Белеет лайнер одинокий

Русский бизнес
Москва, 08.07.2013
«Эксперт Юг» №26-27 (266)
В середине июня состоялся первый круиз из летней программы «Шесть курортных столиц Чёрного моря» на Одесско-Крымско-Кавказской линии. Теплоход, идущий по этому маршруту, движется по кругу, совершая еженедельные заходы в Новороссийск, Сочи, Феодосию, Ялту, Одессу и Севастополь — взойти на борт можно в любом месте

Фото: Арина Барсукова

Организатором линии выступила Черноморско-Балтийская круизная компания, используя зафрахтованное у карибского судовладельца Adriana Shipping LTD судно «Адриана». По приглашению Черноморско-Балтийской круизной компании «Эксперт ЮГ» получил возможность принять участие в первом круизе.

Возродить круизное судоходство

Круизы от Одессы до Батуми были организованы ещё в 1854 году Российским обществом пароходства и торговли, эта линия была возрождена после революции, затем снова — после Великой Отечественной войны. Президент Черноморско-Балтийской круизной компании Игорь Рюриков отмечает, что после распада СССР было несколько попыток возрождения таких туров по Чёрному морю, но они не имели успеха. Причин несколько. Во-первых, ранее действовавшее таможенное и пограничное законодательство мешало посадке на борт пассажиров в каждом порту, принять на пароход гостей можно было только в одном городе. Во-вторых, были попытки организовать круизы из Батуми или Стамбула, что автоматически требовало от пассажира наличия загранпаспорта.

По мнению г-на Рюрикова, потребность во внутренней круизной линии в Чёрном море назрела как по причине общего роста круизного рынка, так и в связи с повышенным спросом на безвизовые туры. Черноморские круизы, по его мнению, смогут стать альтернативой речным, а также пляжному отдыху на побережье. «Есть целый круг туристов, которые приезжают отдыхать на море, но не только лежать на пляже, — рассуждает Игорь Рюриков. — Те, кто предпочитают исключительно пляжный отдых, выбирают Турцию или Египет, где море почище, сезон длиннее, цены ниже, а сервис лучше. На Черноморское побережье приезжает множество людей, путешествующих с познавательной целью, для них и будет интересен круиз, дающий массу впечатлений».

Сравнивая преимущества развития круизного туризма в Карибском и Чёрном море, вице-президент круизной компании Royal Caribbean Джон Уайт отмечает, что именно побережье Чёрного моря обладает большим культурно-историческим наследием, способным привлечь значительный поток туристов. При этом г-н Уайт подчеркнул, что Черноморское побережье растеряло туристическую инфраструктуру, которую предстоит восстанавливать для успешного развития морских круизов. В этом направлении наибольших успехов на сегодняшний день добились Сочи и Одесса.

Продукт для Юга

В основном круиз «Шесть курортных столиц Чёрного моря» рассчитан на жителей юга России и Украины. Из Москвы и Петербурга дешевле долететь до Генуи, чем до Сочи, а жителям Ростова-на-Дону, Ставрополя или Краснодара, например, выгоднее на машине приехать в Новороссийск, сесть на борт и, сделав круг, через неделю сойти в этом же порту. Исполнительный директор Черноморско-Балтийской круизной компании Павел Квасников отмечает, что принципиальным для организации этого круиза был переход между городами в ночное время, чтобы гости утром оказывались в новом городе, а вечером имели возможность отдохнуть на борту судна. Главным преимуществом линии является круговой маршрут, который позволяет пассажирам из разных стран и причерноморских регионов производить посадку и высадку в одном и том же порту маршрута, при этом совершая полноценный недельный круиз. Среди других преимуществ линии г-н Квасников отмечает вариативность предложений, отсутствие языкового барьера и конкурентоспособное соотношение цены и качества.

Заявленная цена недельного круиза в 730–1440 долларов не смущает экспертов, так как соответствует, например, стоимости речных круизов по Волге, причём на менее комфортабельных судах, или затратам на недельное проживание в сопоставимых номерах берегового отеля «Ялта Интурист». Если учесть, что цена круиза не увеличивается для многих потребителей за счёт авиаперевозки, что детей принимают бесплатно или за символическую цену, что пешеходные экскурсии в каждом городе уже включены в стоимость, а туристам предлагают интересную развлекательную программу и дополнительный сервис, то получается вполне конкурентоспособная пропорция между ценой и качеством. Продажа мест идёт в две волны — незадолго до отъезда, так как для данного круиза не требуется наличие загранпаспорта и виз, и заблаговременно. Сейчас уже забронированы каюты на август и сентябрь, есть групповые заявки.

На «Адриане» 130 кают, судно может принять на борт до 300 человек. Для этого в среднем необходимо заполнять порядка 20 кают в каждом из шести портов захода, то есть принимать по 40 человек. Организаторы круиза полагают, что такое количество туристов раз в неделю сложно будет не найти.

Турагенты часто сравнивают этот круиз с речными — те тоже безвизовые, а по загрузке чуть ниже. Но у «Адрианы» больше общественных помещений, где можно отдыхать, прогуливаться; для этих целей одна палуба отдана под бары, рестораны, салоны, небольшой открытый бассейн. На судах речных круизов обычно представлен один ресторан и один музыкальный салон. «Цена — наше преимущество, — констатирует Павел Квасников. — За те же деньги мы предлагаем клиентам лучший сервис и более комфортные условия». Так как «Адриана» ходит под флагом островного государства в Карибском бассейне Сент-Китс и Невис, то для разнообразия досуга гостей на борту абсолютно легально действуют казино и магазин беспошлинной торговли. В целях организации развлекательной программы для туристов «Адрианы» с Кубы специально приглашена группа Alma Flamenca, ежедневно предлагающая гостям разные программы шоу Authentic Cuba libre. Руководитель группы Араэль Акоста Ноа отметил, что танцорам пришлось привыкать не только к смене часовых поясов, но и к качке, во время которой танцевать было непросто. В этой группе участвует известный исполнитель сальсы и победитель многочисленных престижных конкурсов, которые традиционно проводят в странах Карибского бассейна, Дьен Гонсалес.

Сервис в круизе

Рынок круизов достаточно закрыт, сюда с улицы так просто не зайти. «Круизный продукт может быть как высокодоходным, так и убыточным, — поясняет Игорь Рюриков, являющийся одновременно и президентом Ассоциации участников круизного рынка. — Можно, например, зафрахтовать судно на десять дней, сделать два круиза по Балтийскому морю и получить прибыль сразу же, а можно не окупить. И зависит это от идеологии бизнеса — на кого он рассчитан, кто реально заинтересован в нём». По мнению г-на Рюрикова, данный рынок не столько высокотехнологичен с точки зрения сервиса, сколько сложен с точки зрения координации усилий всех служб — работы ресторанов, баров, магазинов, отельного хозяйства, взаимодействия с береговыми службами, портами и так далее. Поэтому здесь очень высоки барьеры входа. Организатор круиза, Черноморско-Балтийская круизная компания, является дочерней структурой петербургского туроператора «Экспо-тур» и создана специально для осуществления круизных программ в балтийском и черноморском регионах. «Экспо-тур» хорошо известен не только на петербургском, но и на общероссийском рынке как традиционный организатор сезонных тематических круизов на Балтике.

Для создания комфортных условий для туристов специально было выбрано судно «Адриана», которое прибыло из Карибского моря и прошло специальную подготовку для работы с туристами из России и с Украины. В частности, во всех каютах установлены телевизоры, так как российские и украинские туристы требуют их наличия даже на корабле. Общая концепция судна — элегантная яхта во французском стиле, соответствующая классу «стандарт». «Адриана» является средним по величине и очень уютным круизным лайнером, имеющим всё необходимое для полноценного и комфортного отдыха. Если на больших судах организатор круизов традиционно берёт в чартер только пассажирскую часть, то в этом случае, так как проект рассчитан на очень большой срок, он всё организует самостоятельно — магазин, рестораны, снабжение продуктами, разработку специального меню, установку специализированного программного обеспечения в бары, а в каждую каюту — телевизора. «На этой яхте гости живут в очень тесном общении с экипажем, за семь дней успевая познакомиться и узнать практически каждого, — говорит Игорь Рюриков. — Именно это позволяет в большой степени учитывать интересы и пожелания клиентов, по-душевному общаться, создавая особую атмосферу, чего нельзя добиться на лайнере, перевозящем две тысячи пассажиров».

Польза портовым городам

Сегодня круизная индустрия представляет собой наиболее быстро развивающийся сектор туристской отрасли. По статистике ВТО, ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, составляет 8%. По прогнозам, в 2017 году в мире будет насчитываться 24 млн круизных туристов. Не вызывает сомнения, что черноморский регион имеет большой потенциал в развитии круизной индустрии, который в настоящее время практически не используется. При этом с каждым годом растёт число иностранных лайнеров, заходящих в порты Чёрного моря. Среди украинских портов лидирует Одесса, в которую ежегодно приходят более 150 лайнеров, привозящих около 140 тысяч туристов. Однако это далеко не предел: например, в Стамбул ежегодно заходит более 400 лайнеров с более чем 580 тысячами туристов на борту. Способствовать развитию черноморских круизов будут и Олимпийские игры 2014 года.

Начало круизного сообщения внутри черноморского пространства позволит привлечь в города маршрута дополнительные турпотоки. По предварительным оценкам, в течение летнего сезона 2013 года только в рамках круиза «Шесть курортных столиц Чёрного моря» в каждый из шести городов будет совершено 14 судозаходов и перевезено около 4 тысяч туристов. Согласно имеющейся статистике, каждый турист в среднем оставляет в порту захода около 50 евро. Тогда получается, что каждый портовый город по итогам новой круизной навигации может ожидать дополнительно порядка 200 тысяч евро в свою экономику, что, конечно, благоприятно отразится на его положении. Несложно предположить, что и появление новых круизных линий на Чёрном море будет способствовать увеличению притока денег в портовые города.   

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №26-27 (266) 8 июля 2013
    Развитие городов
    Содержание:
    Мегаполис между «хардом» и «софтом»

    Второй межрегиональный урбанистический форум «Развитие городов Юга», проведённый «Экспертом ЮГ» в конце июня, продемонстрировал, что в этой сфере сегодня существует значительный дефицит грамотных управленческих решений. Между тем ресурс движения по инерционной траектории исчерпан — нужны крупные проекты развития, без которых большие города Юга будут обречены на отставание от своих конкурентов в России и за её пределами

    Реклама