Кинотеатры против пришельцев

Русский бизнес
Москва, 25.02.2013
«Эксперт Юг» №8 (247)
Южный кинопрокатный рынок вырастил серьёзных местных игроков, среди которых есть даже одна топовая сеть. При этом Юг выпадает из общероссийского тренда — здесь по-прежнему мало федералов и сетевых кинотеатров вообще. Впрочем, предпосылки к изменениям уже налицо

За последние десять лет российский рынок кинопроката вырос в десять раз и стал одним из самых прибыльных в мире, заняв в прошлом году шестую строчку по сборам. В страну пришли ключевые дистрибьюторы, появились мощные сетевые операторы, рынок пережил этап бурного роста и цифровую революцию. Согласно исследованию DISCOVERY Research Group, в ноябре 2012 года в России действовали 994 кинотеатра ёмкостью 2894 кинозала, из них уже больше двух третей оцифровано. Кстати, как отмечает глава волгоградского независимого РЦ «Диамант-Лэнд» Алексей Горбунов, в течение года оцифровка должна охватить всю отрасль — по той простой причине, что плёночные копии сейчас выпускаются только на заводах «Кодак» и «Фуджи», при этом «Кодак» собирается сильно поднимать цены, а «Фуджи» уже закрыла производство. Так что те, кто не успеет обновить оборудование, скорее всего, не выживут.

Что касается динамики появления новых точек, то эксперты фиксируют стабилизацию — в течение последних двух лет количество объектов кинопоказа растёт средними темпами в пределах 9%, и в ближайшее время в крупных городах ожидается насыщение рынка кинотеатров. Вместе с тем концентрация отрасли в руках сетевиков продолжается — сегодня уже почти 70% всех залов страны принадлежат региональным или федеральным киносетям.

По данным редактора отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергея Лаврова, в прошлом году отечественный рынок кинопроката заработал 1,2 млрд долларов — на 8% больше, чем в 2011 году. Количество зрителей также увеличилось — примерно на 6%. Отрасль вступает в эпоху интенсивного развития: всё больший интерес вызывают редевелопмент устаревших объектов, внедрение новейших технологий, создание комплексных продуктов — это уже работает гораздо эффективнее, чем «классический» кинопоказ.

Большинство специалистов выделяют ряд важных тенденций, которые позволяют обрисовать сценарий дальнейшего развития отечественного рынка кинопроката. Во-первых, однозальные кинотеатры и миниплексы уступают позиции гигантам в торгово-развлекательных центрах. Во-вторых, технологии 3D, IMAX и новая 4DX становятся мощными инструментами привлечения аудитории. По данным ведущего аналитика исследовательской компании «Невафильм Research» Ксении Леонтьевой, уже 1590 залов оборудованы для 3D-показов, в стране действуют 20 кинозалов IMAX — площадки в современных ТРЦ позволяют их строить.

Как отмечает председатель совета директоров ГК Step by Step Анастасия Птуха, на сегодняшний день большая часть кинотеатров уже открывается в торговых центрах: в 2011 году там стартовало 43% кинотеатров и 70% кинозалов. К началу 2012 года общая доля кинозалов, расположенных в ТРЦ, в России составляла 59%.

«Как показывает практика, любой кинотеатр успешен, если он совмещён с торгово-развлекательными площадями. Точек, которые предлагают только кино, практически не осталось, — рассуждает Алексей Горбунов. — Даже миниплексы уже не очень успешны. Заходить стоит с пятью залами, не меньше. Я считаю, что рынок, скорее всего, будет укрупняться — ведь кинопрокатный бизнес прибылен, и в любом случае федералы станут активно осваивать новые территории — в том числе южные регионы».

Сети пока скромничают

Пока по ёмкости кинопрокатный рынок ЮФО и СКФО, несмотря на высокую плотность населения, всего лишь шестой в России. С одной стороны, здесь сегодня повторяется сценарий, который уже прошли многие регионы: согласно оценкам «Невафильм Research», в ноябре 2012 года здесь насчитывалось 127 кинотеатров, а доля сетей по числу залов составляла уже 45,5%. Это соответствует экономическим реалиям прокатного бизнеса — потянуть многозальники в ТРЦ, используя при этом новейшие технологии, могут сегодня преимущественно крупные киносети. С другой стороны, как ни странно, пока Юг — несетевой регион в части кинопроката.

Фрагментация рынка кинопоказа России по типам операторов кинотеатров на 01.01.2012

Сложно представить независимого игрока, который мог бы строить мультиплексы, — их окупаемость наступает через 5–8 лет, а отдельно стоящей точке пришлось бы ждать окупаемости гораздо дольше. «Кинотеатры сегодня генерируют EBITDA на уровне 16–18 процентов, и это не очень хороший показатель, — делится опытом глава мощнейшей сети страны “Синема Парк” Сергей Китин. — Дело в том, что компании вынуждены снимать большие площади, идёт серьёзный ценовой прессинг со стороны арендаторов. А если строишь большой зал, это ещё и расходы на оборудование: скажем, стоимость оборудования зала IMAX — примерно миллион долларов. Само строительство в среднем обходится ещё в 0,5–1 миллион, но, опять же, качество материалов разное; в общем, инвестиции достаточно большие».

Топ 10 городов по количеству кинозаловв ЮФО и СКФО на 01.11.12

Как правило, помимо кинокассы, все компании неплохо зарабатывают на общепите и в ряде случаев — на рекламе. Так, «Синема Парк» получает от баров и кафе порядка 30% дохода, реклама приносит 3%. Алексей Горбунов говорит, что разного рода побочные услуги в целом дают половину всех доходов. Поэтому сети — безусловный лидер как поставщики мультиплексов. Но если принимать в расчёт другие показатели, картина южного рынка меняется.

До недавнего времени рынок Юга вообще довольно сильно выбивался из общего тренда: пока федералы проводили в стране активную экспансию, здесь раскачивались местные игроки. Только Краснодарский край считался территорией большого проката, но это было обусловлено мощным ростом «своей» сети «Монитор», которая и сегодня остаётся крупнейшим южным игроком (см. таблицу 3).

Наиболее крупные киносети в ЮФО и СКФО на 01.11.12

Но даже создавая относительно плотные сетки или крепко стоящие точки, местный бизнес по объективным причинам не был способен ускорять рынок теми же темпами, что и гиганты масштаба «Синема Парка» или «Киномакса» с годовой выручкой 15–18 млрд рублей. Поэтому южный рынок до сих пор ещё далёк от насыщения, хотя главные города почти забиты миниплексами и одиночками.

Наибольшее количество точек кинопоказа — 10 кинотеатров и 34 зала — в Ростове-на-Дону (см. таблицу 2), примерно одинаковые показатели у Волгограда и Краснодара, где насчитывается по семь кинотеатров. Отдельно стоит Сочи — там восемь кинотеатров, но многозальников практически нет. В Астрахани пять кинотеатров, правда, очень слабая концентрация оцифрованных залов — всего 8 из 29.

«Игроков в секторе сейчас очень мало, и они преимущественно местные, если говорить о Кубани, — описывает ситуацию директор краснодарского кинотеатра “Аврора” Георгий Мурадов. — В Ростове сетей как таковых нет; есть две точки “Киномакса”, столько же — у местной сети “Чарли”. По сути, не стоит говорить о наличии какого-то явного лидера. В Ставрополе — вообще шаром покати, там только независимые игроки; северокавказские республики — и вовсе не очень интересный рынок для федералов. В Волгограде неплохое присутствие сетей, а вот в Астрахани, хоть туда и зашёл “Киномакс”, в основном независимые местные игроки. Так что на юге России есть лишь одна полновесная сеть — это “Монитор”. Федералы в ЮФО только начинают заходить».

Волгоград: по столичному образцу

Наиболее благоприятно по отношению к пришлым игрокам настроены Ростов и Волгоград: войти сюда дешевле, чем в Краснодар — нет монополиста, есть площади. Волгоград считается самым «сетевым» городом региона — сюда уже вошли «Синема Парк», «Киномакс», «Люксор». «Волгоградский рынок достаточно хороший, но мы в этом городе сделали всё, что могли, — рассказывает Сергей Китин. — Доход от кинопоказа в 2012 году вырос более чем на 50 процентов — реакция на появление IMAX оказалась хорошей. Но хочу отметить, что отдельно стоящий зал, даже IMAX, такого эффекта не дал бы». «Одиночкам в городе и впрямь уже не добиться высокой эффективности. Сетевики у нас прочно заняли место на рынке, независимые кинотеатры — только наш Диамант-ЛЭНД”, “Пирамида” и “Гиппопо”, — рассказывает Алексей Горбунов. — Но тут стоит отметить, что Волгоград очень специфичен в части конкуренции. Все кинотеатры города расположены в шаговой доступности относительно друг друга и, по большому счёту, конкурируют между собой — это федерал “Киномакс”, местные “5 звёзд”, “Пирамида” и другие. Мы же находимся там, где конкурентов нет — полностью охватываем Тракторозаводский район, часть Краснооктябрьского, Спартановский, а ещё к нам многие ездят из города Волжского. В итоге даже гиганты не хотят сюда заходить, потому что мы полностью закрываем потребность этих районов, тем более что у нас много дополнительных услуг — кафе, детские развлечения и т. д. Вот, пожалуй, случай, когда независимый игрок может быть очень успешен — если он первый пришёл в идеальное с точки зрения логистики место».

Киносети на Юге предпочитают заходить в крупные торговые центры, такие как волгоградский «Комсомолл» expertjug_08_028.jpg Иллюстрация: dvi-group.ru
Киносети на Юге предпочитают заходить в крупные торговые центры, такие как волгоградский «Комсомолл»
Иллюстрация: dvi-group.ru

Но таких мест, признают волгоградские игроки, почти не осталось. К тому же в Волгограде скоро откроются ещё два федерала: в ТЦ «Акварели» заходит «КАРО Фильм», до недавнего времени лидер рынка, а также стартует мультиплекс в ТРЦ «Комсомолл». Там, правда, оператор ещё не определён, но дату открытия уже называют — нынешний июнь. В итоге здесь скоро сформируется наиболее близкий к «столичному образцу» рынок.

Ростов: в ожидании IMAX

Несмотря на серьёзный пул местных игроков и наличие двух «Киномаксов», Ростов пока считается перспективной площадкой для новых вхождений. Достаточно сказать, что здесь ещё нет IMAX, хотя мегаэкраны уже работают в Астрахани, Краснодаре, Волгограде и даже в Анапе.

Правда, не исключено, что донская столица скоро исчезнет с карты наиболее подходящих для развития площадок — счастливый билет уже выкуплен. Гигант «Синема Парк» приступил к строительству мультиплекса в ТЦ «Горизонт», где будут и IMAX, и уникальный для Юга формат 4DX — он основан на технологии оптимизации движений 3DOF, которая считается лучшим в мире симулятором спецэффектов и с помощью которой зрители могут «провалиться» в фильм. О сроках реализации проекта в компании не говорят, хотя ранее были сообщения о старте проекта в 2014 году. Во всяком случае, стройка на площадке идёт активно. Учитывая свой бонус в виде новых технологий, в «Синема Парке» оптимистично оценивают ситуацию, сложившуюся на ростовском рынке, но при этом предпочитают избегать разговоров о специфике региона. «Я убеждён, что решение об открытии кинотеатра не должно зависеть от этого, — говорит Сергей Китин. — Конечно, можно отметить, что в ЮФО и СКФО много предпринимателей, которые развивают независимые проекты, — отсюда и малая концентрация сетей. Но на смену однозальникам приходят мультиплексы, на смену инициативным предпринимателям — сетевые операторы. Они имеют возможность выстроить более эффективную модель, более интересную концепцию, да просто вложить больше денег — если это разумно. Собственно, вот что важно для нас — не картина рынка, а то, как на этом рынке поведут себя инвестиции. Изучив десять городов, мы можем выбрать четыре-пять, где риски минимальны. По сути, мы выбираем объекты — и тут важно всё. Так как мы изначально строим большие кинотеатры, нам нужны определённые высоты — к примеру, зал IMAX требует 400–500 мест, потому требования к девелоперу высокие. В Краснодаре возможности были, и мы несколько раз пытались туда войти, однако там не только конкуренция очень сильна, но и цена входа крайне высока. То есть там мы точно не будем эффективны, тем более что изначально стратегия “Синема Парка” — заходить в города с минимальной конкуренцией. Именно поэтому мы выбрали Ростов — у нас будет возможность построить кинотеатр-флагман». 

Также в Ростове предположительно намечается ещё как минимум один крупный проект — по данным главы Ворошиловского района города Виктора Бережного, новый кинотеатр появится на пересечении бульвара Комарова и проспекта Космонавтов. Подробностей пока нет. Но пока неясно, планирует ли кто-либо ещё из федералов в ближайшие год-два заходить в Ростов. «Федералам, мне кажется, нет большого смысла проводить экспансию в Ростове и на Юге вообще, — заявляет представитель компании “Чарли”. — Это связано с тем, что местные игроки очень активно проявили себя 10–15 лет назад. А тенденции к слияниям и поглощениям, к счастью, пока не наблюдается».

При этом собеседник добавляет, что ситуация ещё зависит и от строительства новых микрорайонов, которые открывают точки входа для новых игроков — но на данный момент, учитывая проект в «Горизонте», Ростов, скорее всего, некоторое время не будет представлять интерес для гигантов.

Краснодар: битва титанов

Наиболее интересная ситуация складывается сегодня на кинопрокатном рынке Краснодара. Во-первых, здесь давно и успешно действует сеть «Монитор», которая сейчас входит в десятку крупнейших игроков отрасли в стране. Именно эта компания формирует местный рынок и активно углубляется в периферийные города. К тому же «Монитор» спокойно идёт туда, где крупных игроков никогда не было в принципе — например, в Чечню и Адыгею. Один из собеседников оценил годовую выручку «Монитора» в 11 млрд рублей, сама компания этих данных не раскрывает.

Вероятно, самые серьёзные прибыли и, соответственно, широчайшие возможности для экспансии компании даёт её практически монопольное положение в Краснодаре — почти все кинотеатры принадлежат «Монитору». Однако, несмотря на абсолютное лидерство по количеству точек, долю кассового пирога этой сети можно оценить в 65%.

Крупнейшая сеть в стране «Синема Парк» строит первый в Ростове кинотеатр с залом IMAX expertjug_08_029.jpg Иллюстрация: arhinovosti.ru
Крупнейшая сеть в стране «Синема Парк» строит первый в Ростове кинотеатр с залом IMAX
Иллюстрация: arhinovosti.ru

«Три года назад в город пришёл “Киномакс” и почти сразу стал первым номером по сборам и посещаемости — сыграло свою роль сверхудачное расположение в самом центре города, в ТРЦ “Галерея-Краснодар”», — поясняет Георгий Мурадов. Правда, руководитель по маркетингу компании «Киномакс» Лариса Мотрусенко «из этических соображений» не стала озвучивать данные о прибылях и посещаемости кинотеатра: дело в том, что в сентябре в «Галерее» произошёл пожар, и с тех пор киноплекс не работает — его открытие, предположительно, состоится в марте.

Стоит отметить, что временное отсутствие «Киномакса» не особенно радует местных игроков. Этот кинотеатр странным образом преобразовал краснодарский рынок, придав ему ускорение. «На момент открытия этого киноплекса казалось, что рынок и без того замечательный, плотный, — вспоминает Георгий Мурадов. — Но вдруг пришёл слон в посудную лавку, встал в самый центр, и сразу стал самым посещаемым. Показалось — ужас, все мы умрём. Но что в итоге произошло с другими кинотеатрами? Да, некоторые закрылись — но “Квартал” просто перепрофилировался, а одиночку “Горизонт” снесли, чтобы построить ещё один ТРЦ с мультиплексом. При этом общая посещаемость кинотеатров в городе возросла. Даже мы ощутили на себе приток зрителей — хотя напротив, это “Киномакс” должен был сильно ударить по двухзальной “Авроре”, в которой нет ни торговли, ни ресторанов, разве что пиццерия (оба кинотеатра находятся в центре города в шаговой доступности друг от друга. — “Эксперт ЮГ”). То есть рынок расширился! Приход федерала взбодрил всех игроков. Все живы, все в плюсе, просто случилась хорошая встряска».

А в конце 2012 года Краснодар получил ещё одно мощнейшее вхождение — в молле Oz открылся десятизальник оператора «Формула кино», до этого работавшего только в столицах. И теперь у Краснодара, по сути, два варианта развития в части кинопроката: либо рынок вновь чудесным образом расширится, либо один из кинотеатров потеряет значительную часть аудитории.

Пока есть три кандидата, которые могут пострадать: сам новичок, одна из точек «Монитора» — мультиплекс в мегамолле СБС «Семь звёзд» и, опять же, мониторовский динозавр-одиночка, любимая горожанами «Болгария» на улице Ставропольской. Эти кинотеатры перекрывают географию друг друга. «Я с огромным удовольствием буду наблюдать, как станут наполняться залы “Формулы кино”, — говорит Георгий Мурадов. — Сложно представить, как туда будет ходить большое количество людей. Нас ждёт буквально битва титанов: с одной стороны, крепко стоящий на ногах кинокомплекс в СБС, с другой — федеральная сеть, хорошо зарекомендовавшая себя в столицах. Причём это ведь ещё и первый мультиплекс, расположенный за чертой города. Как он будет наполняться, как начнёт привлекать аудиторию, выстраивать рекламную компанию, ценовую политику? Не исключаю, что в Краснодаре может произойти серьёзный передел рынка». Согласно первичным оценкам, на большинство сеансов «Формула кино» установила цены примерно на 20% ниже, чем в СБС.

Формально крупнейшей южной сетью на Кубани является муниципальная сеть «Кубанькино», которая объединяет, по словам заместителя главы компании Алексея Семенина, 65 точек (19 из них на ноябрь 2012 года было оцифровано). Но форма этого «объединения» не совсем понятна — в ряде случаев речь идёт лишь о сотрудничестве с точками. Пока это наименее значимый игрок — в 2011 году прибыль «Кубанькино» составила примерно 4,6 млн рублей. Г-н Семенин подчеркнул, что компания выполняет скорее социальную функцию и реализует политику «просвещения» при непосредственной поддержке администрации края.

Но интересно, что при отсутствии каких-то рыночных планов «Кубанькино» сегодня проходит тотальную модернизацию, причём в рамках губернаторской программы. Как сообщил Алексей Семенин, администрация края уже выделила средства на закупку цифрового оборудования, а власти на местах на паритетных началах должны обеспечить ремонт кинотеатров. То есть, возможно, в Краснодарском крае «цифра» придёт даже в населённые пункты с населением 3–4 тысячи человек. «Частники не будут эти заниматься, им вообще неинтересна периферия», — убеждён г-н Семенин. В результате в крае может появиться ещё один «титан».

В деревню, в глушь

Сергей Китин убеждён, что, учитывая насыщенность крупных городов кинотеатрами, федералам стоит обратить внимание как раз на небольшие города: «Это открывает перспективы для российского кино, которое вызывает повышенный интерес именно на периферии». «Синема Парк» уже решила расширить свои границы за счёт развития рынка кинопрокатной индустрии в СКФО, где планирует начать с открытия мультиплекса с IMAX в Ставрополе — не исключено, что уже в нынешнем году. Как полагают некоторые участники отрасли, постепенно этот тренд будет набирать силу, тем более что тенденция такова, что получать фильмы стало проще, новые технологии позволяют передавать цифровое кино по спутнику, и вопрос логистики отпадает. Прокатные компании удешевляют процесс, бизнес становится удобным.

Правда, Сергей Лавров считает, что ожидать массового вторжения федералов на периферию всё же не стоит. «Сроки окупаемости проектов сегодня высоки, а ведь там особенно не поиграешь с ценой, в малых городах билеты должны стоить не более 100 рублей, хотя в среднем их стоимость в два–два с половиной раза выше, — рассуждает г-н Лавров. — То есть кинотеатры там можно строить разве что на государственные деньги».

«Не видим особого риска в том, чтобы идти на периферию — мы ведь открыли два кинотеатра в Старом Осколе, — комментирует представитель сети “Чарли”. — Возможно, и Ставрополье, и СКФО в целом интересны, но создавать там сеть не очень выгодно с точки зрения её дальнейшей перепродажи. И вообще, это очень опасные регионы для ведения кинопрокатного бизнеса: там рынок функционирует “по понятиям”, будут проблемы с арендой, заключением дополнительных договоров. Проще всё же дождаться появления новых микрорайонов в Краснодаре, Ростове и Волгограде — туда и местные, и федералы точно придут». Это главный вывод — если в ближайшие годы местные игроки не займутся продуманным редевелопментом, федералы возьмутся за Юг всерьёз.                            

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №8 (247) 25 февраля 2013
    Северный Кавказ
    Содержание:
    Подковёрное нападение на Кавказ

    Северный Кавказ оказался на передовой в борьбе двух команд, имеющих разное представление о том, как нужно развивать страну в целом и регион в частности. Результатом схватки может стать разрушение механизмов для достижения целей, прописанных в стратегии развития СКФО, а также серьёзное изменение самой стратегии, принятой всего два года назад. В частности, сегодня налицо попытка дискредитировать ключевую для округа тему туризма

    Реклама