Порту ищут одни руки

Русский бизнес
Москва, 14.11.2016
«Эксперт Юг» №11 (397)
Министерство экономического развития РФ выступило с инициативой совместной продажи госпакета акций ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (20%) и доли государственной АК «Транснефть» (35,5%). Cразу три крупных игрока, «ВТБ Капитал», «Альфа-банк» и «Сбербанк CIB», подали заявки на организацию продажи госпакета

Фото: customsexpert.ru

Вопрос о совместной продаже пакетов был озвучен на совещании под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. На нём обсуждались три варианта приватизации: совместная продажа пакетов или по очереди — сначала «Транснефти», а потом госдоли и — наоборот. Речь на этот раз идёт о внесении госдоли НМТП в план правительственный приватизации на 2017 год. Позиция МЭРТа была поддержана и руководством Минтранса РФ. Несмотря на то, что конкретизации планов правительства пока не опубликовано, реакция банков на заявление косвенно свидетельствует о том, что прозвучал реальный сценарий.

Правительство уже давно вносит госпакет в план приватизации, но каждый раз откладывает его продажу из-за не самой лучшей рыночной конъюнктуры. Теперь же и в руководстве «Транснефти» заявили о желании продать свою долю. Основным претендентом на неё, вероятнее всего, будет группа «Сумма» (контролируется предпринимателем Зиявудином Магомедовым), владеющая собственным пакетом НМТП на паях с «Транснефтью» через компанию Novoport Holding Ltd., которой принадлежит 50,1% НМТП. В случае установления контроля над пакетами «Сумма» станет основным бенефициаром главных морских ворот России и сможет пересмотреть всю структуру грузопотоков компании. Предполагается, что премия за контроль при продаже совместного пакета может быть выше, чем продажа пакетов по отдельности, и в общей сумме составит порядка 22,3 млрд рублей.

Разность интересов

Основной стивидор России, ПАО «НМТП», за последний год значительно поправил свои производственные и финансовые показатели. По данным пресс-службы НМТП, за три квартала 2016 года порт перевалил 8,8 млн тонн навалочных и 11,6 генеральных грузов, что превышает перевалку за аналогичный период прошлого года соответственно на 0,5% и 10,1%. Рост показателей достигнут за счёт наращивания в первую очередь перевалки металлов, железорудного сырья и угля. Общий грузооборот группы вырос на 6,3%. Соответственно, выручка НМТП за 1 полугодие выросла с 438 до 442 млн долларов.

«В 2015 году нам удалось переломить негативные тенденции предыдущих лет и добиться роста грузооборота на 6,5 процента, что стало лучшим показателем темпов роста за последние 7 лет и превысило рекорд 2009 года на 0,5 процентных пункта, — говорит в официальном сообщении генеральный директор НМТП Султан Батов. — Такой результат стал возможным во многом благодаря программе модернизации перегрузочного оборудования и технического перевооружения предприятий, которая проводилась последние два года. Мы смогли увеличить интенсивность обработки грузов на всех участках и создать запас мощности, а развитие клиентского сервиса и работа коммерческой дирекции помогли привлечь новые грузопотоки».

Ожидается, что до конца года компания способна увеличить грузооборот. В первую очередь — перевалку зерна за счёт отмены до 1 июля 2018 года госпошлины на экспортную пшеницу, а также открытия турецкого и египетского зерновых рынков.

Но у основных бенефициаров НМТП уже давно не складываются отношения. «Транснефть» и «Сумма» не первый год расходятся во взглядах на развитие Новороссийского порта. Первая вполне обоснованно лоббирует развитие наливного сегмента, вторая — сухогрузного («Сумма» стала совладельцем Объединённой зерновой компании). «Транснефть» в 2013 году даже инициировала внеочередное собрание акционеров для смены руководства НМТП, который возглавлял тогда словенский менеджер Радо Антолович.

В руководстве «Суммы» особо не скрывали, что не прочь были бы увеличить свою долю в компании и давно уже ведут скупку акций НМТП. Представители компании г-на Магомедова также подчёркивали и свой интерес к приобретению госпакета. В случае наращивания своей доли в НМТП за счёт пакета оппонентов «Сумма» может пересмотреть всю структуру грузооборота Новороссийского порта, сделав ставку на развитие мощностей одного из крупнейших в России элеваторов НКХП и контейнерных перевозок.

В этом может очень помочь нынешний гендиректор НМТП Султан Батов, который ранее возглавлял ныне входящую в портовой холдинг Балтийскую стивидорную компанию. Ему удалось за 7 лет учетверить грузооборот своего терминала. Как раз именно для БСК группа «Сумма» планировала реализовать инвестпроект удвоения пропускной способности контейнерного терминала с нынешних 200 тысяч TEUs до 400 тысяч TEUs в год стоимостью 40 млн долларов.

В Новороссийске же «Сумма» планирует сделать упор на навалочных грузах.

Уже на прошедшем ПМЭФ-2016 было подписано соглашение о строительстве на территории Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ) универсального терминала для перегрузки навалочных грузов, для чего в июне этого года руководство группы выкупило 30,28% акций этого предприятия, консолидировав у себя почти весь пакет.

«Развитие перевалки навалочных грузов является одним из приоритетов стратегического развития Группы НМТП, — уточнил Султан Батов. — Сегодня эта стратегия получила прочную грузовую основу».

Сейчас уже речь идёт о строительстве не просто навалочного, а универсального терминала на НСРЗ, через который можно было бы переваливать различные виды грузов.

По информации директора по проектам и развитию НМТП Александра Халезина, в руководстве компании уже принято решение об увеличении до середины 2018 года мощности перевалки Новороссийского зернового терминала с 4,5 до 7 млн тонн в год. То есть компания уже вовсю работает над наращиванием навалочного сегмента.

Со своей стороны в руководстве «Транснефти» предлагали, пользуясь выгодной рыночной конъюнктурой, развивать наливные мощности (нефтерайон «Шесхарис», мазутный терминал), расширяя экспорт нефти и нефтепродуктов. Несовпадение интересов в последнее время и вовсе привело к тому, что в руководстве госкомпании завели речь о продаже собственной доли в НМТП.

С другой стороны, «Транснефть» не собирается сворачивать свою активность в порту. В компании сообщили, что её «дочка», АО «Черномортранснефть», в настоящее время заканчивает техническое перевооружение перевалочного комплекса «Шесхарис». В 2018 году должны быть сданы четыре новых вертикальных резервуара объёмом по 20 тысяч кубометров каждый. А до 2020 на площадке «Грушовая» планируется построить ещё 10 резервуаров. Параллельно «Транснефть» реализует проект строительства нефтепродуктовода «Юг» по маршруту Самара — Волгоград — Тихорецк — Новороссийск с поставкой в порт дизтоплива в объёме до 11 млн тонн в год. Его сдача в эксплуатацию также запланирована на 2020 год. В этих условиях потеря контроля над НМТП как конечной логистической точкой своих трубопроводов также не в интересах госкомпании.

Зато продажу доли «Транснефти» поддержали в правительстве РФ, где наконец решились приватизировать госпакет портового холдинга в паре с госкомпанией.

Цивилизованный развод

По словам генерального директора компании INFRANEWS Алексея Безбородова, до конкретизации планов правительства и желаний руководства «Транснефти» оценивать перспективы развития НМТП преждевременно: «За последние семь-восемь лет правительство практически ежегодно провозглашало намерение внести в план приватизации госпакет НМТП, но каждый раз по различным причинам отказывалось. Не исключено, что и данная ситуация останется пустыми разговорами».

Однако на сей раз приватизация — уже не роскошь, а средство наполнения бюджета. «Пока нет оснований полагать, что в 2017 году ситуация с государственными доходами может кардинально улучшиться. Финансирование бюджетного дефицита возможно за счёт эмиссии государственных облигаций или продажи госимущества. Приватизация госпакетов акций вполне подходит под эти условия», — заметил «Эксперту ЮГ» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

«На мой взгляд, в приватизации для НМТП есть два главных плюса. Во-первых, покупка крупного пакета приведёт к повышению котировок компании. Во-вторых, увеличение частного капитала более благоприятно для бизнеса компании, чем наличие собственника в лице государства», — считает аналитик компании «Инвесткафе» Вячеслав Макаренко.

По оценкам компании, в нынешних котировках на Московской бирже 55,5% акций НМТП стоят приблизительно 62 млрд рублей. Премия за контроль над всем пакетом может составить 20–30%. Сегодняшняя стоимость госпакета оценивается в 22,3 млрд рублей, с учётом премии сумма может вырасти.

Вполне возможно, длительная пауза правительства, впервые объявившего о желании продать пакет ещё в 2008 году, оказалась обоснованной — за это время цена акции поднялась с 3,72 до нынешних 6,44 рубля. «Транснефть» также получит неплохие деньги за свою долю, что ей придётся весьма кстати в свете широкой инвестиционной программы на «Шесхарисе» и в проекте «Юг». «Сумма» же в случае весьма вероятной победы на торгах сможет уже без помех развивать мощности НМТП, исходя из своего понимания грузопотоков.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№11 (397) 14 ноября 2016
250 крупнейших компаний ЮФО
Содержание:
Драйвер роста из волгоградской лаборатории

ГК «Мегамикс», впервые попавшая в наш рэнкинг крупнейших компаний ЮФО, за без малого 18 лет продемонстрировала развитие от простого производства премиксов масштаба частного кооператива, работающего для нескольких небольших птицефабрик, до одного из крупнейших игроков, занимающего 22% российского рынка

Реклама