«Россия — очень региональная страна»

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
22 октября 2012, 00:00
  Юг

Президент Microsoft в России Николай Прянишников подписал на Cочинском инвестиционном форуме соглашение с администрацией Краснодарского края — у компании сложились особые отношения с этой территорией. Усиление позиций в регионах — вообще один из главных приоритетов Microsoft

Фото предоставлено компанией
Николай Прянишников

— Вы заключили соглашение с администрацией Краснодарского края. Какую функцию выполняет формат соглашений с региональными властями?

— Мы стараемся активно работать с регионами, но многое зависит от того, насколько готов к этому сам регион — в частности, много ли внимания уделяется развитию инноваций, насколько активную деятельность ведёт губернатор и т. д. В некоторых субъектах федерации у нас очень хорошие позиции — например,в Татарстане. Здесь было заключено наше первое соглашение о сотрудничестве. Сейчас в республике развивается электронное правительство, есть собственный дата-центр и многое другое. Глава Татарстана однажды пригласил меня на встречу через Outlook. Как правило, на первом этапе партнёрства подписывается соглашение о намерениях, где мы указываем главные темы будущего взаимодействия.

«Не все регионы готовы к тому, что мы делаем на Кубани»

— Что значилось в вашем соглашении с администрацией Краснодарского края от 2010 года и что прописано в новом?

— Во-первых, в рамках реализации этого соглашения мы открыли в Краснодаре центр «Твой курс» для обучения навыкам компьютерной грамотности. На базе Кубанского технологического университета создана IT Academy, где будущие молодые специалисты и преподаватели вуза смогут получить актуальные знания о современных информационных технологиях и научиться с ними работать. Программа IT Academy пользуется большой популярностью в России: к настоящему времени в стране действует 300 таких академий. Мы провели анализ степени развития информационно-коммуникационных технологий в крае и сформировали предложения по развитию уровня и качества жизни граждан, по повышению эффективности функционирования системы государственного управления.

На продуктах Microsoft реализована система объединённых коммуникаций внутри некоторых департаментов администрации Краснодарского края. Была проведена работа по обеспечению краевых исполнительных органов государственной власти и подведомственных учреждений лицензионными программными продуктами.

Так как стороны остались довольны результатами совместной работы, мы подписали новое соглашение, которое оговаривает дальнейшее движение ускоренными темпами. Например, мы говорили о том, что проекты нужно развернуть на гораздо большее число госслужащих — край большой, сейчас тратится много времени и средств на коммуникации, телефонию. Один из следующих необходимых этапов — создание современной ИТ-системы в регионе, а именно построение частного облака в Краснодаре. Региональные власти на собственных мощностях смогут применять возможности облачных технологий, что позволит предоставлять современный набор услуг по всему краю. За счёт облака можно существенно экономить на различных капитальных затратах — например, на закупке серверов, которая идёт по всему региону. У нас отлично развивается сотрудничество с Кубанью, это один из передовых регионов, и то, что мы делаем здесь, мы готовы реализовывать и в других субъектах федерации.

«Мы помогаем расти рынку»

— С чем вы связываете общее замедление темпов роста на ИТ-рынке России по результатам 2011–2012 финансового года?

— В принципе, рынок продолжает расти — и нам, в общем-то, грех жаловаться на то, что он растёт медленнее, чем в некоторых странах. Рост российского рынка всё-таки налицо — по прогнозам, рынок софта, например, должен вырасти на 14 процентов. Но действительно, раньше был темп роста в 20–30 процентов; его снижение мы связываем с объективной ситуацией. Рынок стал более зрелым, а экономическая ситуация тревожна — причём везде. И многие предприниматели гораздо аккуратней инвестируют в новые проекты. Но, на мой взгляд, потенциал рынка всё равно велик. России нужен быстрый прогресс в сфере инноваций и технологий — поскольку производительность труда в стране уж очень низка: по подсчётам компании McKinsey, она составляет около 26 процентов от американской. Наверное, сейчас стало немного получше, но всё равно мы в два-три раза отстаём от развитых стран. Информационные технологии помогают повысить производительность труда — мы проводили соответствующее исследование, которое хорошо это показывает.

В то же время мы надеемся на то, что наши новые решения и продукты помогут расти рынку. Буквально через месяц мы запустим новую операционную систему Windows 8, которую можно устанавливать на большое количество новых устройств — планшеты, лэптопы, деск-топы. Microsoft предоставляет больший выбор и новые возможности экономии. Сегодня бизнесмены часто тратят очень много времени, чтобы работать в своей корпоративной сети. А я, например, с любого нашего нового устройства могу войти в корпоративную сеть, работать в ней, и не нужно ездить для этого в офис. Этот год вообще будет рекордным с точки зрения запуска новых продуктов и устройств. Компания на протяжении многих лет инвестирует около девяти миллиардов долларов в год в новые разработки — и теперь мы увидим результаты этих инвестиций.

— На какие аудитории сориентированы ваши разработки? На кого делается ставка?

— Весь бизнес Microsoft разделён на две большие группы. Во-первых, сегмент B2B, работа для бизнеса — для его нужд идёт активная разработка облачных технологий, предложений, которые позволят экономить на телефонии, портальных технологий, более дешёвых хранилищ данных. Во-вторых, индивидуальные пользователи — для них на рынок выводятся новые устройства. Основные продажи в России приходятся на эти два сегмента, примерно равные по масштабу в наших доходах. Мы надеемся, что оба направления будут достаточно активно расти. Подчеркну, что для успеха нашего бизнеса крaйне важны наши партнёры; в России у нас их около 9,5 тысячи, и на каждый заработанный Microsoft рубль они зарабатывают около 10.

«Продолжим стратегию роста»

— Частью стратегии компании вы называете расширение присутствия в регионах. Что это предполагает?

— Мы уже работаем в 34 регионах России, наше присутствие здесь растёт — мы намерены и дальше увеличивать количество офисов в субъектах федерации. Но, кроме увеличения количества людей на местах, мы хотели бы расти и качественно. Например, всех наших сотрудников — в том числе с ключевых позиций в Москве — мы стараемся направлять в регионы. Когда мы будем принимать решение о новых членах правления, станем исходить в том числе из их опыта работы в регионах. Россия — очень региональная страна. Если вы не знаете регионов, вы не знаете страны — поэтому для нас это так важно. При этом иногда в регионах действительно непаханое поле для работы. Хотя наша партнёрская сеть насчитывает, как я уже говорил, около 9,5 тысячи компаний, необходимо развиваться дальше — чтобы в каждом городе иметь набор партнёров разных компетенций. Сейчас типична ситуация, когда, например, в городе есть партнёр по портальным решениям, но нет — по частным облакам.

— Какие значимые корпоративные проекты находятся сегодня в стадии внедрения на юге России?

— Во-первых, в рамках сотрудничества Microsoft и Оргкомитета «Сочи 2014» реализуется несколько важнейших ИТ-проектов, которые позволят обеспечить чёткую бесперебойную работу инфраструктуры во время подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. В частности, недавно был подписан договор о разработке, развитии и технической поддержке комплекса интернет-систем, обеспечивающего функционирование официальных сайтов зимних Олимпийских игр 2014 года с использованием облачной платформы Microsoft Windows Azure.

Другое направление сотрудничества — использование инновационных облачных технологий Microsoft в тесной кооперации со Всемирными партнёрами МОК и национальными партнёрами оргкомитета. Будет создан единый центр обработки данных с использованием технологий Microsoft (например, private cloud — частное облако), что станет качественно новым этапом в построении технологической платформы для функционирования всех информационных систем оргкомитета «Сочи 2014». Облачные технологии Microsoft предоставят возможность быстро развернуть необходимую ИТ-инфраструктуру для подготовки и проведения инновационных Игр 2014 года.

Также мы работаем с концерном «Энергомера» по портальным технологиям — они сделали очень серьёзные инновационные решения на нашей платформе, позволяющие работать с внутренними и внешними клиентами. У нас есть проект по коммуникациям с Каспийским трубопроводным консорциумом. Сейчас обсуждаем интересный совместный проект с компанией «Глория Джинс». Мы стараемся работать с компаниями любого масштаба.

— Так как мы уже заговорили про контрафактное ПО, расскажите, какова ситуация с пиратством на Юге и Северном Кавказе в сравнении с другими территориями?

— Тренд за последние годы по всей России положительный. За пять лет страна проделала большой путь — уровень пиратства снижен на 15 процентов. И всё же общий уровень пиратства остаётся достаточно высоким — около 60 процентов. До развитых стран мы пока не дотягиваем — в США он, например,составил 20 процентов, в европейских странах около 20–30 процентов. Но прогресс есть — и важно продолжать эту работу.

Юг России выглядит по-разному. Наша программа «Таинственный покупатель», в ходе которой мы мониторим, кто в розничных точках предлагает пиратские программы, показала, что в Волгограде этот уровень — 29 процентов, это самый высокий уровень предложений пиратского ПО. Далее идут Таганрог — 28 процентов, Армавир и Астрахань — по 26 процентов, а вот в Махачкале и Новороссийске — ни одного предложения. По сравнению с результатами осени 2011 года уровень пиратских предложений в рознице ЮФО снизился на семь процентных пунктов. Данные о результатах своего мониторинга мы публикуем в открытых источниках, чтобы их видели все, в том числе правоохранительные органы. Ведь люди, которые производят пиратскую продукцию, мешают всему остальному рынку — они не платят налогов, они мешают производителям софта, зарубежным и российским; по сути, пираты убивают софтверный бизнес. Что же касается потребителей, то мы надеемся, что уровень их сознательности будет расти.

— Каков круг приоритетных задач компании на ближайшую перспективу?

— Microsoft продолжает в России стратегию роста, поскольку потенциал рынка существенный. Мы хотим закрепить лидерство в облаке — для этого надо ещё активней доносить понимание экономической выгоды, которую дают облачные технологии. Коротко говоря, невыгодно много инвестировать в «железо» — серверные комнаты, дата-центры и так далее. Выгоднее либо взять частное облако, либо пользоваться нашим публичным в регионе. Мы сейчас расширяем предложение по этой теме — для разработчиков, государственных структур, компаний. Второй приоритет — внедрение развёрнутых решений у уже имеющихся клиентов. Это позволит бизнесу заказчиков и госструктурам быть более технологичными. В работе с теми компаниями, с которыми мы уже сотрудничаем, ещё много нереализованных возможностей. Третий приоритет — фокус на регионах. Нуждается также в усилении направление розницы — мы стремимся, чтобы во всех розничных сетях продукты Microsoft были представлены ещё лучше. Это тем более важно, что устройства часто друг друга дополняют, что будет особенно видно с появлением на рынке новых девайсов. Для вашего телефона, планшета, лэптопа предложен единый стиль Windows 8, все устройства синхронизируются, не нужно думать о том, как выстраивать их взаимодействие. И последнее — мы активно участвуем в социальных проектах, чтобы быть полезными государству и обществу.