Югу нужна своя топливная повестка

Русский бизнес
Москва, 23.05.2016
«Эксперт Юг» №6 (392)
Чтобы отстаивать свои интересы, операторам топливного рынка юга России необходимо искать способы для объединения региональных игроков — это ключевая мысль Первого донского топливного форума, прошедшего в Ростове-на-Дону

Выбор площадки для форума случайным не назовёшь. По данным коммерческого директора «ОМТ-Консалт» Радика Саитова, транзитное положение Ростовской области делает её наиболее привлекательной для оптово-розничных игроков АЗС. Организаторами мероприятия выступили журнал «Эксперт ЮГ» и компания «ОМТ-Консалт» при поддержке министерства промышленности и энергетики Ростовской области и Российского топливного союза.

Зона роста

Нефтегазовый сектор для юга России играет особую роль, являясь основным локомотивом роста его экономики. На его функционирование не особо повлиял даже мировой экономический кризис, лишь перераспределив финансовые потоки с зарубежных поставщиков оборудования на отечественных. За последние семь лет доля отрасли в суммарном инвестиционном портфеле Юга выросла втрое. Если в 2008 году инвестиционные проекты в сфере ТЭК составляли 11% от всего инвестиционного пирога ЮФО и СКФО, то на начало 2015 года их доля превысила уже половину.

С появлением в 2008 году Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи у мелких региональных операторов отпала необходимость зависеть от крупных ВИНКов по поставкам топлива на свои АЗС — появилась возможность закупать его напрямую. Это сделало рынок прозрачнее и доступнее для любого мелкого игрока. С другой стороны, на южнороссийском рынке практически закончился процесс консолидации розничных топливных активов ВИНКами, которые сегодня перестали скупать мелких игроков, сосредоточившись на добыче и модернизации своей нефтегазопереработки. Таким образом, рынок Юга приобрёл некую сбалансированность — ВИНКи и независимые операторы приблизительно на паритетной основе делят розничные сети. А в ряде национальных республик Северного Кавказа присутствие ВИНКов и вовсе фрагментарно.

Такой паритет сложился неспроста. ВИНКи обустраивают свои сети вдоль федеральных трасс, где наблюдается наибольший трафик, независимые же игроки преобладают в небольших городах и населённых пунктах, куда крупным операторам выходить попросту экономически невыгодно. Зато мелкие игроки явно неконкурентоспособны на федеральных автодорогах, где многотопливные комплексы ВИНКов, обладающие собственным оптом, переработкой и узнаваемыми брендами, всё равно будут иметь преимущество.

«Наше место — это исторически обустроившиеся заправки в небольших городах, — говорит Максим Неженец, директор компании “Агронефтепродукт”, которая управляет небольшой сетью АЗС в Лабинске. — Здесь не нужно создавать особую инфраструктуру при АЗС, не нужно организовывать специальные пункты питания, мини-маркеты. Крупные ВИНКи ставят для своей розницы повышенные задания по продажам, поэтому они никогда не пойдут в провинцию. Наличие фаст-фудов для ВИНКов сразу поднимает рост продаж на 30 процентов. А провинция им неинтересна. У нас же, напротив, задача социальная — мы снабжаем топливом, качество которого ничуть не хуже, чем у ВИНКов, жителей глубинки».

«Конкурировать с ВИНКами можно главным образом за счёт хорошо налаженных логистических схем, — считает коммерческий директор ООО “Ростовская топливная компания” Алексей Трусов. — Хотя с крупными игроками правильнее было бы не конкурировать, а сотрудничать. Иначе они нас просто выжмут с рынка».

Генеральный директор ООО «Омнитрейд» Алексей Краевский подтвердил, что смена бренда его компании с «Башнефти» под торговую марку Shell резко повысила узнаваемость продукции и привлекла на его АЗС автолюбителей. «У нас наблюдается положительная динамика в реализации горючего. Потребитель сегодня, имея престижные машины, выбирая качественную продукцию, даже готов платить за дорогое брендированное моторное топливо», — уверен г-н Краевский.

Большие проблемы малого бизнеса

Впрочем, сбалансированость рынка всё же не гарантирует от его локальных потрясений. Сильная ценовая волатильность и падение мировых цен на нефть лишают манёвра как оптовиков, так и мелкую розницу.

Своим опытом по созданию прозрачного механизма маркировки цен поделился вице-президент Российского топливного союза (РТС) Ринат Фаттахов: «Сегодня есть маркеры цен по крупному опту — это биржа, есть маркеры цен по рознице. Все понимают, какая средняя цена в регионе, стране, любом населённом пункте. Непонятна цена, которая формируется по мелкому опту. Это скрытый механизм, который, по сути, привязан какими-то корреляциями к крупнооптовой цене, но на какой день цена поднимется или опустится — это загадка. Наша инициатива была в этом году — создать справедливый маркер цены по мелкому опту — это баланс спроса и предложения, прозрачный механизм на бирже — а именно стимулировать вывод мелкого опта на биржу. Все отечественные НПЗ должны выйти со своей продукцией на биржу для создания более справедливой цены».

Доступ на биржу серьёзно повлиял на снабжение топливом Крыма. По словам Сергея Бейма, президента фирмы «ТЭС», владеющей розничной сетью на полуострове, крупные игроки из-за опасения подпасть под западные санкции не могут работать в Крыму, поэтому местные операторы лишены конкуренции со стороны ВИНКов. Из-за этого и поставки топлива были затруднены не только проблемами с логистикой, но и отсутствием развитого опта. Впрочем, по его прогнозам, открытие мостового перехода через Керченский пролив увеличит продажи топлива в Крыму сразу на 30–45%. Вот тогда нынешних поставок через железнодорожный паром будет точно не хватать.

Однако это сразу же выявит ещё одну проблему независимых операторов — затруднённый доступ к кредитным ресурсам. Это приводит к резкому сокращению строительства современных заправочных комплексов. Средний и мелкий бизнес в лучшем случае может себе позволить лишь модернизировать или реновировать те АЗС, которые у него есть в наличии.

Отсутствие средств практически сняло на юге России старый тренд на повсеместное строительство мини-НПЗ практически во всех регионах ЮФО и СКФО. Раньше каждый уважающий себя глава региона старался заполучить себе собственную, пусть даже мелкую нефтепереработку, чтобы не быть зависимыми от диктата ВИНКов. Ныне же минимальная цифра инвестиций в строительство нормального НПЗ (нерентабельными считаются все заводы мощностью переработки сырца менее 7 млн тонн в год) в 1 млрд долларов неподъёмна для среднего бизнеса. Те же мини-НПЗ, которые уже существуют на юге России, не в состоянии изыскать средства на модернизацию своих «самоваров», чтобы довести выпуск топлива до требуемого техрегламентом стандарта «Евро-5», который вступит в силу уже с нынешнего лета.

«При изменившейся системе налогообложения существующие мини-НПЗ сегодня влачат плачевное существование», — заметил г-н Фаттахов.

Пока же участники форума отметили, что «самоварщики» зачастую продают под видом высококачественного дизеля низкооктановое печное топливо, смешанное с хорошей соляркой. Причём подобный «продукт» можно встретить даже на брендовой АЗС.

Есть на рынке и другие риски. «Мы анализируем деятельность крупнейших конкурентов и видим, что у большинства собственный капитал потерян, — говорит Максим Дьяченко, управляющий партнёр компании “Петролеум-Трейдинг“. — То есть сумма рисков выше собственного капитала. И система риск-менеджмента — это не панацея, она не даёт полностью избежать всех потерь. Случаи мошенничества, недобросовестность контрагентов оказывают большое негативное влияние на наш рынок».

Рынку нужна консолидация

Действительно, проблем, которыми могли бы озаботиться региональные игроки, немало — борьба с контрафактом, ценовые сговоры и дисбалансы, давление ВИНКов, волатильность, экспансия газомоторного топлива на традиционные «бензиновые» рынки и прочее. Сейчас на топливном рынке России лоббированием интересов отечественных операторов занимаются две основные структуры. Совет по товарным рынкам представляет интересы трейдеров, занимается регулировкой биржевых механизмов, а РТС отстаивает интересы топливных операторов. «Хотелось бы призвать участников форума задуматься над своим местом под топливным солнцем, ибо ВИНКи преследуют свои интересы и не получают никакого сопротивления своей экспансии со стороны независимого рынка, — обратился к собравшимся Ринат Фаттахов. — На юге России нет структур, входящих в РТС, сообщество не консолидировано. А у нас как раз уже достигнуты хорошие результаты по итогам прошлого года. К примеру, на Алтае региональные власти давили на операторов, заставляя их корректировать ценовую политику. РТС их позицию озвучил в высших кругах, и сегодня их проблема уже частично решилась. Если вы создадите свои региональные ячейки, РТС услышит вас, будет доносить ваши проблемы до федеральных властей, ФАС и других».

Владимир Клименко из донского минпрома поддержал эксперта, заметив, что операторам АЗС «желательно объединяться, чтобы совместно решать возникающие в отрасли вопросы». Предполагается, что в ближайшие месяцы РТС проведёт в регионах Юга ряд встреч с представителями топливного рынка, которые должны помочь его участникам найти точки соприкосновения и консолидации. Пока же все ожидания операторов сосредоточены на мировых ценах на нефть и ценовой политике крупных поставщиков топлива.

«Ближайшие три-четыре года рынок будет сжиматься, — уверен генеральный директор ООО “Центр технологий конкуренции” Евгений Коротин. — Крупные ВИНКи более неповоротливые, и у них непременно возникнут сложности с контролем качества топлива. Мелкие игроки более управляемы, поэтому им будет легче. Но в любом случае потребители привыкли верить узнаваемым брендам. Мелким операторам придётся модернизировать свои торговые марки или уходить под более знаковые»

Что выпускает Ильский НПЗ

В опубликованном «Экспертом ЮГ» интервью с Владимиром Ревенко, заместителем генерального директора «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» (см. №5 от 9 апреля 2016 года), прозвучала некорректная информация о работе Ильского НПЗ. Сообщаем, что ни ООО «Ильский НПЗ», ни его собственники не приобретали, как было заявлено, ростовскую розничную сеть «Ростнефть». Завод реализует переработанную продукцию на внешнем и внутреннем рынке, однако не занимается распространением нефтепродуктов в розницу на отечественных заправках.

На данный момент перечень производимых на ООО «Ильский НПЗ» продуктов включает в себя бензиновую прямогонную фракцию (применяется в качестве сырья для вторичных процессов переработки нефти и нефтехимии), экспортный технологический бензин, дизельное топливо (используется в процессах гидрооблагораживания и на судовых энергетических установках), мазут (применяется в процессах глубокой переработки тяжёлых нефтяных остатков и вакуумного газойля, а также в качестве сырья для производства флотского мазута, тяжёлого моторного топлива и бункерного топлива), а также топливо печное бытовое и судовое маловязкое топливо (применяется на судовых энергетических установках).

Основная задача НПЗ в долгосрочной перспективе — к 2022 году наладить производство топлива «Евро-5» в соответствии с подписанным 18 марта 2016 года дополнительным соглашением №1 к четырёхстороннему соглашению с ФАС, Росстандартом и Ростехнадзором об утверждении новой программы развития завода. Только после реализации программы возможной станет выработка 750 тысяч
т/год автомобильных бензинов и 1770 тысяч т/год дизельного топливо класса «Евро-5», отвечающего повышенным экологическим требованиям Технического регламента ТР ТС 013/2011. Эту масштабную комплексную модернизацию ООО «Ильский НПЗ» проводит совместно с ООО «КНГК-Групп».

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №6 (392) 23 мая 2016
    Чем запомнятся южные думцы?
    Содержание:
    «Ряд депутатов за 10 лет избрания по спискам избиратели забыли»

    По словам Дмитрия Абросимова, директора Центра региональных социально-экономических исследований, результатом нового сезона борьбы за места в Госдуме должно стать появление региональных лидеров, которые будут иметь политический вес на местах. Сейчас такого веса нет почти ни у кого

    Реклама