Критерии сомнительны, но это не главное

Тема недели
Москва, 19.11.2012
«Эксперт Юг» №46-47 (236)

Наибольшие вопросы к Министерству образования и науки в связи с недавно опубликованным списком неэффективных вузов возникли в связи с тем, что именно считали. Замминистра образования Александр Климов отметил, что для анализа эффективности были отобраны наиболее «простые, понятные и действительно характеризующие тот уровень, который есть у вузов», показатели. Таковых оказалось пять: средний балл, полученный на ЕГЭ студентами, принятыми в вуз; объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчёте на одного научно-педагогического работника; доходы вузов в расчёте на одного НПР; число иностранных студентов и общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчёте на одного студента. Для филиалов эти показатели были дополнены ещё тремя: приведённый контингент, доля кандидатов и докторов наук в численности работников профессорско-преподавательского состава и доля штатного ППС (то есть без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей его численности.

«Сам мониторинг проводился по пятидесяти показателям, но для итогового анализа из них выбрали пять количественных, — говорит ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХа) Николай Кузнецов. — Они в определённой мере характеризуют успешность вуза, но вместе с тем не учитывают качество подготовки специалистов. Поэтому данные показатели необходимо дополнить рядом других, а также структурировать вузы по группам: для художественных вузов должны быть одни показатели, для технических — другие, для гуманитарных вузов — третьи». И действительно: вполне закономерно, что, скажем, в гуманитарном вузе затраты на НИОКР окажутся ниже, чем в инженерно-техническом, а, например, в педагогическом вузе количество иностранных студентов будет не таким большим, как в медицинском институте.

«Качество рейтинга, вероятно, не совсем высокое, — полагает научный руководитель Южного федерального университета академик Владимир Минкин. — Но у Мин­обрнауки всё-таки есть совершенно понятная задача: сокращение числа вузов в стране. Ведь сегодня университетов и других высших учебных заведений больше, чем в Советском Союзе, при этом большая их часть не соответствует стандартам качества. Опубликованный рейтинг стоит воспринимать как постановку задачи отсеивания: какие-то вузы необходимо убрать, какие-то — укрупнить. Для этого у министерства должен быть набор показателей, по которым оно может судить о качестве вуза». Действительно, объектами обсуждения на первом этапе оказались порой совсем не те вузы. Но, по логике Владимира Минкина, вопрос о правильности критериев сейчас вторичен — важнее то, что на обсуждение вынесена сама проблема эффективности вузов.

Один из наших собеседников привёл такие статистические данные: в 2011 году 88% окончивших в России среднюю школу поступили в вузы — то есть за высшим образованием пошли все, кто не в тюрьме и не в армии. Надо полагать, что процент тех, кто в результате получат дипломы, будет немногим ниже. Эта ситуация говорит о том, что либо мы живём в очень высокоразвитом обществе, либо имеет место массовое надувательство, когда одни делают вид, что учат, а другие — что учатся. И пока не станет ясно, кто именно работает плохо, а кто хорошо, страдать будут все: вузы — от недоверия к их дипломам, выпускники — от невостребованности, экономика — от нехватки профессиональных кадров. Учитывая масштаб проблемы (а ведь подозреваемое в неэффективности высшее образование уже поглотило максимум молодёжи), можно только удивиться смелости Минобрнауки, уже запланировавшего и более решительные действия. Вот только как бы министерство не задумало решить проблему за три месяца. Там ведь внутри целый ряд сложностей. Например, известно, что нагрузка преподавателей сегодня зависит от количества студентов, пришедших на ту или иную образовательную программу. Эта же круговая порука не даёт возможности отчислять тех, кто того заслуживает, — рухнет нагрузка всех тех, кто работает с этими студентами. Да и пути к отступлению учащихся масс надо подготовить. А главный путь очевиден — развитие профессионального образования, о котором в эти дни не было сказано ни слова.  

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №46-47 (236) 19 ноября 2012
    Эффективность южных вузов
    Содержание:
    Предупредительный выстрел по вузам

    Результаты мониторинга эффективности вузов, проведённого Минобрнауки РФ, несмотря на ряд справедливых претензий к методологии оценки, показали результаты, которые в целом сложно оспорить. На юге России можно выделить две основные проблемы — неэффективные филиалы в ЮФО, где ситуация в общем лучше, чем в среднем по России, и системные проблемы в СКФО

    Реклама