненков говорит, что рынок рекламных услуг, со всеми его положительными и отрицательными моментами, находится в самом начале формирования. «Полагаю, в течение трёх–пяти лет он пройдёт стадию “Дикого Запада” и цивилизуется, оставив в числе игроков крупные студии с солидным портфолио, которые сейчас только начинают свой бизнес», — убеждён г-н Дуненков. Главное, чтобы сами специалисты видели, что этот бизнес вполне можно вырастить на региональной почве.