Чудеса региональной авиации

P.S.
Москва, 21.04.2014
«Эксперт Юг» №16-17 (306)

Невероятная скорость, с которой российские авиакомпании организовали сообщение с Крымом, и обещания властей сделать билеты на этом направлении максимально доступными (программа субсидирования авиаперелётов из 16 российских городов в Симферополь потребует 679 млн рублей), первым делом наводят на мысль, что можно так же легко снизить стоимость авиаперевозок и на других направлениях. Тут, конечно, возразят: Крым — это случай особый, тут интересы политические. Хорошо, а появление недорогих прямых рейсов из Ростова, скажем, в Махачкалу или Астрахань — это не политический вопрос? Безусловно, политический, если понимать политику содержательно, а не как то, чем занимаются на саммитах или митингах. Появление (а точнее — возрождение) в России региональной авиации — это на самом деле первостатейный вопрос экономической политики, и теоретически это многие, в том числе в правительстве, понимают, вот только результатов пока не видно.

Свежий пример. На майские праздники я собрался в Сочи, чтобы наконец посмотреть, чего там понастроили к Олимпиаде. Памятуя, что год назад прямой авиарейс из Ростова в Сочи был, я принялся искать его в интернете, но рейса не обнаружилось — Олимпиада-то кончилась, пользуйтесь, как раньше, услугами РЖД. Ладно, Сочи, допустим, сравнительно недалеко, всего ночь в поезде. Но есть ведь немало мест на Юге, где по редакционным надобностям и просто так приходится бывать довольно часто, а добираться туда, мягко говоря, неудобно. В ту же Махачкалу, например, поезд из Ростова идёт как минимум сутки, а в Астрахань прямых поездов и вовсе нет — надо ехать либо 14 часов автобусом (удовольствие сомнительное), либо на поезде делать крюк через Волгоград (тратя те же сутки). Или же, если надо быстро и не жалко денег, лететь через Москву — многие, кстати, так и делают.

Авиаторы очень любят рассуждать, что на рейсах типа Ростов — Астрахань, мол, пассажиров будет три с половиной человека в неделю, поэтому ставить их в расписание нерентабельно. Однако здесь мы оказываемся перед лицом вечного вопроса о курице и яйце: спрос рождает предложение или наоборот? Ещё один пример. В прошлом сентябре у меня выдалось несколько свободных дней, и я решил куда-нибудь слетать на выходные. Стал изучать расписание ростовского аэропорта — и оказалось, что от нас можно улететь в Баку, где я давно хотел побывать, но тащиться туда поездом полтора дня совсем не улыбалось. Обнаружив рейс до Баку со стыковкой в Махачкале, да ещё и по приемлемой цене 4 тысячи рублей в один конец, я тут же забронировал билеты. Надо сказать, что именно такая модель потребительского поведения очень распространена в странах, где летает много авиакомпаний-дискаунтеров: люди просто покупают билеты по привлекательной цене, чтобы слетать куда-нибудь на выходные. Иными словами, спрос рождается предложением.

На этом, правда, история с поездкой в Баку не закончилась. За день до вылета мне позвонил сотрудник авиакомпании и сообщил, что по неким причинам я смогу долететь только до Махачкалы, а рейс Махачкала — Баку отменен. Поскольку чемодан был уже собран и менять планы не хотелось, я долетел до Махачкалы, а оттуда пришлось ехать поездом до Баку (на всякий случай, 390 километров) 14 часов — кажется, это был самый медленный поезд в моей жизни. Ну а когда я решил вернуть обратно деньги за отменённый рейс, обнаружилось, что процедура возврата денег на сайте авиакомпании настолько сложна, что проще подарить ей 2 тысячи рублей, чем тратить время на сбор каких-то странных реквизитов.

Тем временем во многих СМИ победно писали, что Минрегион наконец начал субсидировать региональную авиацию, включив в соответствующую пилотную программу ЮФО и СКФО (базовым аэропортом были назначены Минеральные Воды). Не сомневаюсь, что это действительно нужный и полезный эксперимент, который наверняка со временем доберётся и до Ростова, Краснодара, Астрахани, далее везде, но пока региональная авиация у нас остаётся несбыточной мечтой. Из тех же Минеральных Вод пока можно, помимо Москвы и Петербурга, улететь только в Екатеринбург, Астрахань, Саратов и Уфу, да и то рейсы выполняются не каждый день. Из Ростова география полётов чуть пошире, но в сравнении с количеством заявленных рейсов в Симферополь все остальные межрегиональные маршруты — это капля в море.

Любопытным образом разворачивается ситуация и с отменой НДС на внутренних авиалиниях. Несколько лет назад казалось и говорилось: «дело фактически решённое, осталось только, чтоб Минфин подписал». Дудки! Вы, господа, что, первый день Минфин знаете? Идея быстро перешла в разряд благих пожеланий, а последний год её и вовсе никто не вспоминал. И вот, пожалуйста: присоединили Крым, объявили туда кучу рейсов — и уже Минтранс просит правительство освободить авиакомпании от уплаты НДС при полётах на новый российский курорт. Раньше авиабилеты в Симферополь этим налогом не облагались, как и все остальные международные рейсы, но теперь Крым — это Россия, а значит, должен существовать в российском правовом поле. Тоже, скажете, политическое решение? А если, допустим, не сегодня-завтра в состав России войдёт Донецк — вовсе не курорт, и как с ним быть? Вводить НДС на полёты туда или не вводить? А чем хуже Крыма тот же Сочи, где надо кем-то заполнять построенные к Олимпиаде гостиницы, поэтому отмена НДС на перелёты до Адлера могла бы существенно удешевить билеты и создать дополнительный поток отдыхающих. Дело, как обычно, за малым: убедить Минфин.

Впрочем, есть повод для того, чтобы смотреть в будущее региональной авиации с оптимизмом. Ещё несколько лет назад, в бытность главой Минфина незабвенного Кудрина, слово «инфраструктура» в этом ведомстве вообще было под запретом. Теперь же времена иные: утверждение, что в России не строят дороги, уже, мягко говоря, некорректно — строят, и ещё как. И аэропорты многие модернизировали — любо-дорого смотреть. Поэтому можно предположить, что и до региональных авиаперевозок черёд дойдёт. Летать, правда, хочется прямо сейчас.                                                

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№16-17 (306) 21 апреля 2014
Аграрная политика
Содержание:
Мы могли потерять аграриев

Сельское хозяйство, одна из самых передовых отраслей экономики Юга, оправляется от последствий вступления России в ВТО и кризиса в сфере господдержки отрасли. Совсем недавно региональный АПК буквально прошёл по краю — проблемы были даже у самых сильных игроков

Реклама