Почём теперь энергоэффективность?

Спецвыпуск
Москва, 23.12.2013
«Эксперт Юг» №1-2 (291)
Принятая в марте госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» предполагает вложение в соответствующие сферы 20 трлн рублей до 2020 года. Большая часть этих денег ложится на частных инвесторов, а вложения региональных бюджетов должны в пять раз превысить федеральные инвестиции. Но каким образом выйти на эти показатели, пока совершенно неясно

Фото Матвея Котова

Именно таким был лейтмотив круглого стола по проблемам энергоэффективности, который «Эксперт ЮГ» недавно провёл в Краснодаре; партнёрами мероприятия выступили компании «Грундфос» и «Данфосс». Участники встречи — представители региональной и муниципальной власти, энергетического бизнеса, управляющих и инжиниринговых компаний — отметили, что развитие проектов в сфере энергоэффективности возможно только при их последовательной поддержке со стороны государства и столь же последовательной работе по оптимизации механизмов их финансирования. Предприятия, стремящиеся к оптимизации расходов на производство, потребители, которые хотят экономить, чиновники, которые желают продемонстрировать результаты своей работы вышестоящему начальству — все они теоретически заинтересованы в повышении энергоэффективности. Но для начала неплохо бы определить роли, которые отводятся здесь основным действующим лицам — бизнесу и государству.

По заданию партии и правительства

Заявленная правительством ориентация на энергоэффективность уже привела в движение сложный государственный механизм. По утверждению заместителя начальника отдела коммунального хозяйства департамента ЖКХ Краснодарского края Александра Лазарева, с 2011 года на Кубани предприняты определённые шаги по реализации энергоэффективных проектов. На эти нужды региональная администрация в 2012 году выделила 100 млн рублей, а муниципалитеты вложили ещё 20 млн. Эти цифры, на первый взгляд, внушительны, но, по замечанию г-на Лазарева, если разделить их на 156 муниципальных образований края, которые приняли участие в программе в 2012 году, то выделяемые суммы окажутся достаточно скромными. Тем более что дефицит региональных и муниципальных бюджетов вряд ли позволит в ближайшие годы значительно увеличить ассигнования на энергоэффективность.

Основные вложения со стороны краевых властей были распределены между несколькими направлениями: программой развития систем наружного освещения, установкой энергосчётчиков, реализацией программы по развитию водоснабжения. Однако не все программы получились достаточно результативными. Так, по словам Александра Лазарева, оказалось, что срок окупаемости проекта с применением светодиодных светильников для наружного освещения составит около 20-30 лет, что вкупе со спецификой эксплуатации этих решений в российских условиях делает энергоэффективный проект малоэффективным в финансовом смысле. В то же время реализацию долгосрочной целевой программы по развитию водоснабжения, в рамках которой край внедряет новое полимерное оборудование, позволяющее значительно снижать потери воды при её транспортировке и добыче, краевые власти оценивают весьма оптимистично. Как сообщил Александр Лазарев, её экономический эффект в 2011 году составил 190 млн рублей, при этом на вложения краевого бюджета пришлось около 500 млн рублей, а органы местного самоуправления вложили ещё порядка 100 млн.

Заместитель начальника отдела коммунального хозяйства департамента ЖКХ Краснодарского края Александр Лазарев отметил, что реализованные в крае проекты показывают различную степень эффективности 059_expertjug02_1.jpg Фото Матвея Котова
Заместитель начальника отдела коммунального хозяйства департамента ЖКХ Краснодарского края Александр Лазарев отметил, что реализованные в крае проекты показывают различную степень эффективности
Фото Матвея Котова

И бичом, и калачом

Однако основным вопросом энергоэффективности является проблема стимулирования проектов в данной сфере. Как заметил главный редактор журнала «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов, вложения в подобные проекты в Краснодарском крае на порядок превосходят соответствующие инвестиции в других регионах, например, в Ростовской области, но заинтересованность в них со стороны частных потребителей и компаний пока недостаточно высока. По словам дивизионального директора компании «Данфосс» по ЮФО Павла Поволоцкого, люди совершенно не знают, что такое энергосбережение, — для них это установка счётчиков в подъездах и квартирах. Так что финансовое участие и контроль государства не гарантируют эффективного вложения средств, выделяемых на энергоэффективность.

Впрочем, если говорить о физических лицах, то стимулом интереса к энергоэффективным решениям, по мысли представителей власти и компаний, работающих в этой сфере, будет рост тарифов на энергию. Хотя региональный представитель компании «Грундфос» в Краснодаре Денис Самойленко считает, что энергоэффективные проекты имеют достаточную привлекательность и без применения столь серьёзных средств. «Мы можем экономить до 60 процентов электроэнергии, которая тратится при обеспечении водоснабжения, и потребители просто должны видеть энергосберегающий эффект. Обычный пересчёт на срок окупаемости и на денежный эквивалент служит здесь достаточным аргументом, — рассуждает г-н Самойленко. — Такие аргументы становятся решающими и для бизнес-структур. Мы проводим обследование и делаем предложение со сроком окупаемости и инвестициями, которые позволят не только экономить, но и приносить прибыль в дальнейшем. Например, экономия при реализации одного из проектов составила 2,5 тысячи киловатт в час».

В то же время представители конечных потребителей коммунальных услуг смотрят на нынешние методы принуждения к энергоэффективности весьма скептически. Например, технический директор управляющей компании «ГУК-Краснодар» Юрий Цуканов отмечает, что подавляющая часть жилых зданий в кубанской столице и других городах строилась для эксплуатации по принципиально иным энергопринципам, и чтобы добиться эффективных решений, необходимы многомиллионные вложения. Все энергоэффективные решения в результате оказываются как бы в сужающемся коридоре: потребитель, с одной стороны, должен быть заинтересован в использовании подобных технологий, а с другой стороны, иметь достаточно средств для реализации возможных решений.

Пока же, по мнению г-на Цуканова, всё держится за счёт государственной поддержки и программы развития энергоэффективности, но если вдруг государство изменит свои приоритеты, то сама идея энергоэффективности умрёт. А предпосылки для этого есть, в том числе и потому, что отношение к идее государственных инвестиций в энергоэффективные технологии у экспертного сообщества неоднозначное. «Со стратегической точки зрения, нам в экономике нужны трудосберегающие технологии, — считает, например, академик РАН Виктор Ивантер. — А теперь посмотрите, какие технологии объявляются приоритетными — на первом месте стоят энергосберегающие. У нас что, дефицит энергии ожидается? Конечно, желательно выключать свет, выходя из комнаты, и нежелательно отапливать улицу вместо дома. Однако следует помнить, что эффективность инвестиций в энергосбережение у нас вдвое ниже, чем в Европе. Зачем же тогда их делать приоритетом?»

Денис Самойленко (ООО «Грундфос») и Павел Поволоцкий (компания «Данфосс») считают, что энергоэффективные проекты в России имеют большой потенциал, но важно правильно донести это до конечного потребителя 059_expertjug02_2.jpg Фото Матвея Котова
Денис Самойленко (ООО «Грундфос») и Павел Поволоцкий (компания «Данфосс») считают, что энергоэффективные проекты в России имеют большой потенциал, но важно правильно донести это до конечного потребителя
Фото Матвея Котова

Инвестировать или осваивать?

Опасения, что энергоэффективность за государственный счёт — это не навсегда, на круглом столе пришлось услышать и от самих представителей власти. «Сейчас спрос в данной области стимулирует государство. Давайте предположим, что не будет спроса со стороны государства — что случится? 90 процентов предприятий обанкротится», — говорит начальник отдела реализации инновационной политики министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Александр Пискленов. Проблема, по его мнению, заключается ещё и в том, что при обилии решений организации давно научились осваивать деньги. Поэтому эффективной формулой при финансировании энергоэффективности г-н Пискленов считает предоставление субсидий тем потребителям, которые самостоятельно реализуют энергоэффективные проекты: «Нужно стимулировать интерес у конечного потребителя, а не у государства. Необходимо сделать так, чтобы энергосбережение дошло до конечного потребителя».

Однако пока применяемые схемы финансирования не слишком убедительны ни с точки зрения стимуляции процесса энергоэффективного потребления, ни с точки зрения привлечения инвестиций. По утверждению представителя одной из компаний, предлагающих энергоэффективные решения, работа по энергосервисному контракту до сих пор ничем не отличается от работы по обыкновенной сделке с привлечением кредита. Между тем создание простых механизмов получения тем или иным предприятием или ТСЖ кредитов на выполнение энергосервисных контрактов могло бы способствовать изменению отношения массового потребителя к подобным проектам. Это мнение разделяет и генеральный директор ОАО «Энергосервис Кубани» Сергей Овченков, имеющий опыт работы с бюджетными организациями и государственными предприятиями: «Банк нам говорит: да, мы вам дадим кредит на уровне цены потребительского кредита. Но если экономия составляет 15 процентов, а кредит предлагается под 20–25 процентов, то о чём может идти речь?»

С другой стороны, вполне можно понять и позицию банков, которые не готовы предлагать другие условия, опираясь на предложение в качестве гарантии самого энергосберегающего проекта. Как это уже не раз бывало с другими благими намерениями правительства, всё упирается в принципы финансовой политики, и здесь возможность региональных игроков существенно повлиять на ситуацию , как всегда, исчезающе мала.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1-2 (291) 23 декабря 2013
    Люди года на Юге России
    Содержание:
    Донской нефтяник увеличил ставки

    Всего за три года совсем не публичный бизнесмен Алексей Фролов создал в Ростове-на-Дону одну из самых динамично растущих крупнейших компаний страны — торговый дом «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром». В уходящем году к основному бизнесу Фролова, торговле нефтепродуктами, в рамках формируемой предпринимателем группы компаний «Флэш» добавился масштабный инвестпроект в смежной сфере — нефтехимии

    Реклама