«На Западе предпринимательницы более мужеподобны»

Южнороссийские бизнесвумен о всплеске интереса к женскому предпринимательству и о его специфике в России — пять ключевых вопросов и восемь деловых собеседниц

ЭКСПЕРТ ЮГ

1. Всплеск интереса к женскому предпринимательству — чем объяснить?

Валерия Скавронская, директор общественной организации семьи «Всегда рядом»:

— Почему женское предпринимательство — это актуальная тема? Во-первых, сейчас у нас есть проект — Национальная стратегия действий в интересах женщин до 2022 года, его подписала Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации. В этом проекте отражены такие идеи, как поощрение женского предпринимательства, забота о здоровье женщин, он немного касается и темы равноправия полов. Этот проект был запущен в 2017 году, он вполне успешен, его обсуждают, о нём говорят.

Татьяна Нечепаева, генеральный директор компании «Рейна-Тур НТВ», руководитель отделения общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса» в Ростовской области:

— Мне думается, что интерес к женскому предпринимательству, который растёт в последнее время, связан прежде всего с тем, что женщине, по своей сути, уже мало быть просто предпринимателем. Она хочет приносить пользу обществу, быть социально активной, стараться объединять вокруг себя людей, которые вместе с ней хотят изменить этот мир к лучшему, влиять на решения в области воспитания детей и образования.

Елена Бажан, руководитель и владелец ряда компаний в сфере торговли одеждой и ресторанного бизнеса (ООО «Астмедия», ООО «Бситрейд» и др.), президент Ассоциации деловых женщин Астрахани:

— Всплеск интереса определённо есть, причём со стороны самых высших представителей власти. Вызван он, я полагаю, активностью деловых женских сообществ, большим энтузиазмом, чем у мужчин! Женщинам у нас в стране некогда грустить и поддаваться кризисным депрессиям, за нами целина — наши дети. Мужчины более подвержены спаду энтузиазма в связи с усложнением экономической ситуации в стране и мире в целом. Немаловажным является и тот факт, что демографически женщин больше. Как граждан, как избирателей.

Ирина Гусева, генеральный директор сети стоматологических клиник «Бобрёнок»:

— Рост интереса к женскому предпринимательству в России — это логично, потому что всё больше и больше женщин хотят самореализовываться, быть нужными и полезными не только в своей семье. Потому что есть очень большой потенциал, и женщины его у себя чувствуют, и просто нельзя, чтобы это так пропадало. Самое удивительное, что женщины показывают прекрасные результаты и достигают больших успехов. Соответственно те женщины, которые видят такие примеры, себе говорят: «Я же тоже так могу». Если они работают по найму, то во время декретного отпуска им очень часто приходят мысли о том, чем они могут заниматься сами. И они уже не возвращаются на работу по найму, а придумывают какое-то своё дело.

Анна Воробьёва, ростовский дизайнер интерьера и одежды, владелица собственного бренда Anna Vorobyeva и одноимённой сети магазинов:

— Я считаю, что интерес к женскому предпринимательству сейчас очень большой. С каждым годом набирает обороты индивидуальное женское предпринимательство. Это малый, даже микробизнес. Очень много женщин, которые хотят реализоваться. Ими в меньшей степени движет какой-то денежный вопрос, они хотят быть именно полезны обществу, хотят что-то делать, чтобы приносить пользу.

Юлия Васильцова, генеральный директор ООО «ТД „Спектр Пак“»:

Елена Бажан, руководитель и владелец ряда компаний в сфере торговли одеждой и ресторанного бизнеса 22.jpg ЭКСПЕРТ ЮГ
Елена Бажан, руководитель и владелец ряда компаний в сфере торговли одеждой и ресторанного бизнеса
ЭКСПЕРТ ЮГ

— Сегодня в Рунете более тысячи материалов посвящены женскому предпринимательству, в то время как в 2010 году число их не насчитывало и сотни. Деловая активность женщин стремительно растёт. Многие государственные структуры и крупные компании реализуют проекты, направленные на разностороннюю поддержку предпринимательниц. Из года в год возникает всё больше женских объединений, общественные организации поддерживают женское предпринимательство. Особое внимание уделяется образовательным программам для повышения финансовой грамотности женщин, разработке функциональных рабочих инструментов, которые нужны при поддержке женского предпринимательства для всех поколений. Внимательно изучаются тренды и особенности ведения женского бизнеса с целью создать инфраструктуру и меры поддержки женского предпринимательства. Роль женщин в предпринимательской деятельности неуклонно растёт. Женщины, безусловно, стали одним из драйверов в развитии малого предпринимательства в мире в целом и в нашей стране в частности.

Татьяна Быкадорова, вице-президент и соучредитель Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства, в прошлом управляющий конгресс-отелем Don-Plaza:

— Это мировой тренд — женщина у власти, женщина в управлении. С чем это связать? Возможно, с тем, чего мы добились — равноправия. Сначала были большие перекосы, как будто женщина что-то отвоёвывала, этот этап позади. Теперь уже на повестке дня битва умов в хорошем смысле, когда женщина отвоёвывает позиции умом, мудростью. Это обусловлено природной выносливостью женщины. На долю женщины чисто природно и физиологически выпадают такие сложности и трудности, которые учат не прямо ходить, а ко всему подходить дипломатично. Эта выносливость с годами укрепляется, в результате женщины более выдержанны. Хотя я предпочитаю больше с мужчинами общаться — они меньше подвержены эмоциям. Мужская природа такова, что у них меньше извилистых тропинок на пути к цели.

2. Специфика женского предпринимательства — есть ли она?

Татьяна Нечепаева:

— Женщины, как в семье, так и в социальной жизни, смотрят больше в будущее, и стараются строить это будущее с большим оптимизмом, чем мужчины. Представительницы прекрасного пола более осмотрительны, менее склонны к сомнительным сделкам, более совестливы, более гибки. Если уж женщина чего-то не знает — она не постесняется об этом спросить и научиться. Мы лучше адаптируемся к новым условиям, можем быстро мобилизоваться и переориентироваться в нужной ситуации. Благодаря нашей эмоциональности нам легче устанавливать доверительные отношения с партнёрами и с коллегами. Нам свойственна интуиция. Мы не гоняемся за быстрым взлётом бизнеса, двигаясь шаг за шагом, без мужского размаха и глобализма. Женщины пунктуальнее мужчин — это проявляется в отношении к налоговым, финансовым решениям и к инвестициям. Даже банки подтверждают тот факт, что среди женщин-заёмщиков гораздо меньше должников, чем среди мужчин.

Ирина Гусева:

— Для нас важно не только то, что мы зарабатываем, а важно то, как наша деятельность может влиять на общество, на других людей. Менеджмент, стиль управления, стиль построения организации — вот в этом у женщины есть свои особенности. Она также может быть структурна и системна, но в то же время у неё есть внутренняя направленность на людей, на отношения с сотрудниками, на отношения сотрудников между собой. Мы очень много думаем о лояльности сотрудников к организации и о том, как сотрудники чувствуют себя. Мы очень много времени проводим на работе, поэтому для нас так важны комфорт, более человечное отношение, создание более коммуникационной модели. Сейчас очень модна такая модель — сделать каждого сотрудника счастливым. Когда он счастлив, то и больше приносит денег соответственно.

Юлия Васильцова,  генеральный директор ООО «ТД „Спектр Пак“» 22-02.jpg ЭКСПЕРТ ЮГ
Юлия Васильцова, генеральный директор ООО «ТД „Спектр Пак“»
ЭКСПЕРТ ЮГ

Анна Воробьёва:

— У женщины очень много страхов в начале дела — она боится не состояться как мать, жена — для нас это важно, менталитетом это у нас так установлено. И у мужчин как-то больше капитала изначально, вложения они какие-то изначально продумывают, а женщины в большинстве случаев не обладают этими ресурсами. Вот я хотела заниматься в жизни тем, что мне нравится. У меня по факту хобби переросло в профессию. Моё мнение — женщине, даже если она работает, даже если она идёт в бизнес — этот бизнес должен приносить удовольствие, она должна всё-таки делать то, что ей нравится, а не стараться просто ради денег. Карьера ради денег и обеспечения семьи — это всё-таки мужской удел.

Валерия Скавронская:

Татьяна Быкадорова, вице-президент и соучредитель Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства 22-01.jpg ЭКСПЕРТ ЮГ
Татьяна Быкадорова, вице-президент и соучредитель Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства
ЭКСПЕРТ ЮГ

— Когда появилось женское предпринимательство, появились и так называемые псевдо-женщины-предприниматели, которым просто подарили бизнес. Купили салон, магазин или ещё что-нибудь. Это, пожалуй, тренд последнего времени, и это сложно назвать предпринимательством. Закончилась помощь инвестора — закончился бизнес. Раньше было модно быть содержанкой, теперь стало модно быть бизнесвумен. И содержанка перешла в категорию «бизнесвумен», но по сути это та же содержанка. Это типаж женщин инфантильных, которые не приспособлены что-то создавать, они могут только потреблять. Плохо, когда это рекламируется, поощряется обществом. Постепенно мы возвращаемся к тому, что должно быть содержание, а не только форма. Предпринимательство для женщины должно быть способом самореализации, получения социального признания. Признание не только в семье — это следующая ступень личностного роста. Сначала женщина делает всё для себя, потом всё для семьи, затем всё для общества.

3. Баланс между социальными ролями — в чем проблема?

Ирина Гусева:

— Меня часто спрашивают — как ты всё успеваешь? Я люблю планировать. Если есть план, то и никаких вопросов нет. Мне на всё хватает времени, главное — грамотно его использовать. Если я не успеваю решить какую-то задачу, значит, она не столь важна сейчас. Всегда задачи можно делегировать, привлечь других людей. Необходимо соблюдать баланс. Всё дело в мотивации. Я хочу на смертном одре сожалеть по минимуму.

Ирина Гусева, генеральный директор  сети стоматологических клиник «Бобрёнок»  22-03.jpg  ЭКСПЕРТ ЮГ
Ирина Гусева, генеральный директор сети стоматологических клиник «Бобрёнок»
ЭКСПЕРТ ЮГ

Елена Бажан:

— Этот баланс всегда временный! Когда активно вовлекаешься в домашние задачи — что-то упускаешь в бизнесе, и наоборот. Постоянно приходится быть в поиске консенсуса. Кроме того, это всё задачи, в которые вкладываешься энергетически, ресурсно. А нужно где-то ещё и подпитываться, то есть находить какое-то наполняющее тебя занятие, которое позволит тебе быть эффективной во всех заданных векторах.

Валерия Скавронская:

— Когда женщина является предпринимателем, то у неё нет возможности получать те же социальные гарантии, которые она получает, выходя в декретный отпуск. Давайте говорить честно: когда ты работаешь на себя, ты работаешь в режиме «24/7». Не говоря уже о том, что это может быть семейный бизнес, это уже отношения с мужем, которые превращаются в отношения производственные, где начинает размываться понятие семьи. Если говорить о женском предпринимательстве, то нужно говорить о золотой середине. Если всю энергию направлять на бизнес, то женщина уже не сможет давать детям свою любовь и заботу, вдохновлять своего мужчину, так как домой она уже будет приходить очень уставшая. Я с этим столкнулась не понаслышке, в один момент я осознала, что у меня нет близких отношений с моим первым ребёнком, потому что в период его подросткового возраста его воспитывали все, кроме меня. Когда женщина знает об этом, она делает осознанный выбор. У меня была работа, бизнес, бесконечные стройки, и где-то к 30 годам я опомнилась и поняла, что в принципе деньги есть, но я не мама. У моего младшего ребёнка крепче связь с няней, чем со мной. Это плата за высокие достижения и победы. Если бы у меня не было детей, я бы не чувствовала полноты всей жизни, несмотря на всё то, что у меня есть. Гармония в том, чтобы состояться в своё время женщиной, мамой и женой, а уж когда придёт время, состояться в бизнесе, а никак не наоборот. Пройти все эти циклы, этапы — это уже большой личностный рост.

Анна Воробьёва:

— Я нахожусь в постоянном поиске этого баланса, потому что как только всё как будто устаканится — и вот перед тобой уже новая ступенька в бизнесе, и новая ступенька поиска гармонии. Конечно, это отнимает очень много времени. Когда у меня родился ребёнок, я первые полтора года посвятила ему полностью. Потом настал момент, когда я решила, что надо как-то двигаться в работе, это всё решалось на семейном совете. Я советовалась с мужем. Не было так, что я решила топнуть ногой, мол, вот буду работать, и мне всё равно, что вы об этом думаете, — это верный путь к конфликтам. Я лично знаю женщин, которые ушли в дело, и как-то всё пошло под откос. Но для меня важна семья. Это тот самый баланс. Это очень важно для меня.

Юлия Васильцова:

— Для женщины вообще очень непросто осуществить распределение ролей. Независимо от того, предприниматель женщина или нет, роль жены и матери с неё не снимается. Когда строишь бизнес, нужно понимать, что это требует больших энергетических затрат, и этой энергии должно хватать в том числе на семью. Женщинам сейчас легче развиваться — помогает огромное количество обучающих программ. Когда я начинала свой бизнес, мне даже не с кем было посоветоваться. Бизнес для меня — это как ребёнок. Я сейчас успешно воспитываю двух детей, а бизнес — это мой третий ребёнок, который тоже требует моего внимания, усилий и участия.

4. На Западе женское предпринимательство тесно связано с феминизмом — и у нас так?

Анна Воробьёва:

— На Западе более зациклены на том, чтобы противостоять как-то мужчинам. У нас женщины-феминистки больше пользуются благами мужчин, которые они могут использовать для достижения своих целей. Мне кажется, подъём феминизма не связан с женским предпринимательством, просто женщины сейчас отходят от роли хранительницы очага и всё больше хотят самореализовываться, но не только как предприниматели. В России женское предпринимательство развито в сферах, в которых женщина главенствует исторически. У нас огромное количество женщин-предпринимателей, занятых в сфере красоты, услуг. А на Западе многие мужские сферы, даже связанные с тяжёлым физическим трудом, уже освоены женщинами. Мне кажется, у нас женщины не так к этому стремятся, как на Западе.

Ольга Гринюк:

Валерия Скавронская, директор  общественной организации семьи «Всегда рядом» 22-06.jpg ЭКСПЕРТ ЮГ
Валерия Скавронская, директор общественной организации семьи «Всегда рядом»
ЭКСПЕРТ ЮГ

— Россия — особенная страна. Здесь женщина-предприниматель остаётся женственной, несмотря на то, что ей приходится играть роль управленца, а иногда и «цербера». На Западе предпринимательницы более мужеподобны. У нас женщина очень покладиста и непритязательна. Она, даже став успешным человеком, достигшим многого в жизни, не начинает страдать звёздной болезнью, не становится недоступной для общения с обычными людьми. Я думаю, что в принципе женщины на Западе более склонны к феминизму. Они привыкли по-мужски одеваться, по-мужски общаться. Наша сильная сторона — это женственность.

5. Цели в сфере женского предпринимательства — к чему стремиться?

Татьяна Нечепаева:

— Отличия российского женского предпринимательства от зарубежного в том, что на Западе женское предпринимательство поддерживается государством, а у нас — нет. Там существуют целые программы, которые финансируют интересные бизнес-идеи женщин. Там выделяют субсидии, кредитуют на особых условиях молодых мам, женщин-пенсионеров и т.д. В России тоже начинаются эти процессы, и мы надеемся, что государство обратит внимание на активных, потенциально талантливых женщин, найдёт механизмы поддержки и обучения тех, кто готов прийти в бизнес. Не думаю, что это можно ассоциировать с феминизмом. Ведь это не противостояние с мужчинами, это усиление предпринимательства. На мой взгляд, женское предпринимательство может действительно стать драйвером экономики. Так что лучше не придумывать велосипед, а просто начать применять лучшие мировые практики по поддержке женского предпринимательства.

Ольга Гринюк:

— Я бы не стала делить предпринимательство на женское и мужское. Что, государство должно сказать «мы помогаем женщинам-предпринимателям, а мужчины пусть подождут в сторонке»? Какая-то дискриминация. Но женщинам в принципе и на работе, и в бизнесе тяжелее, потому что их часто не воспринимают всерьёз. И второй момент — женщина боится и чувствует себя неуверенно, потому что у нас все-таки более мужское общество. В правительстве мужчины, на руководящих должностях мужчины. И женщины часто пасуют. Возможно, государству стоит заняться каким-то образованием для женщин.

Татьяна Нечепаева, генеральный директор  компании «Рейна-Тур НТВ» 22-05.jpg ЭКСПЕРТ ЮГ
Татьяна Нечепаева, генеральный директор компании «Рейна-Тур НТВ»
ЭКСПЕРТ ЮГ

Елена Бажан:

— Создание для женщин в бизнесе более экологичных условий для осуществления своей деятельности! Помощь и поддержка региональными властями женских бизнес-проектов. Облегчение бытовых проблем, предоставление социальных льгот и привилегий. Сегодня женщины-предприниматели приравнены законом к безработным. Являясь таким же плательщиком всех бюджетных и внебюджетных взносов и платежей, предпринимательницы не имеют возможностей по получению от государства выплат по беременности и родам — это крайне несправедливо!

Ирина Гусева:

— Нужно демонстрировать истории успеха — лично я обращаю внимание на это. Сейчас предприниматели начинают делиться своим опытом. Сфер приложения усилий для женщин очень много, много бесплатного обучения и поддержки — грех этим не заниматься, поэтому женщинам надо показать их возможности.

Валерия Скавронская:

— Когда женское предпринимательство даёт и доход женщине, и возможность больше проводить времени с семьёй, и она, собственно, не чувствует, что работает, изматывается — вот это правильно. Я за такое женское предпринимательство. И я бы за такое предпринимательство освобождала от налогов, потому что как такового дохода это предпринимательство государству не принесёт, а вот уровень здоровья и качество жизни женщине даст.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№6 (432) 1 июня 2019
ДОНСКОЙ УРОЖАЙ АРЕСТОВ И ОТСТАВОК
Содержание:
Реклама