Сосредоточиться на будущем

Главный ответ на новые вызовы, которые ставит перед экономикой юга России нынешняя неблагоприятная экономическая конъюнктура, — необходимость развития реального сектора и усиление инвестиций в инфраструктуру. Таковы важнейшие выводы Седьмого межрегионального форума крупнейших компаний ЮФО, который «Эксперт ЮГ» провёл в середине декабря в Краснодаре

Фото Ярослава Потапова

Соорганизатором форума крупнейших компаний ЮФО по традиции выступила администрация Краснодара, партнёрами форума в этом году стали Промсвязьбанк, «Прайсвотерхаус­Куперс Аудит», компании Astron, компания КНАУФ, ПО «Платон», АКГ ЮИКЦ, банк «РОСТ», строительная компания «АльфаСтройКомплекс», компания Европлан. Вопрос, вынесенный в качестве темы форума — «Как подготовить новый виток экономического роста?», был, безусловно навеян стагнацией российской экономики на протяжении уходящего года. На Юге этот процесс ещё и совпал с завершением «олимпийского» инвестиционного цикла, что уже отразилось на совокупном региональном портфеле крупнейших инвестпроектов, который, судя по нашему недавнему исследованию, заметно похудел.

Однако, в отличие от кризиса 2008–2009 годов, когда настроения бизнеса были близки к паническим, сейчас в деловом сообществе преобладает стремление найти новые возможности для развития. «По объективным показателям время у нас не самое простое, но оптимизм есть, — сказал, открывая пленарное заседание форума, генеральный директор “Эксперт РА” Дмитрий Гришанков. — Люди, которые занимаются производством, делают это несмотря ни на что и никуда не уезжают — то ли потому, что родину любят, то ли потому, что уехать не удаётся. По крайней мере, они ассоциируют себя с этой территорией». Чтобы люди не уезжали, для них нужно создавать соответствующие условия, сказал мэр Краснодара Владимир Евланов. Главе Кубанской столицы можно верить: по результатам рейтингов Минрегиона и ряда журналов, город занимает первое место в России по условиям для жизни и для бизнеса. «Эти вещи тесно взаимосвязаны — без сильной экономики невозможно строить дороги, больницы, школы, детские сады, объекты благоустройства, — уверен Евланов. — Хочу отметить ещё и такой факт: Краснодар в последние годы стабильно входит в тройку лидеров по строительству жилья — после Москвы и Санкт-Петербурга, семь лет мы не строим меньше миллиона квадратных метров в год. Качественное жильё в достаточном количестве — тот фактор, который оказывается решающим для привлечения и инвестиций, и качественной рабочей силы».

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, выступивший на форуме с пленарным докладом, убеждён, что в целом конъюнктура и перспективы сейчас складываются для юга России довольно удачно. В частности, после завершения олимпийских и около­олимпийских строек высвободятся колоссальные производительные силы, которые можно и нужно развернуть в правильное русло. В качестве аналогии Виктор Ивантер напомнил, что в своё время самый крупный советский автозавод ВАЗ было решено строить именно в Самарской области по причине того, что после реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, в том числе Волжской ГЭС, в регионе оставались не у дел большие строительные предприятия. А юг России к тому же обладает качественной демографической базой, которую можно восполнять за счёт внутренней миграции из северных и центральных регионов.

В то же время Виктор Ивантер настаивает на необходимости изменения нынешней экономической политики правительства. «Самое удивительное, что, согласно плану Минэкономразвития, к  2030 году положение России в мировой экономике ухудшится, то есть получается, что мы сознательно идём дорогой регресса. Очевидно, что нынешняя экономическая политика нерезультативна», — убеждён академик. Виноваты, по его мнению, отечественные госкорпорации и компании с преимущественным государственным участием, которые, в отличие от частного бизнеса и иностранных игроков, в последние годы резко сократили объёмы инвестиций в реальный сектор. Причём увеличивать эти объёмы их не побуждают ни рекордно дешёвые кредиты, ни очевидный государственный интерес.

Большие ожидания по перезапуску инвестиционного процесса Виктор Ивантер связывает с машиностроением: именно эта отрасль должна потянуть экономику вверх за счёт нынешних фаворитов государства — военно-промышленного, авиакосмического и атомного секторов. На юге России предприятий этих отраслей не так много, но почти все они сейчас хорошо загружены заказами.

По словам мэра Краснодара Владимира Евланова, невозможно быть городом, привлекательным для бизнеса,но непривлекательным для жизни — эти вещи напрямую взаимосвязаны 026_expertjug02.jpg Фото Ярослава Потапова
По словам мэра Краснодара Владимира Евланова, невозможно быть городом, привлекательным для бизнеса,но непривлекательным для жизни — эти вещи напрямую взаимосвязаны
Фото Ярослава Потапова

«Дорогие вы наши госкомпании…»

Одной из главных тем состоявшейся в ходе форума панельной дискуссии «Реальный сектор: на чём фокусировать промышленную политику?» стала деятельность компаний-монополистов, которые всё более воспринимаются реальным сектором как инфраструктурный тормоз для развития. Тема обрела ещё большую актуальность в свете недавнего замораживания тарифов монополистов и их незамедлительного ответа, напоминавшего банальный шантаж, поэтому участники дискуссии не поскупились на критику. «Дорогие вы наши госкомпании, — обратился к монополистам один из выступавших промышленников. — Дорогие — в самом прямом смысле: вы нам слишком дорого обходитесь».

По мнению президента промышленной группы «Тегас» Игоря Ворошилова, компании-монополисты негативно влияют на реальный сектор не только своей тарифной политикой, но и тем, что их не заботит необходимость поддержки средних и малых отечественных предприятий. «Недавно мы вели переговоры с компанией “Газпром — Альтернативное топливо”, они планировали заказать у нас оборудование для газозаправочных станций. Их интересовало, есть ли у нас опыт строительства подобных станций, а поскольку силами российских компаний такие объекты не оснащаются уже более 25 лет, они в итоге решили пойти по простому пути — заказать оборудование в Италии», — рассказал г-н Ворошилов.

Удивительную историю из жизни госкомпаний поведал и Виктор Ивантер, вспомнивший свою недавнюю встречу с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным, который пожаловался на высокую стоимость предлагаемого ему кредита под… три процента годовых. Сидевшие в зале промышленники скептически усмехнулись — о таких цифрах им остаётся только мечтать. Генеральный директор крахмального завода «Гулькевичский» Сергей Клыков рассказал, как на протяжении нескольких лет искал финансирование для реконструкции своего предприятия. Он пытался сотрудничать с банками и венчурными фондами, договаривался о совместном предприятии с «Роснано» и разрывал эти отношения, поскольку существовал риск, что бизнес перейдёт в чужие руки, претендовал на получение средств от Корпорации развития Северного Кавказа, но так и не нашёл подходящей площадки — с коммуникациями и гарантией безопасности для сотрудников.

Правда, получать кредиты на выгодных условиях бизнесу мешают не только высокие проценты: банки заставляют предприятия нести дополнительные расходы, к примеру, по экспертной оценке проектов, а обеспечить необходимое залоговое обеспечение под силу далеко не всем, и в результате число инвестпроектов снижается. По мнению Виктора Ивантера, выход из этой ситуации — выдавать кредиты не под залог, а под реализуемый проект, но это предполагает наличие у банкиров дополнительных компетенций — условно говоря, умения отличать яму от котлована.

Впрочем, сетования на политику госкомпаний не отменяют необходимости поиска новых путей развития, и здесь магистральными направлениями для промышленников являются оптимизация издержек и повышение производительности труда. Именно  низкая производительность труда — в этом выступавшие в ходе дискуссии были единодушны — составляет тот скрытый резерв, благодаря которому в России и сможет произойти новый виток экономического роста. К примеру, директор ростовского производственного объединения «Платон» Владимир Падчеваров с гордостью рассказал, что является автором собственной системы роботизации производства, которую применяет в своей компании: «Один робот-раскройщик заменяет у меня на производстве 30 человек — он не курит, не пьёт, не болеет и отчитывается о каждом своём действии. Сейчас мы активно продвигаем эту машину и программное обеспечение к ней, готовы тиражировать этот опыт».

Ещё одна, пока не слишком используемая возможность для промышленности — более широкая кооперация и углубленная специализация. Генеральный директор ОАО «НПО “Промавтоматика”» Александр Липко предложил обратиться к опыту Европы, где одно предприятие может производить только гайки или стальные стерженьки, но зато обеспечивать этой продукцией половину Евросоюза. «Мне довелось побывать в промышленном парке в Сент-Этьенне — там есть порядка 30–40 небольших заводов, каждый из которых производит узкоспециализированную продукцию и является фактически монополистом. И делает он свою продукцию настолько качественно и дёшево, что даже нам в России выгодно её покупать», — поделился впечатлениями г-н Липко.

Наконец, была затронута и хорошо знакомая производственникам тема прозрачности взаимоотношений с государством. Ряд негативных примеров из сегодняшней практики привёл в своём выступлении Сергей Клыков: «Вышло постановление — запретили мальтозную патоку добавлять в пиво, поставили её фактически вне закона, постарались солодовое лобби и водочное. А у нас 40 процентов на эту продукцию приходилось, кто-то вообще завод специально для этого производства построил в Рязани за пять миллиардов. Как работать в таких условиях, когда непонятен механизм принятия решений и из-за этого нельзя планировать долгосрочные инвестиции?». Вывод предпринимателя, с которым согласятся все представители реального сектора, очевиден: нужна внятная, долгосрочная, прозрачная промышленная политика.

По мнению академика Виктора Ивантера, инвестиционную паузу мы организовали себе сами 028_expertjug02.jpg Фото Ярослава Потапова
По мнению академика Виктора Ивантера, инвестиционную паузу мы организовали себе сами
Фото Ярослава Потапова

ГЧП с уклоном в «Ч»

Другой стратегический вопрос южной экономики — развитие девелопмента и инфраструктуры — обсуждался в рамках ещё одной панельной дискуссии. Немеркнущая актуальность этой темы теперь связана с наметившимся трендом снижения количества южных проектов в инфраструктурной сфере. По словам директора краснодарского филиала ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» Вячеслава Соловьёва, подобные проекты всегда и во всех странах являлись одним из катализаторов экономического роста: «Состояние инфраструктуры — это лицо города, лицо страны, лицо региона, по которому многие инвесторы выбирают, куда идти и куда вкладывать деньги. Сейчас значительная конкуренция за инвестора существует не только между регионами, но и между странами, и инфраструктура способна усилить конкурентные преимущества, сформированные территориями».

По данным исследования инфраструктурных проектов в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, проведённого «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», ожидания российского частного бизнеса по вложениям в инфраструктуру выглядят на фоне остальных стран оптимистичнее. В России доля респондентов, ожидающих увеличения капитальных затрат по таким проектам, достигает примерно 65%. Менее динамичные страны Центральной Европы, такие как Чехия и Венгрия, по-прежнему испытывают на себе влияние экономического кризиса, и ожидания респондентов относительно перспектив улучшения положения не столь радужны. Тем не менее, доля проектов, финансируемых из сугубо частных источников, в России пока значительно ниже, чем в других странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. 72% опрошенных в процессе исследования полагают, что частное финансирование в этой сфере играет важнейшую роль или приобретает всё большее значение.

Две основные внутренние проблемы при реализации инфраструктурных проектов — это управление рисками и управление проектами в целом, что особенно актуально для России. Как отметил Вячеслав Соловьёв, именно этим обусловлены задержки сроков завершения проектов, а 78% менеджеров инфраструктурных проектов признали, что в ходе их осуществления за последние 12 месяцев наблюдались отставания от графика. Другая характерная проблема, которую отметили чуть больше половины менеджеров, — удержаться в рамках бюджета.

Создание инфраструктурных объектов традиционно считается полем деятельности государства, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства, однако на практике, как отметили участники дискуссии, ГЧП пока больше движется в сторону вложений в объекты инфраструктуры со стороны инвестора. В частности, Алексей Трушин, генеральный директор компании «Европа Инжиниринг», работающей в сфере комплексного развития территорий, отметил, что все застройщики вынуждены часть затрат на инженерную и социальную инфраструктуру включать в свои издержки, а это, конечно же, отражается на конечной стоимости возводимого объекта и жилья для покупателей.

Именно дефицит инфраструктуры и её дороговизна заставляют застройщиков и девелоперов строить высотные здания, выжимать максимум из квадратного метра земли. Одна из схем взаимодействия региональной власти и бизнеса в сфере комплексного освоения территории может выглядеть так: изначально инвестор договаривается о создании социальной инфраструктуры за счёт региональных средств, строит жильё и эти объекты. Позже, за счёт появления на застраиваемом участке детских садов, школ и поликлиник, происходит рост платёжеспособного спроса со стороны покупателей, и застройщик продолжает реализовывать следующие очереди строительства, позволяя больше внимания уделять обустройству территории и комфорту.

По мнению управляющего краснодарским отделением Сбербанка Анатолия Песенникова, нынешний тренд движения проектов ГЧП в сторону бóльших вложений инвестора в объекты инфраструктуры опасен. Такая ситуация будет приводить к увеличению бюджета проектов для частных инвесторов, хотя проект должен иметь допустимые сроки окупаемости, а стоимость квадратного метра должна соответствовать сложившемуся на рынке уровню. При этом г-н Песенников отметил важные изменения в факторах принятия инвесторами решений о вложении средств в жилищное строительство. По его наблюдениям, если раньше инвесторы обращали особое внимание на стоимость финансирования и наличие разрешительной документации, то сегодня приоритеты сместились в сторону оценки риска проекта, а значит, инвесторы стали более грамотными — на первый план вышла не проблема собственно строительства жилья, а вопрос его продажи в условиях снижающегося спроса. Поэтому новый виток роста в девелопменте будет возможен при широком распространении совместной работы трёх сторон: инвесторов в жилищные проекты, администраций, гарантирующих и финансирующих строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, и банков, при наличии таких договорённостей охотно соглашающихся кредитовать подобные проекты.

Своеобразным подтверждением отмеченного выше тренда стало выступление помощника начальника СКЖД Евгения Горлакова, который заявил, что у РЖД нет ресурсов для выноса железнодорожной магистрали из центральной части Краснодара и предложил региональным властям поискать деньги на этот проект. «Вынос железнодорожных путей за пределы города — так называемый “Краснодарский обход” — на данный момент не приоритетная задача для РЖД, — заявил г-н Горлаков, добавив, впрочем, что у сторон пока нет единого представления об этом проекте: «Город заинтересован лишь в одном — вынести дорогу, а мы хотели бы понимать, ради создания чего мы её выносим».

В целом же форум, как обычно, дал наглядный актуальный срез деловой активности, продемонстрировав, что региональный бизнес всерьёз озабочен поиском новых источников роста и не намерен ждать, когда их найдёт и начнёт стимулировать государство, как это было, скажем, в случае с олимпийским проектом. Один из выводов последнего исследования крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО заключался в том, что новая инвестиционная волна, сопоставимая с предыдущей, начнётся только к 2017 году — так вот, бизнес сейчас готов делать всё, чтобы приблизить этот сладостный момент. Это обстоятельство, конечно же, надо взять на заметку тем представителям власти, от которых зависит экономическая политика — если не на федеральном, то на региональном уровне. Мы видим, что потенциал государственно-частных инициатив на Юге не просто не исчерпан — он ещё толком даже не раскрыт, и поэтому сейчас на первый план выдвигается качество проработки совместных проектов, от чего, в конечном итоге, и зависит будущий экономический рост.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1-2 (291) 23 декабря 2013
    Люди года на Юге России
    Содержание:
    Донской нефтяник увеличил ставки

    Всего за три года совсем не публичный бизнесмен Алексей Фролов создал в Ростове-на-Дону одну из самых динамично растущих крупнейших компаний страны — торговый дом «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром». В уходящем году к основному бизнесу Фролова, торговле нефтепродуктами, в рамках формируемой предпринимателем группы компаний «Флэш» добавился масштабный инвестпроект в смежной сфере — нефтехимии

    Реклама